Модель организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО (на примере «Ясненской средней школы № 7»)
статья

Тропникова Наталья Анатольевна

Опыт работы по разработке модели по взаимодействию ДОО с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_po_vzaimodeystviyu.docx73.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Модель организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников

в условиях реализации ФГОС ДО

(на примере «Ясненской средней школы № 7»)

Автор: Тропникова Наталья Анатольевна, старший воспитатель, 1 кв.категория

Ясный, 2020

Актуальность проблемы организации взаимодействия современного детского и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в детский сад из семьи и возвращается в свою семью. Семья для ребенка - первичная социальная микросреда.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности.

Еще В.А. Сухомлинский сказал, что семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Поэтому не случайно в последние годы начинает развиваться новый взгляд на проблему организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая парадигма взаимодействия семьи и ДОО предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

В процессе воспитания возникает много различных проблем в нравственном, духовном, речевом, физическом, эмоциональном развитии ребенка. Решать эти проблемы необходимо сообща, используя потенциал всех социальных институтов, на этапе дошкольного детства наиболее важным из которых является детский сад.

Социальная значимость указанной нами проблемы заключается в определении управленческих подходов, которые можно использовать для того, чтобы организовать взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в условиях ДОО.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы выпускной аттестационной работы - «Модель организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в условиях ДОО (на примере «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный) ».

Анализ деятельности МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный по организации взаимодействия с семьями воспитанников

в условиях реализации ФГОС ДО

Представим анализ деятельности МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО на основе анализа годового плана работы воспитателя с родителями воспитанников разновозрастной  группы.

Цель работы с родителями: организация взаимодействия для обеспечения  максимально комфортных условий обучения, воспитания и развития детей.

Задачи работы с родителями:

1.Привлечение родителей к деятельности дошкольной образовательной организации.

 2.Обеспечение максимального участия родителей в жизни ребенка-дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития.

3. Помощь семье в обучении, воспитании и развитии ребенка.

4.Организация плодотворного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (родители, педагоги, администрация, персонал) во благо ребенка.

В плане работы воспитателя разновозрастной группы с родителями присутствуют следующие формы совместной работы: родительские собрания, родительские всеобучи, лекции, беседы, индивидуальные и групповые консультации, развлечения и праздники и др.

Тематика родительских собраний в разновозрастной  группе составлена в соответствии с требованиями времени и включает в себя мероприятия как информационной, так обучающей, развивающей и воспитывающей направленности.

Взаимодействие с  родителями  в разновозрастных  группах организуется в четырех направлениях:

-информационно-аналитическое,

-информационно-наглядное,

- познавательное,

-досуговое.

В качестве примера организации взаимодействия ДОО и семей воспитанников, представим план работы с родителями на месяц (декабрь 2020) в таблице 1.

Таблица 1.

План взаимодействия с родителями воспитанников в старшей группе на месяц

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

1

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам воспитания детей

Повышение психолого – педагогической  компетентности родителей по вопросам  воспитания и обучения ребенка.

В течение месяца по запросу родителей

2

Обновление «Уголка для родителей»

Информирование родителей  о жизни и деятельности дошкольной образовательной организации

Первая неделя декабря

3

Разработка и распространение  памяток по профилактике гриппа и ОРВИ у детей

Мотивация родителей (законных представителей) на соблюдение мер профилактики гриппа и ОРВИ в семье.

Вторая неделя декабря

4

Подготовка к новогоднему мероприятию

Организация совместной деятельности педагог – ребёнок-родитель в контексте  подготовки к мероприятию.

Третья неделя декабря

5

Проведение родительского собрания на тему: Компьютер и ТВ для детей

Соблюдение требований и правил здоровьесбережения при организации досуга ребенка с компьютером и телевизором

Третья неделя декабря

6

Проведение новогоднего утренника с приглашением родителей.

Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада

Четвертая неделя декабря

7

Проведение инструктажа по ТБ во время новогодних праздников и каникул

Профилактика чрезвычайных ситуаций в период проведения новогодних праздников и зимних каникул

Последний рабочий день декабря

Формирование сотрудничества детей, родителей (законных представителей)   и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения совместно намеченных результатов. В нашей дошкольной образовательной организации педагоги  используют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями)  дошкольников, суть которых — обогатить их психолого-педагогическими знаниями и вовлечь в образовательные отношения.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Родители (законные представители) наших воспитанников готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем наши педагоги используют педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся  информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Положительные результаты в работе педагогов с родителями (законными представителями) достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОО и членов семей воспитанников.

        Представим перечень форм в таблице 2.

Таблица 2

Традиционные  и нетрадиционные формы взаимодействия МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный

Традиционные    формы

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

Групповые и общие родительские собрания

Заседания общего родительского комитета

Круглые столы

Дни открытых дверей

Экскурсии

Спортивные праздники

Праздники

Выставки

Конкурсы

Консультации

Индивидуальные беседы и консультации

Тематические консультации

Поручения

Посещение семьи

Анкетирование

Совместная деятельность взрослых и детей

Родительские уголки и  стенды

Папки-передвижки

Буклеты

Памятки

Выставки детских работ

Видео фрагменты разных видов деятельности с детьми

Фоторепортажи

Нетрадиционные формы

Информационно-просветительские

Досуговые

Познавательные

Газета «Дошколята»

Социальные срезы

Интерактивные опросы

Информация о детском саде на сайте ДОО

Иформация о детском саде ВКонтакте

Семейные газеты и плакаты

Видеофильмы о жизни ДОО

Статьи в газету

Совместные праздники

Кружковая деятельность

Театрализованная студия «Ералаш»

Театрализованный фестиваль «Музыкальная шкатулка»

Дни самоуправления

Мастер-классы

Квест-игры

Спортивные и творческие совместные мероприятия

Совместные прогулки и экскурсии

Тематические вечера, концерты

Педагогические гостиные

Мини-музеи

Проектная деятельность

Презентации

Одной из основных  традиционных коллективных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Они  были, есть и остаются самой распространенной формой организации взаимодействия дошкольной организации с родителями. Это происходит  в связи  с тем, что в МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный возникает потребность обсуждения разноплановых вопросов и информирование родителей о состоянии образовательно-воспитательного процесса.  Мы стараемся уходить от устаревших собраний в форме лекций. Используем такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор.

Также родители детского сада п. Ясный привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии праздников, участвуют в конкурсах и выставках. Актуальность приобретает организация выставок совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»,  досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

  К индивидуальным традиционным  формам относятся педагогические беседы с родителями. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Педагогические беседы с родителями, в принципе, организуются в детском саду п. Ясный ежедневно. Они необходимы для того, чтобы решить текущие вопросы относительно воспитания ребенка. Специальной организации и подготовки педагогов требуют такие индивидуальные беседы с родителями, которые направлены на решение серьезных проблем. Например, насилие в семье, угроза жизни и здоровья ребенку, антисоциальное воспитание и др. 

Не менее актуальной нетрадиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников выступает организация досуговых мероприятий. Досуговые формы  призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение нашими педагогами совместных праздников, организация дополнительного образования, привлечение родителей (законных представителей) в творческий процесс и др. Родители (законные представители) принимают активное участие в фестивалях «Музыкальная шкатулка» «Откройте занавес души» и др.;  в театрализованной студии «Ералаш»

Для достижения успехов в воспитании и обучении детей необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.

Социальное партнерство с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничество с семьёй становится неотъемлемой частью воспитательно- образовательного  процесса. На протяжении всего учебного года родители (законные представители) наших воспитанников проявляют интерес к жизни нашего детского сада. Теперь они не просто приходят на совместные мероприятия, но и сами стали участвовать в их подготовке и проведении. Родители подключаются на стадии распределения ролей. Они сами выбирают себе роли, с большим удовольствием разучивают их, очень творчески подходят к подготовке костюма.

В связи с чрезвычайной важностью психолого-педагогической  грамотности современного родителя независимо от возраста, востребованными становятся познавательные формы организации взаимодействия, где главная цель – информирование и ознакомление с различными сторонами развития ребенка.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Распространенными традиционными формами взаимодействия в нашей дошкольной образовательной организации являются наглядно-информационные.  Они позволяют  решать вопросы ознакомления родителей (законных представителей) с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Основную задачу  в рамках использования этих форм, которую мы поставили перед собой, является ознакомление родителей с самой  дошкольной образовательной организацией, особенностями её работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Мы считаем, что через оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек, буклетов, памяток, выставок детских работ, использование видеофрагментов разных видов деятельности, фоторепортажей мы  способствуем  преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказываем практическую помощь семье.

Взаимодействие ДОО и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для:

  • привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;
  • целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;
  • формирования активной позиции воспитательной роли семьи.

Приведем пример планирования наглядно-информационных мероприятий, которые организует воспитатель разновозрастной  группы детского сада п. Ясный с родителями воспитанников в течение учебного года (Таблица 3)

Таблица 3

План наглядно-информационных мероприятий с родителями старшей группы на 2020-2021 учебный год

Тема

Цель

Основное содержание

Ответственные

Срок реализации

1

Новый учебный год – новые планы, цели и задачи

Ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников с возрастными особенностями детей, задачами воспитания и обучения

Проведение организационного родительского собрания. Обновление данных о родителях. Оформление уголка для родителей. Определение родителей для индивидуальной работы

Воспитатели, социальный педагог, психолог

Сентябрь

2

Адаптация прошла – проблемы остались

Ознакомление родителей (законных представителей)  с понятиями “адаптация”, “адаптационный период

Подготовка характеристики на детей. Беседа о проблемах каждого отдельного ребенка. Определение дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми и родителями

Воспитатели, социальный педагог, психолог

Октябрь

3

Здоровье – главное богатство

Просвещение родителей  (законных представителей) в вопросах физического и психического развития детей, формирования ЗОЖ

Представление анализа медицинских данных на каждого ребенка; результатов наблюдения за активностью и результативность работы на занятиях по физической подготовки. Разработка индивидуальных планов и программ развития ребенка

Воспитатели,  социальный педагог, психолог, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию

Ноябрь

4

Зимние забавы – в помощь иммунитету.

Развитие интереса у родителей (законных представителей)  к совместным играм с детьми

Организация спортивных соревнований и мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Весёлые старты.

Мама, папа, я - спортивная семья!

Воспитатели,  тренер по физическому воспитанию

Декабрь

5

Доброта – украшение человека!

Просвещение родителей (законных представителей) в вопросах нравственного  воспитания детей

Проведение совместных с родителями благотворительных акций «Поможем всем миром», «Миссия жить»

Старший воспитатель

Январь

6

Мы встречаем праздник пап.

Привлечение родителей (отцов) к активному участию в жизни ДОО

Организация торжественных мероприятий и праздников для пап; подготовка подарков папам; организация психологических консультаций и бесед для пап по проблемам семейного воспитания

Воспитатели,  социальный педагог, психолог, медицинский работник

Февраль

7

Мама: нет ее дороже!

Установление теплых взаимоотношений в семье; создание положительной эмоциональной сферы.

Организация торжественных мероприятий и праздников для мам; подготовка подарков мамам; организация психологических консультаций и бесед для мам по проблемам семейного воспитания; игра «Дочки-матери»

Воспитатели, социальный педагог, психолог, медицинский работник

Март

8

День открытых дверей

Установление  доверительных  отношений  между  родителями  и  педагогами, определение задач  совместного  воспитания детей и их реализация.

Организация массового посещения родителями в течение месяца занятий, мероприятий. Организация индивидуальных консультаций, бесед

Старший воспитатель, воспитатели, социальный педагог, психолог, медицинский работник

Апрель

9

Безопасность – превыше всего!

Организация информационно-профилактической работы с родителями (законными представителями) по  соблюдению правил безопасного поведения детей  в период летних каникул

Проведение родительских собраний с ознакомлением с инструктажами по правилам безопасности. Беседа с пожарными, представителями ГИБДД, медицинскими работниками

Старший воспитатель, воспитатели, социальный педагог, психолог, медицинский работник

Май

Таким образом, анализ деятельности МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО показал, что педагоги и администрация детского сада нацелены на плодотворное взаимодействие, оказание необходимой помощи родителям (законным представителям)  в воспитании детей с учетом потребностей и интересов детей и приоритета семейного воспитания.

Далее представим описание модели организации взаимодействия МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.

        Описание модели организации взаимодействия МБОУ «Ясненской СШ № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных положений дошкольного образования является психолого – педагогическое просвещение родителей, вовлечение их в образовательные отношения. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Прежде, чем перейти к описанию модели организации взаимодействия с семьями воспитанников, определим, что такое «моделирование»?

Авторы В.С. Стёпин, Г.Б. Гутнер, Ф.И. Голдберг дают следующее определение. Моделирование – это метод воспроизведения и исследования определенного фрагмента действительности (предмета, явления, ситуации) или управления им, основанный на представлении объекта с помощью модели.

Мы решили разработать модель организации взаимодействия детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный (Приложение 1).

Цель: Создание условий для разработки новых подходов к организации взаимодействия детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный  с семьями воспитанников, способствующих успешной реализации и развитию личности каждого ребенка и вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство.

Задачи:

  1. Проанализировать сведения о родителях (законных представителях) воспитанников, выявить их потребности и запросы при организации взаимодействия с детским садом.
  2. Организовать психолого – педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей.
  3. Организовать продуктивное общение всех участников образовательных отношений.
  4. Проанализировать эффективность взаимодействия детского сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный с семьями воспитанников.

Принципы построения модели взаимодействия:

  • Единство целей и задач воспитания ребенка в семье и детском саду;
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
  • Системность и последовательность работы;
  • Взаимное доверие и взаимопонимание родителей (законных представителей) и педагогов (равноправные партнеры).

Модель организации взаимодействия с семьями воспитанников детского сада  МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный

состоит из трех блоков:        

  • информационно – аналитический блок;
  • практический блок;
  • контрольно – оценочный блок.

Информационно – аналитический блок направлен на анализ сведений о родителях и детях, выявление потребностей семьи при организации взаимодействия с ДОО.

Цель: определение форм и методов работы с семьей на основе аналитических данных.

Задачи:

  1. Собрать  и проанализировать информацию о родителях  (законных представителях).
  2. Выявить проблемы, потребностей и запросов родителей (законных представителей).

На данном этапе следует использовать такие  формы работы как наблюдение, анкетирование, опрос.

Далее предполагается анализ  анкет и опросов родителей и планирование деятельности педагогического коллектива детского сада по организации взаимодействия с семьями воспитанников с учетом мнения, потребностей, пожеланий родителей.

При разработке модели мы провели анализ анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников, который показал, что 86% родителей (законных представителей), принявших участие в анкетировании, удовлетворены работой детского сада. Родители (законные представители) отмечают доброжелательное отношение педагогов к себе и к ребенку, удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Однако, анализ наблюдения и опроса родителей (законных представителей) показал, что последние отмечают назидательность со стороны педагогов, не всегда охотно принимают участие в предлагаемых педагогами мероприятиях. Посещение родительских собраний варьирует от 45% до 70%.

Исходя из этого, можно констатировать, что удовлетворенность родителей (законных представителей) организацией взаимодействия не носит 100% характер.

Поэтому, мы постарались включить в практический блок модели такие формы работы, которые бы удовлетворили запросы родителей (законных представителей).

Таким образом, определяем цель практического блока - планирование, организация и проведение мероприятий с учетом запросов и потребностей родителей (законных представителей)

Задачи:

         1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

         2.Организовать продуктивное общение всех участников образовательного   процесса.

На данном этапе работа с родителями (законными представителями) строится по двум направлениям: психолого – педагогическое просвещение родителей и организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.   Однако педагогам необходимо пересмотреть методы и приемы проведения собраний, использовать инновационные формы организации взаимодействия, способствующие активизации родителей (законных представителей).  

Психолого-педагогическое просвещение родителей происходит через консультации, газету, сайт, буклеты, памятки и т.д. Популярной формой виртуального общения педагогов и родителей (законных представителей) является создание закрытых групп «Вконтакте». Данная форма работы возможна при соблюдении определенных принципов: тактичность, конфиденциальность, доверие.

С целью организации продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений планируются такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело (тренинги, детско-родительские встречи, квесты и др.).

Для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями (законными представителями), детьми хорошо зарекомендовали себя и активно используются досуговые формы работы (развлечения, встречи, совместные мероприятия, праздники и т.д.).

Цель контрольно-оценочного блока – анализ и оценка результатов эффективности  взаимодействия и проводимых мероприятий  (количественный и качественный) с последующим внесением  корректив в работу на следующий учебный год.

Для определения эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников можно использовать опрос, оценочные листы, групповые обсуждения и другие методы. Не менее важным станет самоанализ  деятельности педагогов по организации взаимодействия с родителями.

Для реализации модели в детском саду  МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный созданы определенные условия: материально – технические, нормативно-правовые и методические, психолого – педагогические и кадровые.  

Состояние материально – технической базы сада МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный соответствует современным педагогическим требованиям и санитарным нормам. Здание кирпичное, двухэтажное, построенное по типовому проекту. Все базисные компоненты развивающей среды включают оптимальные условия для полноценного развития детей, а также для организации взаимодействия с родителями (законными представителями). К компонентам развивающей среды относятся: групповые ячейки, музыкальный (физкультурный) зал, кабинет учителя – логопеда.

Для организации полноценного, интерактивного взаимодействия с родителями (законными представителями), а также для организации совместной деятельности (дети, родители, педагоги) в детском саду имеются: мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Рабочее место каждого педагога оснащено компьютером или ноутбуком.

Кроме этого, для взаимодействия с семьями воспитанников имеется дидактический, наглядный и иллюстративный материал.

На территории детского сада оборудованы прогулочные площадки и спортивный комплекс, имеется спортивная площадка для организации совместных мероприятий на свежем воздухе.

 Однако необходимо отметить, что материально – техническая база МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный создавалась и модернизировалась на протяжении десятилетий. В настоящее время финансирование материально – технической базы недостаточное.

Согласно п. 3.2.1 ФГОС ДО в части взаимодействия с родителями (законными представителями) для успешной реализации Программы в детском саду должны быть созданы следующие психолого – педагогические условия: поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

В нашем детском саду все педагоги владеют основами психологии, выстраивают взаимодействие с родителями (законными представителями)  на основе принципов доброжелательности и взаимоуважения.

Кадровый потенциал детского сада  МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный также способствует организации взаимодействия с семьями воспитанников. Педагог - психолог курирует деятельность педагогов в воспитательно- образовательном процессе (тренинги, семинары и др.). Старший воспитатель, совместно с воспитателями и специалистами продумывают формы работы с семьей, а так же способствуют созданий условий. Учитель – логопед использует потенциал родителей (законных представителей) в коррекционной работе с детьми (мастер-классы, практикумы и др.).

Таким образом, создание материально – технических, нормативно-правовых и методических, психолого – педагогических условий детского сада  МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный для организации взаимодействия с семьями воспитанников способствует установлению партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Итак, мы считаем, что модель организации взаимодействия с семьями воспитанников детского сада  МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный позволит структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне детского сада в целом, так и в каждой возрастной группе.

Разработанная нами модель  социально - педагогического партнерства семьи и детского сада – перспективный и эффективный вид организации взаимодействия. Она  ориентирована на гуманистический подход и меняет традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а детский сад является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. Модель организации взаимодействия с семьями воспитанников детского сада  МБОУ «Ясненской СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный позволяет структурировать работу педагогов по организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Вывод:

Разработали  Модель организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Содержание данной модели  обусловлено современными требованиями к качеству дошкольного образования и направлено на реализацию принципов эффективного взаимодействия.  

Практическая значимость разработки модели организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников МБОУ «Ясненской средней школы № 7» структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный заключается в  возможности  внедрения данной модели в практику ДОО. Разработанная модель управленческой системы, основанная на взаимодействии старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, родителей и детей сделает процесс гармонизации детско-родительских отношений в условиях ДОО более эффективным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. 2013, № 6. - 42 - 160 с.
  2. Арнаутова Е.П. В гостях у директора школы: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Карапуз, 2014. – 187 с.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство «МОЗАИКА- СИНТЕЗ» Москва 2014 - 108-114с
  4. Веригина М.Т., Кучеровская Н.А. Характер влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка// Психология, социология и педагогика. 2015- № 10
  5. Виноградова Н.Ф. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Издательство «Просвещение», 2012. - 128 с.
  6. Волкова И.В. Поддержка образовательной инициативы семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2016 № 2 -28с.
  7. Горина Л.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка / Л.В. Горина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2012. – 52-54 с.
  8. Давыдова О.И. Сопровождение семейного досуга педагогами ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016-№ 4 - 30с
  9. Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству / М. Емельянова // Дошкольное образование. – 2009. – № 7. – С. 118
  10. Журахова М. Н., Муляр Н. В., Хаустова В. Г. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2012. — №7. — 271-273 с.
  11. Крулехт М.В. Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия: Сб. научн. труд./ Сост. Н.П. Митрошина и др./ — СПб.: Речь, 2011
  12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Юрайт, 2014. – 241 с.
  13. Каюрова А. Н., Попова В. Ф., Ищук Е. Г., Потапова Г. Я. Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников //Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. 2014. — 113-115 с.
  14. Красовская Е. В. Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — 178-180 с.
  15. Колобанова А.И., В.А.Лисина Педагогические советы: профессиональное партнерство: совершенствование методического мастерства - Волгоград: Учитель, 2013г
  16. Конвенция о правах ребенка (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
  17. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
  18. Миленко В. Каковы труды - таковы и плоды!// Дошкольное воспитание 2012 № 2 - 71с
  19. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011
  20. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М.: Просвещение, 2013 - 176 с.
  21. Пантыкина В. М., Брюханова И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016 — №8. — 1009-1011 c.
  22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 322 с.
  23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  24. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  25. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и др.
  26. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М.: «Когито-Центр», 2013. – 230 с.
  27. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей / Н.А. Рождественская // Вестник Московского университета. – 2012. – №2. – 48-53 c
  28. Ракина Л. В. Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд» // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — 57-60 c 
  29. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ. (с изменениями и дополнениями от 30.12. 2015, вступившими в силу с 10.01.2016 года).
  30. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Изд. 2-е, доп-е. - М.: Линка-Пресс, 2012 - 192 с.
  31. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  32. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.05.2014).

Приложение 1

Модель организации взаимодействия с родителями (законными представителями)

 МБОУ «Ясненская СШ № 7» СП «Детский сад» п. Ясный

условия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то до...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

В соответствии с законом РФ "Об образовании", ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного ...

Презентация "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»

   В данном методическом пособии собраны материалы,  необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие  также содержит алгоритм действий педагога, начи...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. ...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО презентация

Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семье...