Рабочая программа педагога - психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
рабочая программа
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? С поступлением ребенка 1,5 -2 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii.docx | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ…………………………………………………………......................3 |
1.1.Пояснительная записка………..…...…...…….…………………….……………..……....3 |
1.2.Цель и задачи реализации Программы……………...………..……….………..…..........4 1.3.Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения дошкольника…………………………………………………………….......4 1.4.Возрастные и психологические особенности воспитанников……….……..…………..5 |
1.5.Планируемые результаты освоения программы…………………….…………………..8 |
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………...........................9 |
2.1.Особенности адаптационного периода.………..……………..………………….............9 2.2.Этапы адаптационного периода………………………………………………………....10 2.3.Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....................................................12 2.4.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы…………………………………………………………………………………..14 2.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………….……….16 2.6.Комплексное – тематическое планирование………….………………………………..16 |
2.7.Взаимодействие с родителями …………………………….…………………….....…...20 2.8.Взаимодействие с педагогами……………………………………………………..….....21 |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………..……………………......22 |
3.1.Организация и содержание диагностики…………………………………………….....22 3.2.Схема распределения образовательной деятельности……….……………...……..….24 3.3.Условия реализации программы и формы работы………………………………….....25 3.4.Особенности предметно-развивающей пространственной среды…………………....26 3.5.Перечень нормативных и нормативно-методических документов………………..…29 |
3.6.Методическое обеспечение реализации Программы...……………….…………..…...31 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? С поступлением ребенка 1,5 -2 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155;
- Конституция РФ, ст.43, 72.2;
- Конвенция о правах ребенка (1989г.);
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
1.2. Цель и задачи реализации Программы.
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Цель программы: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Данная цель сформирована в задачах:
- развитие навыков взаимодействия со взрослыми;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
- обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, укрепление здоровья у детей.
1.3.Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения дошкольника.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
-Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, которые формируют знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до подготовительной группы. Приоритетом непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентировано на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности.
1.4. Возрастные и психологические особенности воспитанников.
На втором году жизни ведущей деятельностью детей является предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве со взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социальноличностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативноделового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т.д.), в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.
В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами.
Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия.
Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.
Активная речь появляется в 1,5 года. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из 7 двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.
Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам. Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи. Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится не только предметно действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается прежде всего как средство общения с взрослым.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому 8 результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
- Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; и наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома на улице и старается соблюдать их.
- Понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Особенности адаптационного периода.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.
1.Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2.Собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).
3.Фаза компенсации. Темп развития убыстряется, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Дети адаптированы.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжелая адаптация: значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше) и тяжесть всех проявлений.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
2.2. Этапы адаптационного периода.
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов.
Первый период: “мы играем только вместе”.
На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Второй период: “я играю сам, но ты будь рядом”.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.
Третий период: “иди, я немножко поиграю один”.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.
Четвертый период: “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”.
И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.
2.3.Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты ДОУ: заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатель групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в группе имеются “семейные” альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
2.4 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Условием реализации программы являются формы организации детской деятельности:
1.Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
- внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
- помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
- создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т.д.) могут выразить свое отношение к личностно – значимых для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
- обеспечивать в течении дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
2. Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует:
- устанавливать понятные для тетей правила взаимодействия;
- создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
- поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил.
3.Развитие самостоятельности.
В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течении дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов.
4.Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. Педагог должен уметь:
- Создавать в течении дня условия для свободной игры;
- Определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
- Наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
- Косвенно руководить игрой;
- Устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.
5.Создание условий для развития познавательной деятельности.
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти) возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т.д.
6.Создание условий для развития проектной деятельности.
В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты.
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
- создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
- быть внимательным к детским вопросам;
- помогать детям планировать свою деятельность, поддерживать их идеи.
7.Созданиеусловий для самовыражения средствами искусства.
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств – линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен:
- создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
- оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
- поддерживать детскую инициативу;
8.Создание условий для физического развития.
Становление детской идентичности, образ Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
- обучать детей правилам безопасности;
- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
2.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Программа направлена на формирование у детей с ОВЗ умения участвовать в различных видах творческой деятельности (пении, танцах, музыкальных играх, игре на инструментах, театрализованной деятельности и т.п.), поэтому в МБДОУ проходит большое количество различных мероприятий с детьми. Они проходят с участием одной группы детей, нескольких групп и всех групп детского сада. Все события, праздники, мероприятия разработаны в соответствии с психофизиологическими особенностями детей с ОВЗ и каждый ребёнок принимает посильное участие в них. Педагоги ДОУ активно привлекают родителей к участию и подготовке праздников, мероприятий. Для организации мероприятий, событий и праздников используется комплексно-тематическое планирование, соблюдается принцип сезонности.
2.6. Комплексное – тематическое планирование.
Группа | Дата | Тема занятия | Цели и задачи | Литература | |||
Сентябрь | |||||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 01.09.2020 | «Знакомство» | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет. Занятие №1 стр13 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 07.09.2020 | «Давай дружить» | Продолжать знакомство друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет. Занятие №2 стр17 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 14.09.2020 | Правила поведения на занятиях» | Продолжать знакомство друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности(умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры) | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет. Занятие №3 стр20 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 21.09.2020 | «Я и моя группа » | Продолжать знакомство друг с другом. Развитие навыков культурного общения. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционального насыщенного материала. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет. Занятие №4 стр25 | |||
Октябрь | |||||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 05.10.2020 | «Радость» | - знакомство с эмоцией «радость», - создание благоприятной атмосферы на занятии, - привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет. Занятие №5 стр28 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 12.10.2020 | «Грусть» | - знакомство с эмоцией «грусть», - создание благоприятной атмосферы на занятии, - привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №6 стр32 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 19.10.2020 | «Гнев» | - знакомство с эмоцией «гнев», - развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. - тренировка мимических навыков. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №7 стр36 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 26.10.2020 | «Словарик эмоций» | - привлечь внимание к эмоциональному миру человека, - обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев; - закрепление мимических навыков. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №7 стр40 | |||
НОЯБРЬ | |||||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 02.11.2020 | «Осенний праздник» | |||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 09.11.2020 | «Разноцветный паровозик» | - развитие восприятия (цвета), - развитие умения различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, - развитие навыков цветового соотнесения. - развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи). | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №10 стр45 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 16.11.2020 | «Пригласительный билет» | - развитие восприятия формы: круг, квадрат, треугольник, - развитие умения различать геометрические фигуры по цвету; размеру, форме. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №11 стр49 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 23.11.2020 | «Восприятие величины» (большой – маленький) | - развитие восприятия величины: большой – маленький, - развитие мыслительной операции «сравнение». | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №12 стр53 | |||
ДЕКАБРЬ | |||||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 01.12.2020 | «Здравствуй зима» | - развитие познавательных психических процессов, - обобщение пройденного материала, - подготовка к промежуточной диагностике. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №13 стр57 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 07.12.2020 | «Диагностика -1» | - диагностика зрительной память, - диагностика эмоциональной сферы, - диагностика внимания (концентрация, зрительное переключение), - диагностика мышления (анализ, конкретизация). | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №14 стр60 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 14.12.2020 | «Диагностика – 2» | - диагностика слуховой памяти, - диагностика внимания (слуховая инструкция), - диагностика мышления (обобщение, исключение), - диагностика восприятия, - диагностика коммуникативной сферы. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №15 стр64 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 21.12.2020- 28.12.2020 | «Новогодний праздник» | |||||
ЯНВАРЬ | |||||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 11.01.2021 | «Восприятие длины» | - развитие восприятия длины : длинный –короткий, - развитие умения соотносить предметы по величине. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №17 стр68 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 18.01.2021 | «Восприятие величины»(широкий –узкий) | - развитие восприятия величины: широкий – узкий, - развитие умения соотносить предметы по величине. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №18 стр73 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 25.01.2021 | Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки. | - развитие навыков общения, - воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. - развитие познавательных психических процессов. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №19 стр78 | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 01.02.2021 | Сказка «Теремок». Обобщение: животные. | - развитие навыков общения, - развитие познавательных психических процессов. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №20 стр84 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 08.02.2021 | К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда. | - развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей, - развитие познавательных психических процессов. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №21 стр90 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 15.02.2021 | А.Ф.Воронкова «Маша –растеряша». Обобщение: одежда, обувь. | - воспитание бережного отношения к своим вещам, - развитие познавательных психических процессов. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №22 стр98 | |||
МАРТ | |||||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 01.03.2021 | «Девочки –припевочки» | - развивать умение различать индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол), - развивать невербальное и вербальное общение, Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливыми отношениями к ним. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №24 стр 108 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 08.03.2021 | Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель. | - развитие эмпатии, - развитие познавательных психических процессов. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №25 стр113 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 15.03.2021 | Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь. | - способствовать нравственному развитию детей путём формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи, - создавать нравственные основы личности ребёнка, - развитие познавательных психических процессов. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №26 стр117 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 22.03.2021 | «Страна Вообразилия» | - развивать фантазию и воображение, - формировать интерес к творческим играм. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №27 стр121 | |||
АПРЕЛЬ | |||||||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 05.04.2021 | «День смеха» | - развивать воображение, -развивать интерес детей к окружающему миру, - развивать творческое мышление. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №28 стр130 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 12.04.2021 | «Здравствуй, весна. Обобщение: насекомые». | - подготовка к итоговой диагностике, - развитие познавательных психических процессов. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №29 стр134 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 19.04.2021 | «Итоговая диагностика-1» | - диагностика коммуникативной сферы детей, - диагностика мышления (исключение, классификация), - диагностика внимания (устойчивость, распределение), - диагностика зрительной памяти. | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №30 стр140 | |||
Iмл II мл «А» II мл «Б» | 26.04.2021 | «Итоговая диагностика -2» | - диагностика коммуникативной и эмоциональной сфер детей, - диагностика мышления (анализ, исключение), - диагностика внимания (концентрация, слуховое внимание). | Н.Ю. Куражева. «Цветик – семицветик» программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. Занятие №31 стр143 |
2.7. Взаимодействие с родителями.
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Презентация детского сада | Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада. Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду |
Анкетирование "Давайте познакомимся» | Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье |
Консультация «Первый раз в детский сад» | Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей Консультирование родителей на темы: режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование культурно-гигиенических навыков. |
Консультация «Все о детском питании» | Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома |
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ» | Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год. Выборы родительского комитета группы |
Методы и приемы работы с родителями на период адаптации.
Методы и приемы | Цель |
Групповые и индивидуальные консультации воспитателя, специалистов | Удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей |
Совместные игры родителей и детей (пребывание родителей в группе в период адаптации) | Научить родителей играть и общаться с детьми |
Показ родителям фрагментов детских игр – драматизаций, занятий, подвижных игр | Поощрять размышления родителей о достижениях детей |
Совместные игры родителей и детей (подвижные, театрализованные, дидактические) | Поддерживать положительный опыт взаимодействия родителей и детей. Помочь родителям глубже понять отношения с детьми |
Обмен опытом по способам и средствам воспитания детей | Побуждать родителей поддерживать друг друга |
2.8.Взаимодействие с педагогами.
С руководителем ДОУ
1.Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2.Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3.Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5.Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
6.Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Со старшим воспитателем
1.Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
2.Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
3.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
4.Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
С воспитателем
1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2.Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
4.Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
5.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
6.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
7.Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
8.Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
3.Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
4.Участвует в проведении музыкальной терапии.
5.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1.Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2.Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
3.Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
4. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
5.Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
6.Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАДЕЛ.
3.1.Организация и содержание диагностики.
Диагностика проходит по направлениям.
Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета)– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Адаптационная карта ребенка
Фамилия, имя_____________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Дата первого посещения____________________________________________
Эмоциональное состояние ребенка
Дата/ факторов | |||||||||
1.Эмоциональное состояние ребенка | |||||||||
2.Социальные контакты ребенка | |||||||||
3.Сон ребенка | |||||||||
4.Аппетит ребенка | |||||||||
Уровень адаптации: |
Заболеваемость:
№ | Месяц | Дни, пропущенные по болезни | Всего дней |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 |
Степень адаптации:
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ
1.Эмоциональное состояние ребенка.
(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
(+2)Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
(+1)Иногда задумчивый, замкнут.
(-1)Легкая плаксивость, хныканье.
(-2)Плачет за компанию; плач приступообразный.
(-3)Сильный, профилактический плач; подавление настроение.
2.Социальный контакт ребенка.
(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.
(+2)Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
(+1)Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
(-1)Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
(-3)Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3.Сон ребенка.
(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
(+2)Сон спокойный.
(+1)Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
(-1)Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
(-3)Отсутствие сна, плач.
4.Аппетит ребенка.
(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
(+2)Нормальный аппетит, ест до насыщения.
(+1)Аппетит выборочный, но насыщенный.
(-1)Отвергает некоторые блюда, капризничает.
(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
(-3)Отвращение к еде, кормление мучительно.
3.2. Схема распределения образовательной деятельности.
График работы
педагога- психолога
ПОНЕДЕЛЬНИК | |
Время | Вид деятельности |
8.00-8.30 | Работа с детьми младших групп по адаптации |
8.30-9.00 | Индивидуальное консультирование родителей |
9.00-10.45 | Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа |
10.50 -11.10 | Групповое профилактическое занятие. Подготовительная группа |
11.10 – 11.25 | Логопедическая |
11.25 – 12.00 | Обработка полученных результатов |
12.00– 12.30 | Работа с педагогами |
12.30- 13.00 | Заполнение отчётной документации |
13.00.15.00 | Работа в консультационном центре |
15.00-15.30 | Анализ и обобщение полученных результатов |
ВТОРНИК | |
8.00-8.30 | Работа с детьми младших групп по адаптации |
8.30-9.00 | Индивидуальное консультирование родителей |
9.00-10.45 | Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа |
10.45 – 11.15 | Групповое психопрофилактическое занятие старшая логопедическая группа |
11.15-11.35 | Групповое психопрофилактическое занятие старшая группа |
11.40-12.10 | Обработка полученных результатов |
12.10-13.00 | Заполнение отчётной документации |
13.00- 15.00 | Работа в консультационном центре |
15.00-15.30 | Робота с родителями |
СРЕДА | |
8.00 – 8.30 | Работа с детьми младших групп по адаптации |
8.30 – 9.00 | Индивидуальное консультирование родителей |
9.00 – 10.30 | Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа |
10.35 – 11.00 | Обработка полученных результатов |
11.00 – 12.00 | Заполнение отчётной документации |
12.00 – 13.00 | Работа с педагогами |
13.00 – 15.00 | Работа в консультационном центре |
15.00 – 15.30 | Работа с родителями |
13.00-15.00 | Работа в консультационном центре |
15.00 – 16.45 | Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа |
16.45 -17.00 | Обработка полученных результатов |
17.00- 17.30 | Работа с родителями |
ЧЕТВЕРГ | |
8.00-8.30 | Работа с детьми младших групп по адаптации |
8.30-9.00 | Индивидуальное консультирование родителей |
9.00-11.00 | Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа |
11. 00 - 11.10 | Групповое профилактическое занятие I I младшая «А» группа |
11.10-11.20 | Групповое профилактическое занятие I I младшая «Б» группа |
11.25- 12.00 | Работа с педагогами |
12.00 – 13.00 | Обработка полученных результатов |
13.00 – 15.00 | Работа в консультационном центре |
15.00 – 15.30 | Работа с родителями |
ПЯТНИЦА | |
8.00 – 8.30 | Работа с детьми младших групп по адаптации |
8.30 – 9.00 | Индивидуальное консультирование родителей |
9.00-10.30 | Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа |
10.35 – 10.45 | Групповое профилактическое занятие I младшая группа |
10.50 – 11.30 | Работа с педагогами |
11.35 – 12.20 | Обработка полученных результатов |
12.20 – 15. 30 | Заполнение отчётной документации |
3.3.Условия реализации программы и формы работы.
Построение программы сопровождения для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики:
- 1.5-3 года — восприятие;
Задание на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с интегрированным планом взаимодействия профильных специалистов, с учётом лексических тем занятий специалистов ДОУ.
Комплектация групп и продолжительность мероприятий зависит от возрастной категории. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий, порядок упражнений можно менять.
Возраст детей | Время занятия |
1.5-3 года | 10 минут |
Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Для успешного проведения мероприятий необходимо предварительно подготовить весь инструментарий, включая и музыкальное сопровождение.
Психологические занятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 10 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям дошкольников.
Индивидуальная работа.
Включает в себя исходную (в начале года), промежуточную (в середине года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционно-развивающей программы и в консультировании родителей и педагогов.
3.4.Особенности предметно-развивающей пространственной среды.
В соответствии с ФГОС ДО:
1)Насыщенность среды психолого – педагогического кабинет соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательноепространствооснащеносредствамиобученияивоспитания (в том числе техническими), соответствующими игровыми и дидактическими материалами (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивают:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
2)Трансформируемости пространства предусматривает возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости отобразовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
•возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в педагогическом кабинете различных пространств (центров) (для непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы, игры, конструирования), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового и дидактических материалов, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
•свободныйдоступдетейсограниченнымивозможностямиздоровья,киграм,игрушкам,материалам,пособиям,обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога –психолога ДОУ создает условия для:
- Игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения;
- Консультации с родителями;
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка);
- Дополнительной индивидуальной работы с ребенком;
- Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка;
- Консультации с педагогами;
- Групповая диагностика уровня развития к учебной деятельности;
- Развивающие занятия с детьми по подготовке к школе;
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе.
Во-первых, организация коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды должна быть насыщена элементами, способствующими коррекции нарушенных функций. Коррекционный уголок представляет собой специальное пространство, в состав которого входят песок, игровой, дидактический и наглядный материал. Игровой материал подбирается в нарастающей сложности и заменяется или пополняется еженедельно.
Во-вторых, в коррекционно-развивающем процессе учитывается принцип формирования позиции активного участия в творении окружающей среды. Элементами среды, способствующими реализации данного принципа, является стена творчества, сменные тематические уголки, доска для развитие мелкой моторики. Использование полифункционального панно также позволяет детям активно изменять имеющуюся среду: дети моделируют содержание сюжетов в зависимости либо от целей занятий, либо от замыслов детей в свободной деятельности.
Педагогические условия обеспечиваются за счет комплексности коррекционного процесса, выстраивания целостной системы взаимодействия всех специалистов.
Перечень наглядных пособий (индивидуальный раздаточный материал)
Развитие связной речи
- Серия сюжетных картинок
- Сюжетные картинки
- Игрушки
Развитие мелкой моторики
1. Шнуровки
2.Сказки-пазлы
3.Мозаики
4.Массажные мячики
5.Цветные карандаши
Развитие восприятия (цвет, форма, величина)
1. Дидактические игры
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти
1. Сборные картинки сказки - пазлы.
2. Разборные игрушки: матрешки, пирамидка.
3. Игры: «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?
В рамках государственной программы «Доступная среда» оборудована сенсорная комната.
ПЕРЕЧЕНЬ
Специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования
1. | Сенсорный уголок (2 безопасных зеркала, мягкое основание для колонны) |
2. | Разноцветная гроза (декоративный световой модуль на базе оптического волокна) |
3. | Зеркальный шар |
4. | Световая пушка Зебра 50 (источник света для зеркального шара) |
5. | Плазма 250 прибор динамической заливки светом (проекционный прибор для распределения цветов) |
6. | Проектор Жонглёр (для получения проекций различных форм) |
7. | Светильник Жар-птица (для создания успокаивающего релаксационного светового эффекта по всему помещению) |
8. | Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением Звёздный дождь |
9. | Светогенератор для фибероптики ФОС-25 ГЛ |
10. | Ковёр настенный фибероптический Звёздное небо 1,45*1,45 120 звёзд |
11. | Светогенератор для фибероптики Светлячок 5 |
12. | Подвесной модуль Сказочная галактика МИНИ |
13. | Проектор Болид-LED (проектор визуальных эффектов) |
14. | Колесо спецэффектов |
15. | Пульт Свитчер-12 (центральное управление световым оборудованием) |
16. | Диски CD для релаксации набор |
17. | Тактильная панель акустическая |
18. | Тактильная панель двухсторонняя Звёздочка |
19. | Зеркало выпуклое |
20. | Подушечка детская с гранулами |
21. | Интерактивный бассейн |
22. | Шарики для сухого бассейна пластмассовые прозрачные |
23. | Пуфик-кресло с гранулами детский |
24. | Покрытие мягкое напольное для сенсорной комнаты |
25. | Цветодинамический светильник Северные огни |
26. | Мяч массажный 5 см |
27. | Мяч массажный 10 см |
28. | Мяч-антистресс |
29. | Центр воды и песка |
30. | Интерактивный пол |
31. | Лабиринт для опорно-двигательного аппарата №3 |
32. | Лабиринт для опорно-двигательного аппарата №1 |
33. | Готовый проект мягких модулей «море»: - Теплоход - 1 шт. - Кит - 1 шт. - Волна-качалка - 1 шт. - Рыбка - 1 шт. |
34. | Тактильная дорожка |
35. | Интерактивный стол 43" (10 касаний, диагональ 109 см) в металлическом корпусе с комплектом приложений для логопеда и психолога |
36. | Тимокко - развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением Возьми и сделай. |
37. | Ноутбук для использования развивающе-коррекционного комплекса Тимокко |
38. | Плед совы с утяжелением малый. |
39. | Утяжеленный жилет совы на возраст 6-8 лет (вес 3,5 кг., размер 30*43) |
40. | Детский дидактический паровоз. Т 65 |
41. | Дидактический модуль «Солнышко» |
42. | Функциональное кресло для детей с ОВЗ |
43. | Оборудование для занятий со специалистами (логопед, психолог) Програмно - дидактический комплекс для кабинета логопеда и дефектолога Полный вариант с флешкой (Флешка с играми и программами, 5 наборов карточек, буклет с описанием работы комплекса, бланк лицензии на использование в образовательном учреждении) |
3.5.Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября2009г. № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480).
13. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
14. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
15. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
3.6.Методическое обеспечение реализации Программы.
1. Н.Ю. Куражева. Цветик – семицветик /Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А Козлова/. Санкт – Петербург – Москва 2014. – 155С. |
2. А.Н. Веракса. Практический психолог в детском саду /А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова/. 2 – е изд, испр . – Москва.: Мозаика – синтез, 2016. – 144С. |
3. А.Н. Веракса. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника / А.Н. Веракса/. Москва.: Мозаика – синтез, 2014. – 144С. |
4. Е.Ф.Архипова. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития / Е.Ф.Архипова/ Москва.: Мозаика – синтез, 2012. – 160с. |
5. Е.В.Гунина. Психологическое изучение ребенка дошкольного возраста / Е.В.Гунина/ Чебоксары.: 1993. – 31С. |
6. О.Ю. Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольного возраста/ О.Ю. Епанчинцева/ СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2017. – 80с. |
7. Н.В.Микляева. Работа педагога – психолога в ДОУ: методическое пособие /Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 384с. |
8. Г.А.Широкова. Справочник дошкольного психолога /Г.А.Широкова/ 3 – е изд, серия «Справочники». – Ростов – н/Д: «Феникс», 2005. – 384с. |
9. Н.Ю. Куражева. 70 развивающих заданий для дошкольников /Н.Ю. Куражева/ - СПб.: Москва.: Речь, 2015. - 64с. |
10. С.С.Степанов. Диагностика интеллекта (методом рисуночного теста) /С.С.Степанов/ 4 – е изд. – Москва., «Академия», 1997. – 96с. |
11. З.А. Ефанова. Развитие мышления /З.А. Ефанова / Волгоград: ИТД « Корифей». 2010. – 95с. 12. Ю.В. Карпова. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3-7 лет : методическое пособие / Ю.В. Карпова . М.: Вентана – Граф, 2015. – 440 с. – (Тропинки). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС
Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста....
«Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Презентация опыта работы «Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...
Рабочая программа педагога-психолога для групп детей дошкольного возраста с ОВЗ
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога ГБДОУ №41 по направлениям: психологическая диагностика, психологическая профилактика и просвещение, психологическое ...
Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.
Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...
Рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...
План работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста в доу
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмо...
Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»
Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...