Система материального стимулирования педагогических работников
материал

Чиркова Инна Аданисовна

В статье описаны принципы и психологические аспекты материального стимулирования педагогических работников. Так же представлены из опыта работы разработнные критерии оценки качества труда педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_materialnogo_stimul.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система материального стимулирования педагогических работников

Одним из средств, с помощью которого осуществляется мотивация, является стимулирование.

Стимулирование - это стержневая социально-психологическая функция управления, призванная поощрять и активизировать стремление педагога хорошо работать и добиваться более высоких результатов своего труда.

Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Рассмотрим само понятие материального стимулирования.

Материальное стимулирование – это совокупность экономических форм и методов побуждения людей, основанных на использовании материальной заинтересованности человека в повышении уровня денежной оплаты труда, в получении дополнительного денежного вознаграждения.

Следует иметь в виду, что удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько даже от размера, сколько от социальной справедливости в оплате труда. Уравниловка в оплате — препятствие сохранению и усилению трудовой мотивации. При всей увлеченности своим делом, добросовестном отношении к работе, понимание, что другой человек при значительно меньшем вкладе получает столько же, оказывает демотивирующее влияние на работника.

Стремление человека к улучшению своего благосостояния предопределяет необходимость увеличения трудового взноса, а следовательно, и увеличение количества, качества и результативности труда.

Важнейшим направлением материального стимулирования является премирование.

Правила, которые должны быть соблюдены при организации материального стимулирования:

• премиальная система должна быть уникальной для каждого случая, для каждого учреждения;

• премиальная система должна быть адекватной миссии, стратегии, целям и задачам дошкольного учреждения;

• премиальная система зависит от специализации персонала и должна быть разной для разных категорий работников;

• помним, что главный принцип эффективной системы мотивации – ее немонотонность. Он распространяется и на систему материального стимулирования, а, следовательно, критерии могут и, в ряде случаев, должны быть подвижными;

• в разработке и принятии системы материального стимулирования важно обеспечить участие органов государственно-общественного управления;

• премиальная система учреждения должна иметь нормативное обеспечение.

Правила, которые должны быть соблюдены при осуществлении материального стимулирования:

• премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях;

• премия должна быть связана с личным вкладом работника в дело, будь то индивидуальная или групповая работа;

• должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения эффективности или качества труда;

• работники должны чувствовать, что премия зависит от дополнительных, а не нормативных усилий.

Таким образом, каждое дошкольное учреждение имеет специфичную систему материального поощрения сотрудников, обусловленную особенностями работы, условий труда, целями организации, при общих подходах к данному вопросу в регионе, РФ.

Денежные выплаты получают работники детского сада за выполнение дополнительных работ: участие в городских конкурсах и соревнованиях, проведение открытых мероприятий, уборке территории детского сада и др. По итогам работы за месяц комиссия, в которую входят педагоги, распределяют стимулирующий фонд согласно «Положения о премировании».

Решили разработать свою модель распределения стимулирующей части для того, чтобы увидеть и апробировать сам механизм материального стимулирования.

Рейтинговая оценка деятельности педагога направлена на:

• регулярное получение объективной информации о качестве деятельности педагогов, методических формирований с точки зрения процесса и результата;

• анализ полученных результатов деятельности педагогов в дошкольном учреждении;

• принятие эффективных управленческих решений администрацией детского сада в области повышения качества образовательной деятельности.

Для достижения целей коллективу необходимо было решить следующие задачи:

• разработать положение о рейтинговой оценке деятельности педагога;

• разработать критерии оценки деятельности педагога;

• разработать инструментарий рейтинговой оценки;

• создать экспертный совет для анализа полученных результатов и принятия управленческих решений;

• определить механизмы стимулирования педагогов.

Было разработано Положение о рейтинговой оценке деятельности персонала дошкольного учреждения и введено в действие.

Работая в группах, педагоги рефлексивно рассматривали свою деятельность и старались выделить те направления работы, которые необходимо оплачивать дополнительно, обсуждали критерии, индикаторы, и баллы, которые можно “заработать”. Собранные анкеты были проанализированы и систематизированы членами общественного совета дошкольного учреждения. В итоге у нас получился оценочный лист, утвержденный общим собранием трудового коллектива, который мы апробировали до конца учебного года, и в мае приняли окончательное решение о механизме распределения стимулирующих надбавок в дошкольное учреждение.

Оценочный лист включает в себя критерии, максимально охватывающие деятельность педагога:

- решение воспитательно-образовательных задач;

- повышение уровня профессиональной компетентности;

- распространение передового педагогического опыта;

- работа с родителями;

- участие в общественной жизни дошкольного учреждения и города.

Таким образом, при разработке данной формы материального стимулирования была использована технология применения партисипативных методов, что дало достаточно высокий результат и способствовало повышению удовлетворенности сотрудников системой распределения материальных льгот.

Регулярность отслеживания результативности, эффективности и продуктивности труда, постоянная рефлексия своей деятельности помогут педагогам обеспечивать более высокое современное качество образования, а администрации – эффективно управлять этим процессом.

Критерии, позволяющие оценить результативность и качество труда педагогов

№ п/п

Критерии

Показатели критериев

1

Посещаемость детей

младший дошкольный возраст

50-69%

70-79%

80-100 %;

средний и старший дошкольный возраст

75-79%

80-89 %

90-100 %

2

Организация предметно - развивающей среды (приобретение, изготовление пособий, игрового и дидактического материала)

Познавательное развитие:

1 методическое пособие

3 дидактические игры

результаты детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие:

1 методическое пособие

3 дидактические игры

результаты детской деятельности

Художественно-эстетическое развитие:

1 методическое пособие

3 дидактические игры

результаты детской деятельности

Речевое развитие:

1 методическое пособие

3 дидактические игры

результаты детской деятельности

Физическое развитие:

1 методическое пособие

3 дидактические игры

результаты детской деятельности

Соответствие комплексно-тематическому планированию

Информационная среда приёмной комнаты

Озеленение:

Клумба на участке

Работа на общей клумбе

Снежные постройки

1 штука

2 штуки

3 и более

Оформление прогулочного участка

3

Взаимодействие с семьёй

Отсутствие задолженности по родительской плате

Умение привлечь родителей в образовательную деятельность

Работа родительского комитета

4

Включенность в методическую работу

Продуктивное участие в реализации системы методической деятельности детского сада (создание методических разработок, рекомендаций, образовательных программ и проектов, методических материалов, систематизация дидактических материалов, показ открытых мероприятий)

1.на уровне ДОУ

2.на город

5

Участие в Городских методические объединениях

Представление педагогического опыта: выступление, открытое мероприятие

6

Использование ИКТ

Создание и использование мультимедийных презентаций и Интернет - ресурсов в образовательном процессе

7

Позитивные результаты деятельности работников

Роль на утреннике (другой возрастной группы), празднике, развлечении

Эпизодическая

Главная

Участие в общих мероприятиях Учреждения (подготовка и проведение праздников, конкурсов, эстафет, соревнований, клубов для родителей, практикумов, мастер–классов, дней открытых дверей, организация Клуба выходного дня, экскурсий)

  • на уровне ДОУ
  • на город

Статья на сайт учреждения, МКУ УОиМП ЗГО

Печатные издания, статьи, эссе, очерки

Статьи, эссе, очерки, мастер-классы на образовательных интернет-ресурсах

Кружковая работа (бесплатные)

Участие в федеральных, областных. городских конкурсах, программах

1 место

Лауреат

Участник

Музыкальный, спортивный городские конкурсы (выезд) - участие

Участие в федеральных, областных. городских конкурсах, программах с сети "Интернет"

8

Качественная организация адаптационного периода у детей

Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ

Разработка системы способов организации успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ(предоставить комиссии)

9

Личный вклад в развитие учреждения

Выполнение ремонтных работ, транспортные расходы, привлечение спонсорских средств, повышение качества образования педагогов (дорогостоящие курсы)

10

Участие в жизни города, страны

Профсоюзные мероприятия, единый день голосования и т.п.

11

Премиальная выплата

Эффективное выполнение задач годового плана учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание дифференцированной системы методической работы, направленной на развитие мотивации профессионального совершенствования педагогических работников

        Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства п...

Положение о материальном стимулировании и поощрении педагогических работников

Данное положение разработанно мной для педагогических работников нашего учреждения для материального стимулирования в соответствии с качеством педагогической деятельности....

Совершенствование системы материального стимулирования работников образования

Статья о бальной системе стимулирования педагогических работников...

Презентация "Формирование системы оценки эффективности деятельности педагогических работников в образовательной организации"

Презентация обобщает опыт работы по оцениванию эффективности труда педагогов в ДОУ, раскрывает основные направления в работе в соответствии с требованиями ФГОС ДО, профессионального стандарта воспитат...

«Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».

laquo;Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО»....

Структура и содержание экспертного заключения на педагогического работника системы профессионального образования

Прежде чем заполнять документы, скачайте  с сайта АСОУ «Экспертное заключение»  и «Приложения к экспертному заключению», там могут быть изменения....

Кадровый потенциал педагогов: национальная система профессионального роста педагогических работников

Об организации работы в ДОУ по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации целевой модели наставничества....