Рабочая программа дополнительного образования кружок "Волшебные шашки"
рабочая программа (старшая группа)

Курапова Ольга Николаевна

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Волшебные шашки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "ТЕРЕМОК"


Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №1

от "16 "  сентября  2020 г.    

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР - д/ с "Теремок"

__________________Е.Н. Лебедь

Приказ № 91 от 16.09.2020  



ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

(кружок «Волшебные шашки»)

разработана с учётом Основной образовательной программы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка – д/с «Теремок»

срок реализации программы  2020-2021г.

                                                                                                                                                                                                      Разработчик: Курапова О.Н.-воспитатель

г. Северобайкальск

2020-2021г

 «Шашечная игра-мать шахматной,

и достойная мать».

Эммануил Ласкер

«Если шахматы---король игр,

то шашки – его премьер министр».

Феликс Жан

Пояснительная записка.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):                                         «В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

- Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.

- Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.

- Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего  дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.

- Программа поможет  педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень  их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.

- Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.

- Программа служит для того, чтобы воспитанники  смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.              

 Этапы реализации программы:

- Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

- На  подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей  развития шашек, правилами игры, правилами во время игры,  основными понятиями теории.

- На втором этапе -  начинают тренировочные игры, закрепляют на практике правила игры и правило поведения во время игры, учатся применять термины во время игры, закрепляют полученные знания.

- На заключительном этапе – проводится итоговый  мониторинг по  знаниям детей игры в шашки.

Методы проведения занятий и игровых  встреч:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками. 

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

                                                      

Сроки реализации: 1 года 

Режим: Программа рассчитана на познавательный материал по 2 занятия в неделю, длительностью 25 минут. Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования, во второй половине дня.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).

Результаты деятельности кружка «Волшебные Шашки»

К концу учебного года ребенок должен уметь:  ориентироваться на шашечной доске, правильно помещать доску между партнерами, правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,  играть и  применять на практике правила игры, следить за ходами противника,

Тематическое планирование

(1 год обучения – возраст дошкольников 5-6лет)

Сентябрь

Тема

Содержание

Материал

1

«По дороге знаний»

Знакомство с историей шашек.

Конспект беседы «От куда к нам шашки пришли»

2

Сказка начинается «Королевство шашек»

Познакомить  с понятиями  шашка, жителями  шашечной  страны. Просмотр  видеофильма «Про  поросенка, который  умел  играть  в  шашки».

Беседа «Что такое шашка?»

Видеофильм

«Про  поросенка, который  умел  играть

 в  шашки».

3

«Путешествуем  с Зайкой по дому творчества» -  «Шашечная доска и шашки.

Познакомить с общими понятиями:   шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зойкины шашки »

Шашечная доска

Шашки.

Картинки к сказке

«Зойкины шашки»

4

«Волшебные  ниточки  сказочного  королевства» - «Шашечные дороги».

Продолжить знакомство с понятиями: доска, фигуры, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: (дерево, стена и т.д.), найдите отличие от вертикали, распол. на шашечной доске.

Шашечная доска

5

Знакомство с доской и фигурами.

научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами;

Набор шашек, шахматная доска

6

«Шашечные правила»

Познакомить с правилами игры в шашки

Шашечная доска, набор шашек

7

«Шашечные правила»

Закрепить правило игры в шашки

Шашечная доска, набор шашек

 8

«Как начинать партию?»

Расстановка шашек, повторить  основные правила игры.

Шашечная доска, набор шашек

Октябрь

№ п.п.

Тема

Содержание

1

 Встреча  на  лесной  поляне - «Зайкины  шашки».

Познакомить  с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя.

Шашечная доска, набор шашек

2

 «В  гости  к   друзьям»  - «Как ходят шашки».

Познакомить с правилами : «Хода»

 Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала.

Шашечная доска, набор шашек

3

«В  гостях  у  знатока  шашек – Зайки».

Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Шашечная доска, набор шашек

4

«Лесная  школа  умного  зайца» Основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами «Боя»

5

«Лесная  школа  умного  зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске

Познакомить с правилом: Если после  того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов

Шашечная доска, набор шашек

 

6

«Лесная  школа  умного  зайца»

Закрепить  правила игры. познакомить с понятием: «Простая шашка и дамка».

Шашечная доска, набор шашек

7

Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Продолжим знакомиться  с правилом: простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Ход и бой Дамкой.

Шашечная доска, набор шашек

8

Лесная  школа  умного  зайца

Закрепление пройденного материала.

Шашечная доска, набор шашек

Ноябрь

Тема

Содержание

Материал

1

«Этикет  игрока»

Познакомить с правилами поведения во время игры

Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»

Шашечная доска, набор шашек

2

«Этикет  игрока»

Закрепить  правила поведения во время игры

3

Как начинать партию? 

Познакомиться с последовательностью начала игры.

Шашечная доска, набор шашек

4

«Лесная  школа  умного  зайца»

Закрепление правила расстановки шашек.

Шашечная доска, набор шашек

5

Шашечный ход.

Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций.

Шашечная доска, набор шашек

6

Шашечный ход

Закрепить игровые ходы, продолжить развивать и совершенствовать мыслительные операции.

Шашечная доска, набор шашек

7

«Развитие логического мышления»

Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

Шашечная доска, набор шашек

8

Лесная  школа  умного  зайца

Закрепление пройденного материала.

Шашечная доска, набор шашек

Декабрь

Тема

Содержание

Материал

1

«Цели игры и определение результата партии»  Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Шашечная доска, набор шашек

2

«Цели игры и определение результата партии»  Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Продолжить обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Шашечная доска, набор шашек

3

«Цели игры и определение результата партии»  Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Продолжить обучение алгоритму хода. Закрепить знания что такое: Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Шашечная доска, набор шашек

4

Лесная  школа  « Умного  

 зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Повторить и закрепить  правила игры. вспомнить понятие  «Простая шашка и дамка».

5

«Умницы и умники»

Повторение и закрепление: «Правило игры в шашки», «правило поведения во время игры»

6

«Умницы и умники»

Тестирование полученных знаний на тему « Правило поведения во время игры»

7

«Умники и умницы»

Тестирование  полученных знаний на тему «Правило игры в шашки»

8

 «Лесные  забавы»

Практическое закрепление материала.

Шашечная доска, набор шашек

 

Январь

Тема

Содержание

Материал

1

Лесная  школа  «Умного  зайца»

Повторение  и закрепление полученных знаний после новогодних праздников

Шашечная доска, набор шашек

2

 «Умники и умницы»

Игра с соперником. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

3

«Умники и умницы»

Игра с соперником. Продолжаем воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

4

«Умники и умницы»

Игра с соперником. Продолжаем воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

5

«Умники и умницы»

Игра с соперником.

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

Шашечная доска, набор шашек

6

«Умники и умницы»

Игра с соперником.

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

Шашечная доска, набор шашек

Февраль

Тема

Содержание

Материал

1

Интеллектуальная разминка.

Совершенствование знаний правил игры в шашки, развивать мышление.

2

«Умники и умницы»

Индивидуальные и подгрупповые занятия. Знакомство с правилами игры: ничья в шашках; учить анализировать сыгранные партии.

Шашечная доска, набор шашек

3

«Умники и умницы»

Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

4

«Умники и умницы»

Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

5

«Победитель- это я»

Игра между соперниками. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

Шашечная доска, набор шашек

6

«Конкурс на  призы от  Зайки».

Практическое закрепление материала.  Решение  кроссвордов, выполнение  заданий.

Шашечная доска, набор шашек

7

Интеллектуальная викторина «Знатоки шашек»

Соревнование по командам, на знание правил и решение задач.

Шашечная доска, набор шашек

8

Интеллектуальная викторина «Знатоки шашек»

Продолжение викторины по командам, на знание правил и решение задач.

Шашечная доска, набор шашек

        

Март

Тема

Содержание

Материал

1

«Умники и умницы»

Игра между соперниками. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

Шашечная доска, набор шашек

2

Лесная  школа  «Умного

 зайца»

Работа  над ошибками. Поиск решения задач.

Шашечная доска, набор шашек

3

 «Турнир сильнейших» №1

Игра между соперниками.

Диагностика знаний  игры в  шашки

Практическое закрепление материала

Шашечная доска, набор шашек

4

 «Турнир сильнейших» №2

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

Диагностика знаний  игры в  шашки.

Практическое закрепление материала

Шашечная доска, набор шашек

5

«Умники и умницы»

Обсуждение соревнований.

Поиск  и обсуждение ошибок.

Шашечная доска, набор шашек

6

 «Зайкина  задачка».

Задание, найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Шашечная доска, набор шашек

7

«Зайкина  задачка».

Продолжить искать  для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Шашечная доска, набор шашек

8

«Зайкина  задачка».

Продолжить искать  для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Шашечная доска, набор шашек

Апрель

Тема

Содержание

Материал

1

Дружеские  встречи.

Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

2

Дружеские  встречи.

Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

3

Дружеские  встречи.

Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

4

Дружеские  встречи.

Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.        

Шашечная доска, набор шашек

5

Дружеские  встречи.

Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Шашечная доска, набор шашек

6

«Умники и умницы»

Повторение и закрепление: «Правило игры в шашки», «правило поведения во время игры»

7

Дружеские  встречи.

Парные игры детей.

Шашечная доска, набор шашек

8

Дружеские  встречи.

Парные игры детей.

Шашечная доска, набор шашек

        Май                 

Тема

Содержание

Материал

1

Викторина «Вопрос-ответ»

Выявить знания правил игры в шашки. Поиск решений из разных ситуациях.

2

Лесная  школа  «Умного

 зайца»

Закрепление всего пройденного материала

Шашечная доска, набор шашек

3

Подготовка к игре с родителями.

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

Шашечная доска, набор шашек

4

Подготовка к игре с родителями.

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

Шашечная доска, набор шашек

5

Подготовка к игре с родителями.

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

Шашечная доска, набор шашек

6

Подготовка к игре с родителями.

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

Шашечная доска, набор шашек

7

Мониторинг.

Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.

Шашечная доска, набор шашек

8

Игра в «шашки» с родителями.

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

Шашечная доска, набор шашек

                                                     

Литература

  1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
  2. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
  4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  5. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  6. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  7. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  8. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  9. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  12. Юровский Е.М. Кондратьева Л.П. Зайкины шашки: Книжка-игра для маленьких.-СПб.: Издательский дом «Литера»: 2001.-64с.: ил.
  13. Internet  ресурсы, сайты

 

                          

                                                                                  

                                                                                                               

Приложение 1.

                               Правилами поведения во время игры

                                                                                             

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга  за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.            

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.

Правило 2:  Взялся – ходи!

Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.

Правило 4:  Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5:  Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями

                                                                                                               

 Приложение 2.

1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

Приложение.

Мониторинг.

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает , наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома. 

Диагностическая карта сформированности умения

старших дошкольников играть в шашки.

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.     

Мониторинг

(Октябрь 2020г)

Возрастная группа: 5-6 лет

Воспитатели: Курапова О.Н

Фамили,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Вывод:

                                                  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Волшебные шашки"

Программа дополнительного образования...

Программа дополнительного образования "Умные шашки"

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...

Программа дополнительного образования "Занимательные шашки"

Аннотация к программе«Занимательные  шашки в ДОУ» педагога дополнительного образования, Шабуриной А.В.Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашк...

Программа дополнительного образования "Чудо шашки" 2019-2020 уч.год

Программа дополнительного образования "Чудо шашки"  2019-2020 уч.год....

Рабочая программа дополнительного образования «Чудо-шашки»

Рабочая программа дополнительного образования «Чудо-шашки»...