аналитическая справка по итогам тематического контроля
материал
аналитическая справка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analit_spravka_2_korpus_itogi_temat_kontrolya_rech_gr_stroy_rechi.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»
Аналитическая справка
по итогам тематического контроля:
«Организация работы по речевому развитию детей через использование различных форм и видов детской деятельности»
ЦЕЛЬ: Определение эффективности работы в СП «Детский сад «Янтарик» по формированию у детей грамматически правильной речи.
Проверка проводилась с 19.10 по 23.10 2020 года.
Тематический контроль был осуществлен в двух корпусах, во всех группах СП «Детский сад «Янтарик», кроме 1 младших групп.
Были проанализированы следующие вопросы:
1. | Педагогическая диагностика уровня формирования грамматического строя речи у детей; |
2. | Уровень профессионального мастерства воспитателей по формированию грамматического строя речи у дошкольников; |
3. | Обследование предметно-развивающей среды в группах; |
4. | Планирование работы с детьми по развитию речи воспитанников; |
5. | Информированность родителей по данному вопросу, взаимодействие детского сада и семьи по проблеме. |
Использовались следующие формы и методы контроля:
|
|
|
|
|
В ходе тематической проверки было выявлено следующее:
1. Речевое развитие детей дошкольного возраста проводится по педагогической диагностике речевого развития дошкольников Верещагина Н.В. (обследование связной речи и грамматического строя речи).
В обследовании принимали участие 32 групп:
2-мл гр : 4
Средние гр: 9
Старшие гр: 7
Подготовительные гр: 12
Количество обследуемых: 694 ребенка.
Анализ характеристики коммуникативных умений детей по связной речи показал:
- дети умеют самостоятельно составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
- при составлении рассказов некоторые дети дают имена героям и клички животным;
- пополняют рассказы, передавая сюжет дополнительными действиями;
- используют разные виды предложений (вопросительные, восклицательные, повествовательные);
- употребляют предлоги;
- умеют придумывать название составленному рассказу.
Однако, у некоторых детей присутствуют пропуски важных моментов действий, простые перечисления действий персонажей. Необходимо было задавать наводящие вопросы. Дети использовали простые и короткие предложения. Но смысл и основная тема соответствовали требованиям к структуре составления рассказа.
Связная речь
Речевыми навыками связной речи по ОО «Речевое развитие» в СП «Детский сад «Янтарик» владеют:
Начало года | |||
Уровни: | 1 корпус | 2 корпус | Общий по СП |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | 37 чел. (13%) 184 чел. (65%) 62 чел. (22%) | 66 дет. (16%) 258 (63%) 87 (21%) | 103 (15%) 442 (64%) 149 (21%) |
Основная масса участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.
С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников.
Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.
Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо .
Общий словарный запас средний и высокий у 79% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 21% обследуемых.
Результат: У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. Существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.
Грамматический строй речи
Цель: умение согласовывать слова в предложениях: сущ. с числ., прил. с сущ., правильно образовывать форму мн.ч. сущ., называние детенышей животных, правильно использовать предлоги в речи, образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.
При обследовании грамматического строя речи, у детей наблюдается правильное употребление сущ., прил. во всех падежах ед. и мн.ч.. Некоторые трудности дети испытывали при употреблении сущ. в родительном и именительном падежах, мн.ч. (два стульев, три шариков и т.д.). Умеют правильно использовать предлоги: НА,В, ЗА, С, ПОД, НАД, МЕЖДУ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ПЕРЕД. Были трудности в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Начало года | |||
Уровни: | 1 корпус | 2 корпус | Общий по СП |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | 24 чел. (9%) 171 чел. (60%) 88 чел. (31%) | 75 (19%) 238 (57%) 98 (24%) | 99 (14%) 409 (59%) 186 (27%) |
Критерии оценки:
-с заданием справился (высокий);
-с задание не справился (низкий);
-задание выполнено частично (средний).
Таким образом, результат обследования в общем по СП «Детский сад «Янтарик» грамматического строя речи показал:
С заданиями справились-14% детей;
Задание выполнено частично-59%;
С заданием не справились-27%.
Общий показатель развития грамматического строя речи по среднему и высокому уровням: 73% дошкольников. Низким уровнем, исходя из результатов методики, обладают 27% обследуемых.
Рекомендации: продолжать работу по развитию грамматического строя речи детей, используя новые формы и методы работы (мнемотаблицы, составление загадок, игры - беседы, оживления, игры – фантазии, сочинение сказок и т.д.), больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.
Педагогам осуществлять более тесную связь с родителями через проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, родительских собраний, с работой логопеда, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от ближайшего окружения.
Вывод: таким образом, речевое развитие детей в СП «Детский сад «Янтарик», на начало 2020-2021 учебного года, соответствует среднему уровню программных требований.
2. Анализ профессионального мастерства воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
С целью повышения профессиональных возможностей педагогов и актуализации их знаний методики развития речи проведены консультации:
- «Использование малых фольклорных форм для развития навыков связной речи в разных видах деятельности у детей с ОНР» (1 корпус учитель-логопед Кузнецова Л.А.; 2 корпус учитель-логопед Федотова Л.В.)
- «Развитие речи в процессе формирования ФЭМП» (1 корпус воспитатель Минебаева Г.А., 2 корпус воспитатель Карпова Л.И.),
- методический час «Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста» (старший воспитатель Шашкова С.В.),
- мастер-класс: «100 методов, приемов, способствующих развитию речи у дошкольников» (старший воспитатель Субеева Е.А.),
- семинар практикум «Риторика для воспитателей» (старший воспитатель Гнатюк С.А., старший воспитатель Ларионова Д.С., учитель логопед Федотова Л.В.)
- школа молодого педагога «Организация НОД и написание технологической карты для открытого занятия» (старший воспитатель Шашкова С.В.).
В ходе контроля было организовано посещение НОД в группах 1 корпуса:
Средняя группа «Фантазеры», воспитатель Хабибулина Л.М., тема «Спасти Айболита».
Средняя группа «Восток», воспитатель Ермолаева Е.А., «В гости к Гному».
Старшая группа «Звездочки», воспитатель Фаретдинова А.А. «Дружба. День народного единства».
Во втором корпусе прошли открытые просмотры НОД у педагогов:
1. Пшонкиной О.Ю.: НОД по ФЭМП с детьми среднего дошкольного возраста группы «Капитошки», на тему «В гости к бабушке»;
2. Зуевой С.Н.: НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста группы «Семицветик», на тему «Осень в гости к нам пришла»
3. Коняевой Е.Г.: НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Знайки», на тему «Путешествие в город Красивой речи».
Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в каждом занятии присутствует организационный момент, создается мотивация детей на предстоящую деятельность, происходит поиск решений проблемы. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.
Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития грамматически правильной речи детей. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом воспитанников, динамические паузы своевременны.
Однако речевая плотность НОД во всех группах не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями.
По результатам самоанализа деятельности педагогов по развитию речи выяснилось следующее: воспитатели уверены в своих знаниях методики развития речи детей дошкольного возраста и применяют различные методы и приемы в практической деятельности; считают, что хорошо владеют точностью и ясностью выражения мыслей; умеют строить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.
В работе воспитатели используют такие методы и приемы по развитию речи: объяснение значений слов путём показа картинки; сопоставление слова с другими словами; объяснение этимологии слова; составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом; пояснение слова другим словом, близким по значению; объяснение значения слова через его определение; закрепление слов через деятельность; вопросы к детям (что это? какой? что делает? где? когда?); словесные дидактические упражнения; дидактические игры-загадки; дидактические игры на группировку и классификацию предметов; игры-небылицы.
Анализируя результаты карт профессионального мастерства, выявлено, что педагоги на достаточно хорошем уровне владеют знаниями о методах, приемах и формах работы по развитию речи.
Уровни: | 1 корпус | 2 корпус | Общий по СП |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | 21 чел. (58%) 6 чел. (17%) 9 чел. (25%) | 19 (79%) 4 (17%) 1 (4%) | 40 (68%) 10 (16%) 10 (16%) |
Вывод: Общий показатель профессионального мастерства воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста по среднему и высокому уровням составляет: (50 чел) 84 % педагогов. Низким уровнем, исходя из результатов, обладают (10 чел) 16% обследуемых.
3. | Обследование предметно-развивающей среды в группах. |
В группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных и предметных картинок по развитию речи, разнообразный дидактический материал, книжные уголки для детей.
Созданная предметно – развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.
Оформленные в группах книжные уголки отражают возрастные особенности детей. Наиболее удачным с точки зрения соответствия рассматриваемой проблеме является материал в старших и подготовительных группах.
После проведенного обследования предметно – пространственной среды выяснилось, что наиболее наполненная и разнообразная среда в группах:
2 корпуса: Гномики, Почемучки, Карамельки, Умка, Облачко, Светлячок, Капитошки;
1 корпус: Лунтики, Звездочки, Капельки, Комета, Спутник, Орбита.
Наполняемость групп находится на среднем уровне:
1 корпус: Астрономы, Солнышко, Лучики, Союз, Фантазеры;
2 корпус: Знайки, Семицветик, Веснушки, Радуга, Одуванчик;
Наполняемость групп на низком уровне:
1 корпус: Марсиане, Космонавты,
2 корпус: Василек, Колокольчик.
В книжных уголках старших и подготовительных, средних групп приобретено достаточное количество соответствующих возрасту детей тематического и раздаточного материала демонстрационных и раздаточных карточек.
Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги.
Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, фабричные и изготовленные своими руками, в том числе на развитие грамматического строя речи. Картотеки дидактических игр обновлены. В старших и подготовительных, средних группах, подобраны игры, направленные на формирование основ первоначальной грамоты, в т.ч. развивающие умение детей делить слова на слоги, составлять предложения, упражнение в различении гласных и согласных.
В зоне сюжетно – ролевых игр в группах созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам сюжетно ролевым играм и театра.
Во всех группах в достаточном количестве методической литературы и пособий по речевому развитию воспитанников.
Однако, во 1-х мл группах «Солнышко» и «Лучики» необходимо большее разнообразие видов театра (вязаные куклы и пальчиковый театр), нет ширмы для театрализованных игр. Во второй мл. группе «Василек» недостаточное кол-во атрибутов для сюжетно ролевых игр, нет картотеки по сюжетно ролевым играм и театрализованным представлениям, а также разнообразить виды театра.
Рекомендации: воспитателям всех возрастных групп организовать создание Книжкиной больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток. Воспитателям 2-й группы раннего возраста разнообразить виды театров.
Вывод: в группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей.
4. Анализ планов воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах; заполнение карт проверки;
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к НОД, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей, регулярно планируется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.
В режимных моментах планируется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми словесного творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.
Планируется работа с семьей: консультации - «Речь и игра рядом всегда», «Речевая готовность детей к школе», «Речь и игра – рядом всегда»; беседы: «Развитие детей младшего возраста», «Какие сказки читать детям»; папки-передвижки: «Книга – лучший друг детей»; стенды, памятки, анкетирование «Книга в жизни ребенка»; родительские собрания: «Развитие речи детей среднего возраста», «Речевое развитие ребенка».
Однако, в планировании детских игр, наблюдается однообразность в традиционные сюжетно-ролевые игры, мало планируется игр с современным сюжетом (МЧС, Банк и т.д.). Недостаточно планируется игр-драматизаций, режиссерских игр. Очень мало используют в работе с детьми именно дидактические игры на грамматический строй речи. Не во всегда прослеживается применения такого вида деятельности, как заучивание наизусть. Упущена работа с детьми в книжных уголках, планирование показа театрализованных представлений для младших сверстников.
Вывод: Планирование ведется удовлетворительно.
5. Анализ наглядной информации для родителей в группах; анализ планирования и проведения совместных мероприятий и родительских собраний по данной теме.
В каждой возрастной группе имеется план работы с родителями на учебный год, разработанный материал для консультаций в соответствии с заданной тематикой, проводятся родительские собрания. Еженедельно выставляется и обновляется наглядный материал на стендах для родителей. Проводится совместная деятельность с родителями: досуги, развлечения, чаепития и .т.д.
Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников.
В компенсирующих группах «Умка» и «Астрономы» ведется работа с родителями совместно с учителем - логопедом по данной проблеме через родительские уголки, информационные папки, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные беседы. Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.
Вывод: большинство родителей начинают осознавать значимую роль семьи в речевом развитии детей: следят за речью ребенка, отмечают и исправляют ошибки.
Вывод по тематическому контролю
Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития правильного грамматического строя речи детей актуальна, и она в учреждении решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. В группах созданы условия для развития разных видов речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
Состояние работы в СП «Детский сад «Янтарик» по речевому развитию детей через использование различных форм и видов детской деятельности считать удовлетворительной.
Рекомендации:
1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей через использование различных форм и видов детской деятельности.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
2. Продолжать работу по развитию правильного грамматического строя речи детей: составлять распространенные предложения разных типов, побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы) или предложениями (средние и старшие группы) для повышения речевой плотности ООД.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
3. В книжных уголках групп разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений. Периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал.
Ответственные: воспитатели старших, подготовительных групп.
Срок: май 2021г.
4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом для развития грамматического строя речи детей. В младших групп уголки пополнить куклами разного вида (вязаные, пальчиковые и т.д.).
Ответственные: воспитатели групп
Срок: март 2021г.
5. Активизировать индивидуальную работу с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: март 2021г.
6. Повысить профессиональную компетентность педагогов о цифрализации образовательной среды в ДОУ.
Ответственные: старшие воспитатели
Срок: в течении года
19.11.2020г.
Старший воспитатель: ___________________ /Гнатюк С.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ "Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (анализ реализации дорожной карты)...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме ДОУ»
В аналитической справке подробно описывается проведение тематической проверки, направления работы (с педагогами, с детьми, родителями, планирование воспитательно-образовательной работы, организа...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
Материал содержит аналитическую справку по итогам тематического контроля "Организация коррекционно-логопедической работы в ДОУ"...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
Представляю аналитическую справку по итогам тематического контроля "Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию у детей элементарных математических представлений" . ...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».
Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».Согласно годовому плану в ДОУ была проведена тематическая про...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»
Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г. в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме ...