НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
статья
Из опыта работы с молодыми специалистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья из личного опыта наставничество | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Евгения Александровна Гордина
НАСТВНИЧЕСВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
МДОУ «ЦРР – детский сад №101 «Жар-птица» г. Саратов
Наш детский сад самый большой в Саратове, до 2021 года в нем было 16 групп, в этом году сдан в эксплуатацию еще один корпус на 8 групп. Конечно, кадровый вопрос стоит у нас очень остро. В детский сад приглашаем на работу молодых специалистов, но они идут не охотно. Прежде всего, это связано с высокой психологической нагрузкой при работе с детьми, сильно увеличившимся количеством детей в группе, низким материальным поощрением, большой ответственностью за жизнь и здоровье детей, увеличением требований по заполнению документации у воспитателей и объему работы.
Ответственность, которая ложится на плечи молодого педагога, очень велика и это пугает. С первых дней он имеет те же обязанности и ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, родители, администрация и коллеги по работе ожидают от него профессионализма, а он чувствует себя «брошенным на произвол судьбы». Часто молодые педагоги, не выдерживая такой нагрузки, уходят в другие сферы деятельности. Я считаю, что это наша вина, опытных педагогов. В детский сад, чаще всего, приходят молодые энтузиасты, получившие огромный заряд энергии в ВУЗе, горящие желанием сделать много интересного с детьми и для детей. Их мечты разбиваются о трудности, с которыми они не могут справиться самостоятельно, только потому, что не имеют опыта, они тухнут и уходят.
Задача коллектива, не упустить этот эффективный ресурс, поддержать молодых специалистов и «огонь» горящий в них. Они нуждаются в нас также, так же, как и мы нуждаемся в них. Мы можем поделиться с ними опытом, они с нами новыми знаниями.
Наставничество в ДОУ, как и любой другой профессиональной деятельности, обеспечивает молодого специалиста, поддержкой опытного наставника, на протяжении 3 лет. Наставник ведет систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, наставник обязан всесторонне и глубоко развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в методике преподавания и области предметной специализации.
Работа с молодым педагогом строится по пяти основным пунктам
Цели и задачи работы.
В этом пункте главное уйти от глобальных целей и сформулировать конкретные цели и задачи наставничества, с конкретным молодым педагогом. Для этого необходимо выяснить, какие трудности испытывает педагог. Удобнее всего это сделать через анкетирование.
Мероприятия по адаптации педагога
В этом пункте наставник знакомит молодого педагога с ООП и годовым планом детского сада. Также он выявляет личностные качества и ожидания педагога, помогает выбрать тему самообразования. Соответствующие мероприятия наставник должен заранее включить в план.
Работа с документацией
Наибольшие трудности у молодых педагогов вызывает работа с документацией, на которую они тратят много времени. Поэтому педагог наставник обязан показать и объяснить, как составить план работы с детьми, родителями и др., научить анализировать составленные планы и оценивать результативность.
Мероприятия по обмену опытом
На этом этапе наставничества важно помочь педагогу сформировать свой арсенал методов и приемов работы и научить правильно их использовать, обучить педтехнологиям. Сделать это помогут открытые показы образовательной деятельности, семинары-практикумы, мастер-классы, в рамках которых молодой педагог сможет показать свои навыки и умения.
Контрольные мероприятия
В этом пункте – контроль работы молодого педагога. Наставник должен отслеживать, как педагог выполняет его рекомендации и исправляет недочеты в работе. Поэтому важно предусмотреть разные формы контроля. Это может быть посещение занятия в группе молодого педагога, анализ документации.
В этом году ко мне в группу, вторым воспитателем пришла молодая энергичная девушка Ольга Валерьевна. Кроме нее в соседнюю группу пришла еще одна девушка Дания Рафаиловна, эти два молодых специалиста были направлены администрацией детского сада ко мне в подопечные.
Цель моей работы в качестве наставника:
помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; развивать их профессиональные умения и навыки; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Перед собой я поставила такие задачи:
1.Повысить уровень организации воспитательно-образовательной деятельности
2.Консультировать по вопросам ведения документации. Оказать помощь в постановке целей, задач ООД и ее организации
3.Разъяснить механизм работы с дидактическим и наглядным материалом.
4. Проведение мастер-классов и открытых занятий для воспитателей с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
5. Изучение и показ приемов использования здоровьесберегающих технологий во время НОД и в других режимных моментах.
6. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
Молодым педагогам я определила несколько этапов:
• адаптация (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Первый этап проходил у молодых педагогов вместе с детьми, так как группы были вновь набраны (группа раннего возраста и младшая группа). Это был достаточно сложный период для молодых педагогов. В первую очередь я попросила молодых педагогов заполнить анкеты. Во время стажировки демонстрировала и привлекала их к активному участию в режимных моментах, занятиях, прогулках. Изучению нормативно-правовой базы, ведению документации.
В личных беседах старалась предупредить разочарование, поддержать эмоционально, помочь избежать конфликтных ситуаций, укрепить веру в себя.
На втором этапе стимулировала педагогов изучать опыт работы других воспитателей нашего учреждения, повышать свое профессиональное мастерство. Все интересное фиксировать в «творческой тетради». Сама ежедневно призодила к педагогу в разные режимные моменты для поддержки и ответов на возникающие вопросы, т.к. молодой воспитатель ежедневно испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
Помогала молодым специалистам не допускать часто повторяющейся ошибки воспитателей, что главное внешняя дисциплина, тишина в группе. Важно что бы педагог сумел воспитать детей, научил с уважение относиться к окружающим детям и взрослым, вызвал у детей желание заботиться о других.
На этом же этапе необходимо постепенно привлекать молодых воспитателей
к посещению открытых мероприятий в детском саду, приобщать к подготовке и посильному участию в проведение педагогических часов, педагогических советов, конкурсов профессионального мастерства. Своими действиями, идеями и творчеством старалась мотивировать педагогов на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации, выполняя как бы роль стимулятора.
Молодые воспитатели создали первое свое портфолио, куда внесли педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодых воспитателей в процессе наставнической деятельности.
Основные выводы делать еще рано, но после шести месяцев нашей совместной работы, молодые педагоги чувствуют себя гораздо уверенней, качественно изменилось отношение к ним в коллективе, видно значительное повышение уровня профессиональной деятельности.
Считаю, что успех нашей совместной деятельности заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодых педагогов, к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с подопечными по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у педагогов к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности и позитивному, честному и бережному отношение к профессии.
Мои коллеги, молодые педагоги, вносят в профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по теме: "ТРИЗ - как эффективный ресурс развития креативности дошкольников"
В рамках городской методической площадки "Развитие предпосылок инженерного мышления через использование образовательных конструкторов Лего в детском саду"...
«Эффективные модели взаимодействия педагогического коллектива в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей....
Управленческий проект «Личный пример руководителя как эффективный механизм управления педагогическим коллективом»
ПРОБЛЕМА: проанализировав деятельность своего коллектива в сравнении с другими детскими садами я решила создать команду, чтобы быть не только на плаву и принимать участие в конкурсах, семина...
Эффективные модели взаимодействия педагогического коллектива в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей....
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Педагогическое наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной и методической работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных уч...
Детско-родительский клуб – как эффективное средство взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников является клубная деятельность. Родительский клуб учитывает актуальные потребности родителей, создает условия для формирования у них активной жизнен...