Модель организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО (на примере «Ясненской средней школы № 7»)
статья
Опыт работы по разработке модели по взаимодействию ДОО с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_po_vzaimodeystviyu.docx | 73.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Модель организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
в условиях реализации ФГОС ДО
(на примере «Ясненской средней школы № 7»)
Автор: Тропникова Наталья Анатольевна, старший воспитатель, 1 кв.категория
Ясный, 2020
Актуальность проблемы организации взаимодействия современного детского и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в детский сад из семьи и возвращается в свою семью. Семья для ребенка - первичная социальная микросреда.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности.
Еще В.А. Сухомлинский сказал, что семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Поэтому не случайно в последние годы начинает развиваться новый взгляд на проблему организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая парадигма взаимодействия семьи и ДОО предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
В процессе воспитания возникает много различных проблем в нравственном, духовном, речевом, физическом, эмоциональном развитии ребенка. Решать эти проблемы необходимо сообща, используя потенциал всех социальных институтов, на этапе дошкольного детства наиболее важным из которых является детский сад.
Социальная значимость указанной нами проблемы заключается в определении управленческих подходов, которые можно использовать для того, чтобы организовать взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в условиях ДОО.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы выпускной аттестационной работы - «Модель организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в условиях ДОО (на примере «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный) ».
Анализ деятельности МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный по организации взаимодействия с семьями воспитанников
в условиях реализации ФГОС ДО
Представим анализ деятельности МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО на основе анализа годового плана работы воспитателя с родителями воспитанников разновозрастной группы.
Цель работы с родителями: организация взаимодействия для обеспечения максимально комфортных условий обучения, воспитания и развития детей.
Задачи работы с родителями:
1.Привлечение родителей к деятельности дошкольной образовательной организации.
2.Обеспечение максимального участия родителей в жизни ребенка-дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития.
3. Помощь семье в обучении, воспитании и развитии ребенка.
4.Организация плодотворного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (родители, педагоги, администрация, персонал) во благо ребенка.
В плане работы воспитателя разновозрастной группы с родителями присутствуют следующие формы совместной работы: родительские собрания, родительские всеобучи, лекции, беседы, индивидуальные и групповые консультации, развлечения и праздники и др.
Тематика родительских собраний в разновозрастной группе составлена в соответствии с требованиями времени и включает в себя мероприятия как информационной, так обучающей, развивающей и воспитывающей направленности.
Взаимодействие с родителями в разновозрастных группах организуется в четырех направлениях:
-информационно-аналитическое,
-информационно-наглядное,
- познавательное,
-досуговое.
В качестве примера организации взаимодействия ДОО и семей воспитанников, представим план работы с родителями на месяц (декабрь 2020) в таблице 1.
Таблица 1.
План взаимодействия с родителями воспитанников в старшей группе на месяц
№ | Наименование мероприятия | Цель мероприятия | Сроки |
1 | Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам воспитания детей | Повышение психолого – педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка. | В течение месяца по запросу родителей |
2 | Обновление «Уголка для родителей» | Информирование родителей о жизни и деятельности дошкольной образовательной организации | Первая неделя декабря |
3 | Разработка и распространение памяток по профилактике гриппа и ОРВИ у детей | Мотивация родителей (законных представителей) на соблюдение мер профилактики гриппа и ОРВИ в семье. | Вторая неделя декабря |
4 | Подготовка к новогоднему мероприятию | Организация совместной деятельности педагог – ребёнок-родитель в контексте подготовки к мероприятию. | Третья неделя декабря |
5 | Проведение родительского собрания на тему: Компьютер и ТВ для детей | Соблюдение требований и правил здоровьесбережения при организации досуга ребенка с компьютером и телевизором | Третья неделя декабря |
6 | Проведение новогоднего утренника с приглашением родителей. | Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада | Четвертая неделя декабря |
7 | Проведение инструктажа по ТБ во время новогодних праздников и каникул | Профилактика чрезвычайных ситуаций в период проведения новогодних праздников и зимних каникул | Последний рабочий день декабря |
Формирование сотрудничества детей, родителей (законных представителей) и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения совместно намеченных результатов. В нашей дошкольной образовательной организации педагоги используют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников, суть которых — обогатить их психолого-педагогическими знаниями и вовлечь в образовательные отношения.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
Родители (законные представители) наших воспитанников готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем наши педагоги используют педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся информационно-аналитические, досуговые, познавательные.
Положительные результаты в работе педагогов с родителями (законными представителями) достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОО и членов семей воспитанников.
Представим перечень форм в таблице 2.
Таблица 2
Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный
Традиционные формы | Коллективные | Индивидуальные | Наглядно-информационные |
Групповые и общие родительские собрания Заседания общего родительского комитета Круглые столы Дни открытых дверей Экскурсии Спортивные праздники Праздники Выставки Конкурсы Консультации | Индивидуальные беседы и консультации Тематические консультации Поручения Посещение семьи Анкетирование Совместная деятельность взрослых и детей | Родительские уголки и стенды Папки-передвижки Буклеты Памятки Выставки детских работ Видео фрагменты разных видов деятельности с детьми Фоторепортажи | |
Нетрадиционные формы | Информационно-просветительские | Досуговые | Познавательные |
Газета «Дошколята» Социальные срезы Интерактивные опросы Информация о детском саде на сайте ДОО Иформация о детском саде ВКонтакте Семейные газеты и плакаты Видеофильмы о жизни ДОО Статьи в газету | Совместные праздники Кружковая деятельность Театрализованная студия «Ералаш» Театрализованный фестиваль «Музыкальная шкатулка» Дни самоуправления Мастер-классы Квест-игры Спортивные и творческие совместные мероприятия Совместные прогулки и экскурсии Тематические вечера, концерты | Педагогические гостиные Мини-музеи Проектная деятельность Презентации |
Одной из основных традиционных коллективных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Они были, есть и остаются самой распространенной формой организации взаимодействия дошкольной организации с родителями. Это происходит в связи с тем, что в МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный возникает потребность обсуждения разноплановых вопросов и информирование родителей о состоянии образовательно-воспитательного процесса. Мы стараемся уходить от устаревших собраний в форме лекций. Используем такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор.
Также родители детского сада п. Ясный привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии праздников, участвуют в конкурсах и выставках. Актуальность приобретает организация выставок совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».
К индивидуальным традиционным формам относятся педагогические беседы с родителями. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Педагогические беседы с родителями, в принципе, организуются в детском саду п. Ясный ежедневно. Они необходимы для того, чтобы решить текущие вопросы относительно воспитания ребенка. Специальной организации и подготовки педагогов требуют такие индивидуальные беседы с родителями, которые направлены на решение серьезных проблем. Например, насилие в семье, угроза жизни и здоровья ребенку, антисоциальное воспитание и др.
Не менее актуальной нетрадиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников выступает организация досуговых мероприятий. Досуговые формы призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение нашими педагогами совместных праздников, организация дополнительного образования, привлечение родителей (законных представителей) в творческий процесс и др. Родители (законные представители) принимают активное участие в фестивалях «Музыкальная шкатулка» «Откройте занавес души» и др.; в театрализованной студии «Ералаш»
Для достижения успехов в воспитании и обучении детей необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
Социальное партнерство с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничество с семьёй становится неотъемлемой частью воспитательно- образовательного процесса. На протяжении всего учебного года родители (законные представители) наших воспитанников проявляют интерес к жизни нашего детского сада. Теперь они не просто приходят на совместные мероприятия, но и сами стали участвовать в их подготовке и проведении. Родители подключаются на стадии распределения ролей. Они сами выбирают себе роли, с большим удовольствием разучивают их, очень творчески подходят к подготовке костюма.
В связи с чрезвычайной важностью психолого-педагогической грамотности современного родителя независимо от возраста, востребованными становятся познавательные формы организации взаимодействия, где главная цель – информирование и ознакомление с различными сторонами развития ребенка.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Распространенными традиционными формами взаимодействия в нашей дошкольной образовательной организации являются наглядно-информационные. Они позволяют решать вопросы ознакомления родителей (законных представителей) с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Основную задачу в рамках использования этих форм, которую мы поставили перед собой, является ознакомление родителей с самой дошкольной образовательной организацией, особенностями её работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Мы считаем, что через оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек, буклетов, памяток, выставок детских работ, использование видеофрагментов разных видов деятельности, фоторепортажей мы способствуем преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказываем практическую помощь семье.
Взаимодействие ДОО и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для:
- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;
- целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;
- формирования активной позиции воспитательной роли семьи.
Приведем пример планирования наглядно-информационных мероприятий, которые организует воспитатель разновозрастной группы детского сада п. Ясный с родителями воспитанников в течение учебного года (Таблица 3)
Таблица 3
План наглядно-информационных мероприятий с родителями старшей группы на 2020-2021 учебный год
№ | Тема | Цель | Основное содержание | Ответственные | Срок реализации |
1 | Новый учебный год – новые планы, цели и задачи | Ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников с возрастными особенностями детей, задачами воспитания и обучения | Проведение организационного родительского собрания. Обновление данных о родителях. Оформление уголка для родителей. Определение родителей для индивидуальной работы | Воспитатели, социальный педагог, психолог | Сентябрь |
2 | Адаптация прошла – проблемы остались | Ознакомление родителей (законных представителей) с понятиями “адаптация”, “адаптационный период | Подготовка характеристики на детей. Беседа о проблемах каждого отдельного ребенка. Определение дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми и родителями | Воспитатели, социальный педагог, психолог | Октябрь |
3 | Здоровье – главное богатство | Просвещение родителей (законных представителей) в вопросах физического и психического развития детей, формирования ЗОЖ | Представление анализа медицинских данных на каждого ребенка; результатов наблюдения за активностью и результативность работы на занятиях по физической подготовки. Разработка индивидуальных планов и программ развития ребенка | Воспитатели, социальный педагог, психолог, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию | Ноябрь |
4 | Зимние забавы – в помощь иммунитету. | Развитие интереса у родителей (законных представителей) к совместным играм с детьми | Организация спортивных соревнований и мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни. Весёлые старты. Мама, папа, я - спортивная семья! | Воспитатели, тренер по физическому воспитанию | Декабрь |
5 | Доброта – украшение человека! | Просвещение родителей (законных представителей) в вопросах нравственного воспитания детей | Проведение совместных с родителями благотворительных акций «Поможем всем миром», «Миссия жить» | Старший воспитатель | Январь |
6 | Мы встречаем праздник пап. | Привлечение родителей (отцов) к активному участию в жизни ДОО | Организация торжественных мероприятий и праздников для пап; подготовка подарков папам; организация психологических консультаций и бесед для пап по проблемам семейного воспитания | Воспитатели, социальный педагог, психолог, медицинский работник | Февраль |
7 | Мама: нет ее дороже! | Установление теплых взаимоотношений в семье; создание положительной эмоциональной сферы. | Организация торжественных мероприятий и праздников для мам; подготовка подарков мамам; организация психологических консультаций и бесед для мам по проблемам семейного воспитания; игра «Дочки-матери» | Воспитатели, социальный педагог, психолог, медицинский работник | Март |
8 | День открытых дверей | Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация. | Организация массового посещения родителями в течение месяца занятий, мероприятий. Организация индивидуальных консультаций, бесед | Старший воспитатель, воспитатели, социальный педагог, психолог, медицинский работник | Апрель |
9 | Безопасность – превыше всего! | Организация информационно-профилактической работы с родителями (законными представителями) по соблюдению правил безопасного поведения детей в период летних каникул | Проведение родительских собраний с ознакомлением с инструктажами по правилам безопасности. Беседа с пожарными, представителями ГИБДД, медицинскими работниками | Старший воспитатель, воспитатели, социальный педагог, психолог, медицинский работник | Май |
Таким образом, анализ деятельности МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО показал, что педагоги и администрация детского сада нацелены на плодотворное взаимодействие, оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей с учетом потребностей и интересов детей и приоритета семейного воспитания.
Далее представим описание модели организации взаимодействия МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.
Описание модели организации взаимодействия МБОУ «Ясненской СШ № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных положений дошкольного образования является психолого – педагогическое просвещение родителей, вовлечение их в образовательные отношения. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Прежде, чем перейти к описанию модели организации взаимодействия с семьями воспитанников, определим, что такое «моделирование»?
Авторы В.С. Стёпин, Г.Б. Гутнер, Ф.И. Голдберг дают следующее определение. Моделирование – это метод воспроизведения и исследования определенного фрагмента действительности (предмета, явления, ситуации) или управления им, основанный на представлении объекта с помощью модели.
Мы решили разработать модель организации взаимодействия детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный (Приложение 1).
Цель: Создание условий для разработки новых подходов к организации взаимодействия детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный с семьями воспитанников, способствующих успешной реализации и развитию личности каждого ребенка и вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство.
Задачи:
- Проанализировать сведения о родителях (законных представителях) воспитанников, выявить их потребности и запросы при организации взаимодействия с детским садом.
- Организовать психолого – педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей.
- Организовать продуктивное общение всех участников образовательных отношений.
- Проанализировать эффективность взаимодействия детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный с семьями воспитанников.
Принципы построения модели взаимодействия:
- Единство целей и задач воспитания ребенка в семье и детском саду;
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
- Системность и последовательность работы;
- Взаимное доверие и взаимопонимание родителей (законных представителей) и педагогов (равноправные партнеры).
Модель организации взаимодействия с семьями воспитанников детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный
состоит из трех блоков:
- информационно – аналитический блок;
- практический блок;
- контрольно – оценочный блок.
Информационно – аналитический блок направлен на анализ сведений о родителях и детях, выявление потребностей семьи при организации взаимодействия с ДОО.
Цель: определение форм и методов работы с семьей на основе аналитических данных.
Задачи:
- Собрать и проанализировать информацию о родителях (законных представителях).
- Выявить проблемы, потребностей и запросов родителей (законных представителей).
На данном этапе следует использовать такие формы работы как наблюдение, анкетирование, опрос.
Далее предполагается анализ анкет и опросов родителей и планирование деятельности педагогического коллектива детского сада по организации взаимодействия с семьями воспитанников с учетом мнения, потребностей, пожеланий родителей.
При разработке модели мы провели анализ анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников, который показал, что 86% родителей (законных представителей), принявших участие в анкетировании, удовлетворены работой детского сада. Родители (законные представители) отмечают доброжелательное отношение педагогов к себе и к ребенку, удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Однако, анализ наблюдения и опроса родителей (законных представителей) показал, что последние отмечают назидательность со стороны педагогов, не всегда охотно принимают участие в предлагаемых педагогами мероприятиях. Посещение родительских собраний варьирует от 45% до 70%.
Исходя из этого, можно констатировать, что удовлетворенность родителей (законных представителей) организацией взаимодействия не носит 100% характер.
Поэтому, мы постарались включить в практический блок модели такие формы работы, которые бы удовлетворили запросы родителей (законных представителей).
Таким образом, определяем цель практического блока - планирование, организация и проведение мероприятий с учетом запросов и потребностей родителей (законных представителей)
Задачи:
1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2.Организовать продуктивное общение всех участников образовательного процесса.
На данном этапе работа с родителями (законными представителями) строится по двум направлениям: психолого – педагогическое просвещение родителей и организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Основной формой работы с родителями остаются родительские собрания. Однако педагогам необходимо пересмотреть методы и приемы проведения собраний, использовать инновационные формы организации взаимодействия, способствующие активизации родителей (законных представителей).
Психолого-педагогическое просвещение родителей происходит через консультации, газету, сайт, буклеты, памятки и т.д. Популярной формой виртуального общения педагогов и родителей (законных представителей) является создание закрытых групп «Вконтакте». Данная форма работы возможна при соблюдении определенных принципов: тактичность, конфиденциальность, доверие.
С целью организации продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений планируются такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело (тренинги, детско-родительские встречи, квесты и др.).
Для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями (законными представителями), детьми хорошо зарекомендовали себя и активно используются досуговые формы работы (развлечения, встречи, совместные мероприятия, праздники и т.д.).
Цель контрольно-оценочного блока – анализ и оценка результатов эффективности взаимодействия и проводимых мероприятий (количественный и качественный) с последующим внесением корректив в работу на следующий учебный год.
Для определения эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников можно использовать опрос, оценочные листы, групповые обсуждения и другие методы. Не менее важным станет самоанализ деятельности педагогов по организации взаимодействия с родителями.
Для реализации модели в детском саду МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный созданы определенные условия: материально – технические, нормативно-правовые и методические, психолого – педагогические и кадровые.
Состояние материально – технической базы сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный соответствует современным педагогическим требованиям и санитарным нормам. Здание кирпичное, двухэтажное, построенное по типовому проекту. Все базисные компоненты развивающей среды включают оптимальные условия для полноценного развития детей, а также для организации взаимодействия с родителями (законными представителями). К компонентам развивающей среды относятся: групповые ячейки, музыкальный (физкультурный) зал, кабинет учителя – логопеда.
Для организации полноценного, интерактивного взаимодействия с родителями (законными представителями), а также для организации совместной деятельности (дети, родители, педагоги) в детском саду имеются: мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Рабочее место каждого педагога оснащено компьютером или ноутбуком.
Кроме этого, для взаимодействия с семьями воспитанников имеется дидактический, наглядный и иллюстративный материал.
На территории детского сада оборудованы прогулочные площадки и спортивный комплекс, имеется спортивная площадка для организации совместных мероприятий на свежем воздухе.
Однако необходимо отметить, что материально – техническая база МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный создавалась и модернизировалась на протяжении десятилетий. В настоящее время финансирование материально – технической базы недостаточное.
Согласно п. 3.2.1 ФГОС ДО в части взаимодействия с родителями (законными представителями) для успешной реализации Программы в детском саду должны быть созданы следующие психолого – педагогические условия: поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В нашем детском саду все педагоги владеют основами психологии, выстраивают взаимодействие с родителями (законными представителями) на основе принципов доброжелательности и взаимоуважения.
Кадровый потенциал детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный также способствует организации взаимодействия с семьями воспитанников. Педагог - психолог курирует деятельность педагогов в воспитательно- образовательном процессе (тренинги, семинары и др.). Старший воспитатель, совместно с воспитателями и специалистами продумывают формы работы с семьей, а так же способствуют созданий условий. Учитель – логопед использует потенциал родителей (законных представителей) в коррекционной работе с детьми (мастер-классы, практикумы и др.).
Таким образом, создание материально – технических, нормативно-правовых и методических, психолого – педагогических условий детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный для организации взаимодействия с семьями воспитанников способствует установлению партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.
Итак, мы считаем, что модель организации взаимодействия с семьями воспитанников детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный позволит структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне детского сада в целом, так и в каждой возрастной группе.
Разработанная нами модель социально - педагогического партнерства семьи и детского сада – перспективный и эффективный вид организации взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и меняет традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а детский сад является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. Модель организации взаимодействия с семьями воспитанников детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный позволяет структурировать работу педагогов по организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Вывод:
Разработали Модель организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Содержание данной модели обусловлено современными требованиями к качеству дошкольного образования и направлено на реализацию принципов эффективного взаимодействия.
Практическая значимость разработки модели организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный заключается в возможности внедрения данной модели в практику ДОО. Разработанная модель управленческой системы, основанная на взаимодействии старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, родителей и детей сделает процесс гармонизации детско-родительских отношений в условиях ДОО более эффективным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. 2013, № 6. - 42 - 160 с.
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора школы: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Карапуз, 2014. – 187 с.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство «МОЗАИКА- СИНТЕЗ» Москва 2014 - 108-114с
- Веригина М.Т., Кучеровская Н.А. Характер влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка// Психология, социология и педагогика. 2015- № 10
- Виноградова Н.Ф. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Издательство «Просвещение», 2012. - 128 с.
- Волкова И.В. Поддержка образовательной инициативы семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2016 № 2 -28с.
- Горина Л.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка / Л.В. Горина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2012. – 52-54 с.
- Давыдова О.И. Сопровождение семейного досуга педагогами ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016-№ 4 - 30с
- Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству / М. Емельянова // Дошкольное образование. – 2009. – № 7. – С. 118
- Журахова М. Н., Муляр Н. В., Хаустова В. Г. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2012. — №7. — 271-273 с.
- Крулехт М.В. Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия: Сб. научн. труд./ Сост. Н.П. Митрошина и др./ — СПб.: Речь, 2011
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Юрайт, 2014. – 241 с.
- Каюрова А. Н., Попова В. Ф., Ищук Е. Г., Потапова Г. Я. Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников //Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. 2014. — 113-115 с.
- Красовская Е. В. Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — 178-180 с.
- Колобанова А.И., В.А.Лисина Педагогические советы: профессиональное партнерство: совершенствование методического мастерства - Волгоград: Учитель, 2013г
- Конвенция о правах ребенка (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
- Миленко В. Каковы труды - таковы и плоды!// Дошкольное воспитание 2012 № 2 - 71с
- Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011
- Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М.: Просвещение, 2013 - 176 с.
- Пантыкина В. М., Брюханова И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016 — №8. — 1009-1011 c.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 322 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и др.
- Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М.: «Когито-Центр», 2013. – 230 с.
- Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей / Н.А. Рождественская // Вестник Московского университета. – 2012. – №2. – 48-53 c
- Ракина Л. В. Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд» // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — 57-60 c
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ. (с изменениями и дополнениями от 30.12. 2015, вступившими в силу с 10.01.2016 года).
- Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Изд. 2-е, доп-е. - М.: Линка-Пресс, 2012 - 192 с.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.05.2014).
Приложение 1
Модель организации взаимодействия с родителями (законными представителями)
МБОУ «Ясненская СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный
условия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то до...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
В соответствии с законом РФ "Об образовании", ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного ...
Презентация "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое...
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие также содержит алгоритм действий педагога, начи...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. ...
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО презентация
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семье...