Методическая разработка "Технологии развития педагогического коллектива"
методическая разработка

Шорина Ольга Сергеевна

Педагоги учреждения болезненно реагируют на любые новшества. Например, привыкшие к участию в конкурсах с воспитанниками только на муниципальном уровне, педагоги остро реагируют на предложение попробовать свои силы на всероссийском уровне. Привыкшие к взаимодействию с родителями традиционными способами(родительские собрания, беседы, консультации),  педагоги не хотят попробовать новые совместные формы сотрудничества с родителями(турниры, квн и т.д.).

Педагоги боятся организовывать проектную деятельность, использовать другие новые технологии в обучении и развитии дошкольников.

Таким образом, актуальная проблема для нашего коллектива заключается в поиске ответа на вопрос: каким образом обеспечить условия развития коллектива, способного к активной, инновационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shorina_olga_razrabotka.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Шорина Ольга Сергеевна,

Старший Воспитатель

ГБДОУ детский сад№75

Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка: «Технологии развития педагогического коллектива»

Характеристика коллектива:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №75 комбинированного вида Кировского района города Санкт- Петербурга.

Наш детский сад- это малокомплектное учреждение, состоящее из 4 групп для детей дошкольного возраста. Педагогический коллектив состоит из 6 воспитателей и одного музыкального руководителя. Средний возраст педагогического состава- 30 лет, все имеют первую квалификационную категорию. Образование у одного педагога- высшее педагогическое, у остальных- среднее специальное(педагогический колледж).

Характеристика проблем коллектива(кейс):

Педагоги учреждения болезненно реагируют на любые новшества. Например, привыкшие к участию в конкурсах с воспитанниками только на муниципальном уровне, педагоги остро реагируют на предложение попробовать свои силы на всероссийском уровне. Привыкшие к взаимодействию с родителями традиционными способами(родительские собрания, беседы, консультации),  педагоги не хотят попробовать новые совместные формы сотрудничества с родителями(турниры, квн и т.д.).

Педагоги боятся организовывать проектную деятельность, использовать другие новые технологии в обучении и развитии дошкольников.

Таким образом, актуальная проблема для нашего коллектива заключается в поиске ответа на вопрос: каким образом обеспечить условия развития коллектива, способного к активной, инновационной работе.

Диагностика коллектива:

Для изучения готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, был использован метод анкетирования педагогического коллектива.

Методика 1. Анкетирование(модификация анкет, предложенных С.С.Соловьевой).

Цель: Выявить уровень инновационного потенциала педагогического коллектива(ИППК). ИППК включает в себя:

  • Восприимчивость педагогов к новому;
  • мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств;
  • барьеры, препятствующие освоению педагогами инноваций;
  • уровень новаторства педагогов в коллективе.

Педагогам было предложено заполнить 4 анкеты следующего содержания:

Анкета № 1. Восприимчивость педагогов к новому.

1.Вы постоянно следите за педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?

2.Вы постоянно занимаетесь самообразованием?

3.Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?

4.Вы сотрудничаете с научными консультантами?

5.Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?

6.Вы открыты новому?

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда - 3 балла, иногда - 2 балла, никогда - 1 балл.

Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле:

К = Кфакт / Кмакс,

где К - уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт - фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Кмакс - максимально возможное количество баллов.

Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели:

критический уровень - К < 0,45;

низкий уровень - 0,45 < К < 0,65;

допустимый уровень - 0,65 < К < 0,85;

оптимальный уровень - К > 0,85.

По данной анкете наш педагогический коллектив находится на допустимом уровне. 

Анкета № 2. Информационная готовность коллектива.

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов.

- Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

- Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

- Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

- Стремление к эффективным методикам обучения и развития дошкольника.

- Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.

- Потребность в лидерстве.

- Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

- Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

- Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

- Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

- Потребность в риске, преодолении рутины.

- Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

- Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Анализ результатов:

Чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Чаще других педагоги выбирали следующие позиции: потребность в контактах с интересными и творческими людьми, потребность в самовыражении, в лидерстве, стремление к эффективным методикам в обучении и развитии дошкольников.

  Анкета № 3. Барьеры, препятствующие освоению педагогами инноваций.

 

Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:

- Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

- Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

- Плохое здоровье, другие личные причины.

- Большая нагрузка.

- Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.

- Отсутствие материальных стимулов.

- Чувство страха перед отрицательными результатами.

- Отсутствие помощи.

- Разногласия, конфликты в коллективе.

Анализ результатов:

Чем меньше инновационных барьеров у педагогов, тем выше уровень ИППК.

Хочу отметить, что для меня данная анкета имела самое большое значение. Хотелось выяснить основные препятствия , мешающие педагогам осваивать инновации.

 Наши педагоги выбрали по два барьера. 4 человека выбрали следующие ответы: слабая информированность в коллективе о возможных инновациях, чувство страха перед отрицательными результатами. 3 педагога выбрали: отсутствие помощи, небольшой опыт работы.

Таким образом, преобладают барьеры, связанные с отсутствием помощи и поддержки со стороны более компетентного специалиста и собственная неуверенность(страх, отсутствие опыта).

Анкета № 4.  Уровень новаторства педагогов в коллективе.

К какой группе педагогов, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.

Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.

Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Анализ результатов:

Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень ИППК.

Наш коллектив показал следующие результаты: 4 человека отнесли себя к группе С., два человека- к группе В.

Выводы по результатам диагностики педагогического коллектива:

По результатам проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что наш педагогический коллектив обладает инновационным потенциалом. Одна из главных проблем, препятствующая развитию коллектива в указанном направлении- отсутствие поддержки и помощи со стороны  компетентного специалиста, а также неуверенность педагогов в результате.

Вариант решения проблемы коллектива:

  1. Организация творческих коллективов по интересам и возможностям педагогов. Возможно включение педагогов в творческие коллективы и методические объединения других ДОУ.
  2. Обеспечение педагогов актуальной литературой, презентация новинок.
  3. Развитие самостоятельности, активности, инициативности, уверенности  педагогов.  Проведение различных тренингов для развития указанных качеств.
  4. Развитие интереса к использованию инновационных технологий.
  5. Создание системы повышения квалификации педагогов(семинары с выполнением практических заданий, деловые игры, дискуссии и т.д. .)

Пример мозгового штурма для педагогов.

 «Проект для детей 4-5 лет: Как приходит зима?»

   Цель — поиск как можно большего количества решений посредством активного участия в обсуждении всех членов рабочей группы, допускается высказывание самых смелых идей.
   Задание 1. В течение 10 мин проведите мозговой штурм и сформулируйте как можно больше вариантов, как заинтересовать ребенка 4-5 лет участвовать в данном проекте.

Цель — количество и разнообразие идей. Один из участников должен записывать найденные решения на доске или на большом листе бумаги.
   Придерживайтесь приведенных ниже правил:
   1) высказывайтесь по очереди;
   2) формулируйте идеи спонтанно, без долгих раздумий;
   3) проявите творческий подход и не ограничивайтесь идеями, ценность практического применения которых высока и очевидна;
   4) избегайте критики и оценивания вариантов действий;
   5) формулируйте новые идеи на основе уже озвученных.
   Задание 2. В течение 15 мин подумайте над вариантом конечного продукта проекта, промежуточных продуктах проекта, вариантах презентации полученного продукта.
   Задание 3. Команды обучаемых совместно находят ответы на следующие вопросы и обмениваются мнениями (15 мин).
   1. Сколько вариантов постановки проблемной ситуации, стимулирующую интерес к ее обучению, вам удалось найти?
   2. Какая стратегия была признана лучшей?
   3. Какие продукта проекта вы придумали? Какой считаете более удачным?
   4. Какие варианты презентации продукта вы придумали? Почему?
   5. Чему в отношении группового решения проблем научило это упражнение?

Пример семинара- практикума  для развития готовности педагогов к планированию проектной деятельности.

Семинар-практикум "Обучение воспитателей планированию проектной деятельности на первом этапе проектной деятельности".

Цель: Развитие компетентности педагогов в планировании проектной деятельности на первом мотивационном этапе.

Задачи:

  1. Обучить педагогов определять значимую проблему, тему и цель проекта.
  2. Обучить педагогов планировать продукт проекта, исходя из выделенной темы и возраста детей.
  3. Закрепить знания педагогов о постановке ведущих задач проекта и вариантах проблемной ситуации, опираясь на выделенную тему и возраст детей.

Методы: Лекция, мозговой штурм, работа в парах.

План.

1.Определение проблемы и темы проекта.  

  • Формулируем значимую проблему по одному из видов детской деятельности(речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и т.д.)
  • Формулируем варианты постановки проблемной ситуации на выбранном примере.
  • Определяем примерные вопросы для активизации детей.
  • Формулируем тему, исходя из предложенной проблемы.
  • Определяем критерии при формулировке темы.
  • Выбираем наиболее удачные предложенные темы.

2. Определение продукта проектной деятельности.

  • Определяем критерии для определения продукта.
  • Определение продукта проекта в соответствии с поставленной темой и возрастом детей.

3. Определение цели и ведущих задач проекта.

  • Определяем цель проекта.
  • Определяем задачи, ориентируясь на конечный продукт.
  • Определяем задачи, опираясь на возраст детей.

4. Взаимодействие с участниками проекта(при необходимости).

  • Взаимодействие с родителями, их помощь(при необходимости на данном этапе), взаимодействие со специалистами детского сада(музыкальный руководитель, физкультурный работник, воспитатели других групп и т.д. )

5. Составляем примерный алгоритм планирования на первом этапе проекта(на основе изложенного). 

5. Рефлексивный анализ результатов.

  • Чем была полезна встреча, что смогли узнать, что осталось непонятным и требует дополнительного разъяснения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

 Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмот...

"Организация методической работы с педагогическим коллективом по взаимодействию детского сада с семьей"

Организация деятельности старшего воспитателя направлена на методическую работу с педагогами. В описании опыта прослеживается система работы по данной теме и ориентирована на конкретный результат и пр...

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом детского сада

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, заместитель заведующего по ВМР использует известные, широко вошедшие в практику формы:-групповые (педагогические советы, семинары,...

методический материал для педагогического коллектива и родителей

Данный материал посвящен теме экологии. Экологическое воспитание и воспитание умения видеть и по­нимать красоту немыслимы без чувства восхищения природой. Вос­хищение этой красотой делает чело...

Статья на тему «Современные формы методической работы с педагогическим коллективом»

В рамках инновационной деятельности методиста в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС представлен материал на тему "Современные формы методической работы с педагогическим кол...

«Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»

laquo;Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»...