Система материального стимулирования педагогических работников
материал
В статье описаны принципы и психологические аспекты материального стимулирования педагогических работников. Так же представлены из опыта работы разработнные критерии оценки качества труда педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_materialnogo_stimul.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система материального стимулирования педагогических работников
Одним из средств, с помощью которого осуществляется мотивация, является стимулирование.
Стимулирование - это стержневая социально-психологическая функция управления, призванная поощрять и активизировать стремление педагога хорошо работать и добиваться более высоких результатов своего труда.
Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Рассмотрим само понятие материального стимулирования.
Материальное стимулирование – это совокупность экономических форм и методов побуждения людей, основанных на использовании материальной заинтересованности человека в повышении уровня денежной оплаты труда, в получении дополнительного денежного вознаграждения.
Следует иметь в виду, что удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько даже от размера, сколько от социальной справедливости в оплате труда. Уравниловка в оплате — препятствие сохранению и усилению трудовой мотивации. При всей увлеченности своим делом, добросовестном отношении к работе, понимание, что другой человек при значительно меньшем вкладе получает столько же, оказывает демотивирующее влияние на работника.
Стремление человека к улучшению своего благосостояния предопределяет необходимость увеличения трудового взноса, а следовательно, и увеличение количества, качества и результативности труда.
Важнейшим направлением материального стимулирования является премирование.
Правила, которые должны быть соблюдены при организации материального стимулирования:
• премиальная система должна быть уникальной для каждого случая, для каждого учреждения;
• премиальная система должна быть адекватной миссии, стратегии, целям и задачам дошкольного учреждения;
• премиальная система зависит от специализации персонала и должна быть разной для разных категорий работников;
• помним, что главный принцип эффективной системы мотивации – ее немонотонность. Он распространяется и на систему материального стимулирования, а, следовательно, критерии могут и, в ряде случаев, должны быть подвижными;
• в разработке и принятии системы материального стимулирования важно обеспечить участие органов государственно-общественного управления;
• премиальная система учреждения должна иметь нормативное обеспечение.
Правила, которые должны быть соблюдены при осуществлении материального стимулирования:
• премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях;
• премия должна быть связана с личным вкладом работника в дело, будь то индивидуальная или групповая работа;
• должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения эффективности или качества труда;
• работники должны чувствовать, что премия зависит от дополнительных, а не нормативных усилий.
Таким образом, каждое дошкольное учреждение имеет специфичную систему материального поощрения сотрудников, обусловленную особенностями работы, условий труда, целями организации, при общих подходах к данному вопросу в регионе, РФ.
Денежные выплаты получают работники детского сада за выполнение дополнительных работ: участие в городских конкурсах и соревнованиях, проведение открытых мероприятий, уборке территории детского сада и др. По итогам работы за месяц комиссия, в которую входят педагоги, распределяют стимулирующий фонд согласно «Положения о премировании».
Решили разработать свою модель распределения стимулирующей части для того, чтобы увидеть и апробировать сам механизм материального стимулирования.
Рейтинговая оценка деятельности педагога направлена на:
• регулярное получение объективной информации о качестве деятельности педагогов, методических формирований с точки зрения процесса и результата;
• анализ полученных результатов деятельности педагогов в дошкольном учреждении;
• принятие эффективных управленческих решений администрацией детского сада в области повышения качества образовательной деятельности.
Для достижения целей коллективу необходимо было решить следующие задачи:
• разработать положение о рейтинговой оценке деятельности педагога;
• разработать критерии оценки деятельности педагога;
• разработать инструментарий рейтинговой оценки;
• создать экспертный совет для анализа полученных результатов и принятия управленческих решений;
• определить механизмы стимулирования педагогов.
Было разработано Положение о рейтинговой оценке деятельности персонала дошкольного учреждения и введено в действие.
Работая в группах, педагоги рефлексивно рассматривали свою деятельность и старались выделить те направления работы, которые необходимо оплачивать дополнительно, обсуждали критерии, индикаторы, и баллы, которые можно “заработать”. Собранные анкеты были проанализированы и систематизированы членами общественного совета дошкольного учреждения. В итоге у нас получился оценочный лист, утвержденный общим собранием трудового коллектива, который мы апробировали до конца учебного года, и в мае приняли окончательное решение о механизме распределения стимулирующих надбавок в дошкольное учреждение.
Оценочный лист включает в себя критерии, максимально охватывающие деятельность педагога:
- решение воспитательно-образовательных задач;
- повышение уровня профессиональной компетентности;
- распространение передового педагогического опыта;
- работа с родителями;
- участие в общественной жизни дошкольного учреждения и города.
Таким образом, при разработке данной формы материального стимулирования была использована технология применения партисипативных методов, что дало достаточно высокий результат и способствовало повышению удовлетворенности сотрудников системой распределения материальных льгот.
Регулярность отслеживания результативности, эффективности и продуктивности труда, постоянная рефлексия своей деятельности помогут педагогам обеспечивать более высокое современное качество образования, а администрации – эффективно управлять этим процессом.
Критерии, позволяющие оценить результативность и качество труда педагогов
№ п/п | Критерии | Показатели критериев | |
1 | Посещаемость детей | младший дошкольный возраст 50-69% 70-79% 80-100 %; | средний и старший дошкольный возраст 75-79% 80-89 % 90-100 % |
2 | Организация предметно - развивающей среды (приобретение, изготовление пособий, игрового и дидактического материала) | Познавательное развитие: 1 методическое пособие 3 дидактические игры результаты детской деятельности | |
Социально-коммуникативное развитие: 1 методическое пособие 3 дидактические игры результаты детской деятельности | |||
Художественно-эстетическое развитие: 1 методическое пособие 3 дидактические игры результаты детской деятельности | |||
Речевое развитие: 1 методическое пособие 3 дидактические игры результаты детской деятельности | |||
Физическое развитие: 1 методическое пособие 3 дидактические игры результаты детской деятельности | |||
Соответствие комплексно-тематическому планированию | |||
Информационная среда приёмной комнаты | |||
Озеленение: Клумба на участке Работа на общей клумбе | |||
Снежные постройки 1 штука 2 штуки 3 и более | |||
Оформление прогулочного участка | |||
3 | Взаимодействие с семьёй | Отсутствие задолженности по родительской плате | |
Умение привлечь родителей в образовательную деятельность | |||
Работа родительского комитета | |||
4 | Включенность в методическую работу | Продуктивное участие в реализации системы методической деятельности детского сада (создание методических разработок, рекомендаций, образовательных программ и проектов, методических материалов, систематизация дидактических материалов, показ открытых мероприятий) 1.на уровне ДОУ 2.на город | |
5 | Участие в Городских методические объединениях | Представление педагогического опыта: выступление, открытое мероприятие | |
6 | Использование ИКТ | Создание и использование мультимедийных презентаций и Интернет - ресурсов в образовательном процессе | |
7 | Позитивные результаты деятельности работников | Роль на утреннике (другой возрастной группы), празднике, развлечении Эпизодическая Главная | |
Участие в общих мероприятиях Учреждения (подготовка и проведение праздников, конкурсов, эстафет, соревнований, клубов для родителей, практикумов, мастер–классов, дней открытых дверей, организация Клуба выходного дня, экскурсий)
| |||
Статья на сайт учреждения, МКУ УОиМП ЗГО | |||
Печатные издания, статьи, эссе, очерки | |||
Статьи, эссе, очерки, мастер-классы на образовательных интернет-ресурсах | |||
Кружковая работа (бесплатные) | |||
Участие в федеральных, областных. городских конкурсах, программах 1 место Лауреат Участник Музыкальный, спортивный городские конкурсы (выезд) - участие | |||
Участие в федеральных, областных. городских конкурсах, программах с сети "Интернет" | |||
8 | Качественная организация адаптационного периода у детей | Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ | |
Разработка системы способов организации успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ(предоставить комиссии) | |||
9 | Личный вклад в развитие учреждения | Выполнение ремонтных работ, транспортные расходы, привлечение спонсорских средств, повышение качества образования педагогов (дорогостоящие курсы) | |
10 | Участие в жизни города, страны | Профсоюзные мероприятия, единый день голосования и т.п. | |
11 | Премиальная выплата | Эффективное выполнение задач годового плана учреждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание дифференцированной системы методической работы, направленной на развитие мотивации профессионального совершенствования педагогических работников
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства п...
Положение о материальном стимулировании и поощрении педагогических работников
Данное положение разработанно мной для педагогических работников нашего учреждения для материального стимулирования в соответствии с качеством педагогической деятельности....
Совершенствование системы материального стимулирования работников образования
Статья о бальной системе стимулирования педагогических работников...
Презентация "Формирование системы оценки эффективности деятельности педагогических работников в образовательной организации"
Презентация обобщает опыт работы по оцениванию эффективности труда педагогов в ДОУ, раскрывает основные направления в работе в соответствии с требованиями ФГОС ДО, профессионального стандарта воспитат...
«Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».
laquo;Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО»....
Структура и содержание экспертного заключения на педагогического работника системы профессионального образования
Прежде чем заполнять документы, скачайте с сайта АСОУ «Экспертное заключение» и «Приложения к экспертному заключению», там могут быть изменения....
Кадровый потенциал педагогов: национальная система профессионального роста педагогических работников
Об организации работы в ДОУ по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации целевой модели наставничества....