Краеведение в системе работы детского сада
статья
В данной работе представлены материалы, иллюстрирующие систему работы детского сада с детьми дошкольного возраста по реализации программы «Край, в котором мы живём». Программа разработана педагогами ДОУ и направлена на:
- содействие овладению детьми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность их жизни в условиях Крайнего Севера;
- формирование у детей экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним;
- формирование у дошкольников любви к природе Заполярья, знания истории Кольского полуострова, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.
Особое внимание уделяется методической работе с педагогами по повышению их профессионального уровня и мотивации, работе с родителями, а также интеграции задач данной парциальной программы через все образовательные области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 38.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Мурманска № 76
Доклад из опыта работы
«Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста»
Автор:
старший воспитатель МБДОУ 76 г. Мурманска
Логинова Л. В.
Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста
В данной работе представлены материалы, иллюстрирующие систему работы детского сада с детьми дошкольного возраста по реализации программы «Край, в котором мы живём». Программа разработана педагогами ДОУ и направлена на:
- содействие овладению детьми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность их жизни в условиях Крайнего Севера;
- формирование у детей экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним;
- формирование у дошкольников любви к природе Заполярья, знания истории Кольского полуострова, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.
Особое внимание уделяется методической работе с педагогами по повышению их профессионального уровня и мотивации, работе с родителями, а также интеграции задач данной парциальной программы через все образовательные области.
ВВЕДЕНИЕ
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы привить ребёнку любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, родного края. Унаследование нравственных и эстетических ценностей своего народа – это самый естественный и надёжный метод патриотического воспитания.
Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств личности, экологичного отношения ко всему окружающему, гражданственного самосознания. Поэтому мы говорим о нравственно-патриотическом воспитании.
1. Система работы по программе «Край, в котором мы живём»
Задачи нравственно-патриотического воспитания детей по программе «Край, в котором мы живём»:
- формирование интереса к культурному наследию региона;
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку, городу;
- знакомство детей с символами государства и региона, города(герб, флаг, гимн);
- формирование толерантного отношения к окружающим, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Нравственно-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детско-родительские проекты, участие в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников совместно с семьями воспитанников.
Принципы реализации программы нравственно-патриотического воспитания:
- учёт возрастных особенностей дошкольников;
- последовательность в воспитании и образовании дошкольников (система работы);
- взаимодействие семьи, ДОУ, и социума в условиях организованной среды;
- взаимосвязь образовательной деятельности, воспитания и творчества детей; использование опыта прошлых поколений, традиций региона.
Отбор содержания работы по Программе проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории, а также с учётом социально-культурных особенностей контингента воспитанников и их семей.
Мы пришли к выводу, что необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения определена социальным запросом: для воспитания патриотических чувств необходимы знания детей о родном крае, его людях, природе, традициях. И чем точнее, глубже будут эти знания, тем эффективнее окажется процесс формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Однако, на этом этапе выявились и трудности в проектировании образовательного процесса. Наибольшие трудности в организации педагогического процесса испытывали педагоги, обладающие недостаточным уровнем профессиональной компетентности. Серьёзным препятствием являлась недостаточность учебно-материальной базы, методического обеспечения регионального компонента содержания образования.
Работа с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию включает следующие блоки:
- Повышение квалификации педагогов.
- Организационно-педагогическая работа.
- Контроль за педагогическим процессом.
- Оснащение педагогического процесса.
Повышение квалификации педагогов
Организовано своевременное повышение квалификации педагогов по с целью овладения педагогами новыми подходами в работе с детьми, повышения творческого потенциала и психолого-педагогической культуры.
Также педагоги осваивают современные методики в организации образовательного процесса через посещение МО воспитателей. 22% педагогов принимали участие в работе педагогических марафонов МОДЮБ им. В. П. Махаевой, 78% педагогов повышали свой профессиональный уровень на платформе онлайн-марафонов «Педагоги России» и др.
50% педагогов подтвердили свой профессионализм в соответствии с требованиями квалификационных характеристик на первую категорию и 22% педагогов - на высшую.
Организационно-педагогическая работа
проводится в следующих формах:
- вводный педсовет «Современные педагогические технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольника»
- консультации: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края». «Формирование коллективных взаимоотношений у детей в процессе физического воспитания». «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». «Русские культурные традиции и нравственно - патриотическое воспитание дошкольника»;
- семинар-практикум «Краеведение как средство воспитания патриотизма и экологической культуры дошкольников»;
- консультация-практикум «Интеграция образовательных областей как условие реализации задач рабочей программы «Край, в котором мы живём»;
- консультация «Подвижные игры народов Севера»;
- педагогическая учёба:
- современные педагогические технологии;
- квест как образовательная технология
- открытые просмотры интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром;
- выставка-презентация «Дидактические пособия по ознакомлению с родным краем»;
- смотр-конкурс уголков краеведения в группах;
- участие в III Открытом муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотическому воспитанию (диплом 3 место);
- призёр областного праздника «Эколята-молодые защитники природы» (3 место) в номинации «Образовательные организации дошкольного образования»
- городской центр патриотического воспитания «Юная гвардия», конкурс детского рисунка «великая Отечественная война в Советском Заполярье» (3 место)
- Лауреат фестиваля песни «Родина, тебе я славу пою». МБУК «Дом культуры «Первомайский» г. Мурманска.
- Участники VII Областного конкурса чтецов «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!»
- Победитель в номинации «Лучшее озеленение образовательного учреждения». Общегородской смотр-конкурс по озеленению и благоустройству г.Мурманска «Мой зелёный город - мой уютный дом», 2018 г.
Контроль за педагогическим процессом
- анализ предметно-пространственной среды групп по краеведению;
- контроль планирования образовательной деятельности с детьми по краеведению;
- контроль планирования кружковой работы по краеведению в старшей группе;
- анализ использования педагогами инновационных форм работы по краеведению;
- выявление наличия у педагогов профессиональной компетенции
Оснащение педагогического процесса
Оснащение методического кабинета было систематизировано и пополнено.
Методические пособия по гражданско-патриотическому воспитанию:
- «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник;
- «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет» Р. С. Буре;
- «Дни воинской славы» М.Б. Зацепина;
- «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» автор-составитель Т.В. Иванова.
- «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г Комратова, Л.В. Грибанова;
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева
- «Воспитывая маленького гражданина» Т. А. Голикова, Г. А. Ковалёва, С. С Гаранина, Мурманск 1999
Имеются в достаточном количестве разнообразные наглядно-дидактические пособия: сюжетные картины, карточки, серии фотографий, слайд-шоу, схемы для рассказывания и т.д.
Регулярно оформляется подписка на методические журналы: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Инструктор по ФК», «Музыкальная палитра»
Имеется картотека методических ресурсов на электронных носителях:
- Ознакомление детей дошкольного возраста с государственными символами России и официальной символикой Мурманской области», Е. Ю. Шемета
- «Народная игра и игрушка в практике современного ДОУ», Е. Ю. Шемета
- «Региональное содержание литературного воспитания дошкольников» О. Д. Смирнова
- Краеведение в системе патриотического воспитания в ДОУ
Собрана детская художественная литература («Сказки северного сияния», Е. Наумов; «Расскажи сказку, чайка» В. Глорец; «В краю поющих сугробов» В. Суслов; «У нас, на Крайнем Севере», «У самого белого моря» О. Бундур и др.); детские энциклопедии «Россия», «Животные России», «Народы России», «Беседы о войне» и др.
Оформлена картотека подвижных игр народов Севера, имеется картотека пальчиковых игр с содержанием регионального компонента.
2. Содержание работы с детьми.
Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности.
На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.
В ходе изучения содержания образовательных областей органично включались материалы регионального компонента содержания образования, направленные на воспитание любви к природе родного края, изучение истории своего края, формирование интереса к культурному наследию региона (художественному творчеству, фольклору, играм и др.), духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.
Например, дошкольники знакомились с русскими народными подвижными играми и играми народов севера (образовательная область «Физическая культура»). Дети с удовольствием играли в игры народов севера. В этих играх часто используются шутки, оригинальные образы, привлекательные для детей. Одной из самых любимых игр стала игра с убыстряющимися движениями «У оленя дом большой». Движения, считалки и жеребьёвки таких игр несут элемент новизны, что стимулирует детскую любознательность.
Знакомя дошкольников с содержанием образовательной области «Познавательное развитие», педагоги стремились научить детей гуманному отношению к природе родного края. Экологическая составляющая программы реализовывалась в том числе на участке детского сада через создание «Экологической тропы», клумбы ко дню рождения Мурманска, совместные с родителями экологические праздники и тематические прогулки.
Работа на приусадебном участке помогает детям познать природу, развить у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.
Также педагоги знакомили детей с бытом коренных жителей Кольского Заполярья – саамов, стараясь дать детям образец толерантного отношения к народам разных национальностей, населяющих наш край.
В содержание образовательной области «Художественно-эстетическое» развитие дошкольников органично включалось знакомство детей с народно-прикладным искусством саамов. Изделия народно-прикладного искусства саамов отражают красоту и необычность северной природы, жизнь и быт. Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента содержания образования способствовала проявлению детьми накопленных знаний и впечатлений в разных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала, предметов быта и украшений саамов.
В музыкальную деятельность детей включалось разучивание песен и танцев, отражающих региональный компонент. Например, песня «Морошка», муз. Г. Гладкова, слова М. Пляцковского; «Песня о Мурманске», автор Г. Малкин; «Мы - дети города героя»муз. Н. Смирнова, сл. Е. Крынжиной и др.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» было обогащено знакомством с творчеством местных поэтов О. Бундура, Н. Колычева и др. Воспитатели читали детям саамские сказки, знакомили с произведениями современных писателей. Дети с удовольствием разучивали, обыгрывали и драматизировали стихотворения о Мурманске и природе родного края.
Региональный компонент содержания образования является эффективным средством социализации дошкольников. Краеведческий материал программы, скомбинирован в 5 блоков:
- Я и моя семья.
- Детский сад.
- Мой родной город и посёлок.
- Природа родного края.
- Культура родного края.
Содержание блоков вводится постепенно: от наиболее значимого ребёнку материала (дом, семья) к менее близкому (культурно-исторические особенности региона).
Для работы по каждому блоку составлен тематический план (для всех возрастных групп). Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями (в июне «День защиты детей», в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т.д.), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Работа по каждому блоку:
• включает занятия, игры, продуктивные виды деятельности, экскурсии, праздники, индивидуальные занятия;
• заканчивается открытым показом для педагогов и родителей, мультимедийным показом проекта, тематическими занятиями.
Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников и социумом.
В ходе родительских собраний, консультаций, бесед педагоги рассказывали родителям о важности приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимали активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании уголков краеведения в группах, оборудовании клумб на территории детского сада, активно участвовали в организации тематических прогулок и экскурсий к мемориалу воинам 1-го корпуса ПВО.
3. Реализация программы «Край, в котором мы живём» в системе дополнительного образования ДОУ
Нравственно-патриотическое воспитание детей реализуется и в системе дополнительного образования, организованного в ДОУ через кружковую работу и через партнёрские отношения ДОУ с субъектами социума.
Взаимодействие с социумом по реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников осуществляется на основе договоров сетевого взаимодействия заключёнными с:
- МОДЮБ им. В.П. Махаевой;
- МБУК ДК «Первомайский»;
- Театром «Сюрприз»;
- Интерактив-шоу «Сундучок знаний»;
- Мурманской областной филармонией.
Мероприятия, проводимые сотрудниками учреждений культуры, дают уникальный опыт взаимодействия с социумом воспитанникам нашего, расположенного в удалённом посёлке, детского сада.
В ДОУ силами специалистов организованы кружки для детей старшего дошкольного возраста, с включением региональной составляющей:
- «Юный лыжник» - кружок спортивной направленности. Занятия в кружке проводятся инструктором по ФК.
- «Мой родной край» - кружок краеведческой направленности, организованный воспитателями старшей группы.
Мы считаем, что организованная в ДОУ работа по краеведению позволяет привить детям уважение к коренному населению, интерес к традициям и быту народов севера, любовь к родному краю и своей стране.
Включение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ позволяет на знакомом и близком детям материале раскрыть их духовно-нравственный и творческий потенциал, способствовать формированию важного в условиях современного мира качества толерантности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Система работы детского сада по защите прав детей»
Сообщение на тему:«Нормативно- правое обеспечение по защите прав детей»в рамках городского семинара на тему:«Система работы...
Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников
Опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 17 по духовно-нравственному воспитанию...
система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников
консультация по системе работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников. Здесь можно ознакомиться с целями и задачами этнокультурного воспитания, формы реализации работы, формы р...
система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников
консультация система работы по этнокультурному воспитанию дошкольников. Здесь можно ознакомиться с целями и задачами этнокультурного воспитания, с формой работой с детьми и родителями....
«Система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников»
laquo;Система работы детского садапо этнокультурному воспитанию дошкольников»...
Система работы детского сада по речевому развитию (основная и вариативная часть Образовательной Программы )
В статье раскрывается система работы детского сада по реализации парциальных программ и технологий по образовательной области "Речевое развитие" . Так же затрагиваются ...
Система работы детского сада по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма
Описание системы работы детского сада по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма...