Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»
методическая разработка
Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г. в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы», тематический контроль по вышеуказанной теме проводился в период с 5.11.2019 по 15.11.2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
аналитическая справка | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение,
Детский сад «Тополек» г. Бабушкин
Муниципального образования «Кабанский район»
Республики Бурятия
Справка по итогам тематического контроля
«Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»
Справку подготовила Казакова Л.В.,
старший воспитатель
г. Бабушкин 2019г
Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г. в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы», тематический контроль по вышеуказанной теме проводился в период с 5.11.2019 по 15.11.2019 г.
Тематический контроль был проведен в группах:
«Сказка» (дети 2 лет)- воспитатели Карнакова С.Н.
«Теремок» (дети 2-3 лет) – воспитатели Дьяченко М.Я.
«Семицветик» (дети 3-5 лет)- воспитатели Баландина В.Ю.
«Любознайки» (дети 6-7 лет)
Был проведен анализ выполнения следующих задач:
- изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;
- выявить уровень инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста;
- определить уровень педагогической компетентности воспитателей: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной литературой;
- выявить отношение родителей к книге, ее значении в жизни и развитии ребенка, получить представление об организации домашнего
- изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;
- определить перспективы работы по изучаемому направлению
С целью изучения данного вопроса использовались следующие методы и приемы контроля:
Для изучения предметно-развивающей среды в группах проводился анализ и самоанализ книжных уголков,
для оценки планирования осуществлялся анализ календарно — тематического планирования воспитателей с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой,
для оценки профессиональных умений воспитателей проводился контроль образовательной деятельности по чтению детям художественных произведений и заучиванию стихотворений;
для оценки уровня развития детей проводилась беседа и наблюдение за действиями детей в книжных уголках,
для оценки форм взаимодействия с родителями по данной проблеме проводился анализ наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, анкетирование родителей
Анализ предметно - развивающей образовательной среды в группах показал, что во всех педагогами ДОУ созданы условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию художественной литературы: в наличии качественные современные книги; в группах имеются самодельные книги, хрестоматии по программе.
В каждой возрастной группе детского сада устроены уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её.
Содержание уголков соответствует «Закону возрастных соответствий» и «Закону возрастной перспективы». Так в средней и старшей группах имеются энциклопедии, детские азбуки для начинающих читать, азбуки – прописи, азбуки в стихах о буквах.
Уголки оснащены шкафчиками, полочками, пластиковыми органайзерами для выставки и хранения книг, как рекомендованных детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Книги эти иллюстрированы, в хорошем состоянии.
В уголках в наличии книги, с которыми детей знакомят на занятии – потешки, сказки в младших группах, произведения Н. Носова, В. Драгунского, С. Маршака и др. писателей в старших группах.
Так же в книжных уголках есть разноформатные, дизайнерские книги, книжки-малышки, сделанные руками педагогов, книги разных жанров (сказки, рассказы, потешки, чистоговорки, пословицы). В группах дошкольного возраста имеются портреты детских писателей
Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется, в среднем срок пребывания книги в уголке составляет 2-2,5 недели при этом соблюдается главное правило – книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется к ней интерес.
Основной принцип, которого придерживаются педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель проявляет творчество, при этом соблюдаются главные правила, - это удобство и целесообразность. В младших группах «Сказка», «Теремок» материал для театрализованной деятельности сделан руками педагогов (настольные театры «Колобок», «Репка», перчаточный театр, театр на фланелеграфе, дидактические игры, папки передвижки
Уголок книги педагоги располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В группе № 1 воспитатели дают детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомят с уголком книги, его устройством и назначением, приучают рассматривать книги и картинки только там, сообщают правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
В группе № 2 эти основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются уже стали привычкой.
В книжной витрине группы № 1 выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя поблизости в запасе имеются дополнительные экземпляры этих же книг.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Содержание книжного уголка в группе № 2 и группе № 3(дети среднего и старшего дошкольного возраста) и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к четырем-пяти годам: для детей среднего дошкольного возраста и для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину в этих группах помещаются одновременно 10-12 разных книг:
- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- В уголке книги постоянно находятся стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- Также находятся 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- На витрине уголка книги находятся издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят в образовательной деятельности. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников находятся в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
- Кроме того, в уголок иногда помещают интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.
В группе № 3 в уголке книг также размещается информация, составляющая региональный компонент работы- книги о родном городе Губкине, Белгородской области (природа, достопримечательности, основные промышленные предприятия, природа и т.д.).
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, ее убирают с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке в каждой возрастной группе находятся разнообразные альбомы для рассматривания и тематические папки с подбором иллюстративно-наглядного материала. Это и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
В группах № 2 и № 3 в книжном уголке устраиваются тематические выставки книг. Их основная цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
При анализе оценки планирования по ознакомлению детей с художественной литературой выявлено следующее. Во всех возрастных группах эта деятельность планируется в соответствии с перспективным планом в режимные моменты и как часть образовательной деятельности, интегрируясь с разными образовательными областями. Качество планирования находится на должном уровне. Образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, в режимных моментах, в индивидуальной образовательной деятельности
Оценка профессиональных умений воспитателя
Во время тематического контроля проверялись две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
• выразительное чтение воспитателя;
• беседа о прочитанном;
• повторное чтение;
• рассматривание иллюстраций;
• объяснение незнакомых слов.
Была просмотрена образовательная деятельность с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (воспитатели Мартынова Е.А., Андросова О.В.), с детьми подготовительной к школе группы (воспитатель Барыльникова И.И.).
В младшем дошкольном возрасте педагоги у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Терпеливо и настойчиво воспитатели учат, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.
Воспитатели называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.
В среднем дошкольном возрасте педагоги углубляют работу по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатели называют жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.
В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагоги целенаправленно организуют дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.
В группе № 3(дети подготовительной к школе группы) используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты. К сожалению, в нашем ДОУ эта форма работы используется педагогами недостаточно.
Практически не используются и доступные для восприятия ребенку старшего дошкольного возраста и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. Не используется прослушивание радиоинсценировок.
Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Все это можно использовать , но владея техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо зная гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдая правила безопасности.
Особо показательными в вопросе формирования у детей любви к художественной литературе является образовательная деятельность педагогов Андросовой О.В., Барыльниковой И.И., Мартыновой Е.А.
Все педагоги используют чтение, заучивание наизусть, но формы работы с книгой не слишком разнообразны. Можно рекомендовать следующее:
- простое чтение воспитателя в кругу детей;
- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;
- вечера чтения;
- семейные вечера чтения;
- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;
- праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).
-литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.
-такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистам, а также диафильмы, мультфильмы, кинофильмы.
Педагогам рекомендовано ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.
Оценка уровня развития детей хорошо прослеживается как в специально организованных формах обучения, так и в самостоятельной деятельности детей. Дети учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировках, играх-драматизациях, рассматривают рисунки, выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг
Анализ умений практического опыта детей и старшего дошкольного возраста в книжных уголках.. В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что в детских садах сейчас осуществляется не воспитательно — образовательный процесс, а только образовательный. Впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» в этой же статье указаны виды образовательных результатов, которые мы должны получать в результате образовательной деятельности, и которые достигаются дидактическими средствами (содержанием, методиками, методами, приёмами) — это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Воспитанники старших и подготовительных групп проявляют большой интерес к книжному уголку. Охотно рассказывают о том, что имеется в уголке. Из беседы и наблюдения за практической деятельностью детей видно, дети старшего дошкольного возраста знают названия произведений , имеющихся в уголках, называют авторов, знают писателей и поэтов, портреты которых помещены в уголке.
Оценка форм взаимодействия с родителями проводилась в форме анализа наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей. По результатам контроля выявилось следующее. Практически во всех группах в основном материал был представлен в виде консультаций по организации работы с детьми дома по ознакомлению детей с художественной литературой.
Анализ организации работы с семьей показал, что вся деятельность проводится в соответствии с намеченным планом работы, используются различные формы: анкетирование, публикуется просветительская информация, которая способствует педагогическому просвещению родителей.
Во всех группах представленный материал конкретный, размещён в доступных для восприятия местах, эстетически оформлен, педагогически целесообразен. Но время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к материалам. Поэтому рекомендовано воспитателям всех групп при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, указание авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.
Для создания социальной ситуации развития детей согласно ФГОС ДО педагогам необходимо строить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
И так, по результатам и сделанным выводам, комиссия подготовила следующие рекомендации:
- Продолжать работу по обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно
- Использовать в работе с родителями инновационные формы, направленные на выявления потребностей и поддержку образовательных инициатив семьи.
Ответственные: воспитатели групп, специалисты
Срок: постоянно
3.При размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.
Ответственные: воспитатели групп, специалисты
Срок: постоянно
4.Рекомендовать воспитателям разнообразить формы работы с детьми по приобщению детей к чтению:
- простое чтение воспитателя в кругу детей;
- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;
- вечера чтения;
- семейные вечера чтения;
- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;
- праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно
5.Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...
Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...
Тематический контроль «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анал...
Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
Аналитические справки по контролю иногда вызывают затруднения в написании, отнимают большое количество времени. В помощь старшим воспитателям (методистам) материал, разработанный мной....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...
Аналитическая справка старшего воспитателя по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»
С целью изучения и оценки состояния развивающей среды и работы воспитателей по развитию речи в ДОУ в соответствии с приказом № 9-ВД от 06.02.2023 года «Об организации и проведении те...
Аналитическая справка по тематическаому контролю на тему "Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей...