система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников
консультация на тему

Гайнутдинова Гулия Хамитовна

консультация по системе работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников. Здесь  можно ознакомиться с целями и задачами этнокультурного воспитания, формы реализации работы, формы работы с детьми, форма работы с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пестречинский детский сад №2 «Айгуль»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Доклад  по теме:

«Система работы детского сада

по этнокультурному воспитанию дошкольников»

Подготовила воспитатель первой

квалификационной категории

Гайнутдинова Г.Х

Пестрецы

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

  • в законе Российской Федерации «Об образовании»;
  • в Национальной доктрине образования Российской Федерации;

Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
  • Таким образом, содержание работы социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст этнокультурного, патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Идея воспитания  гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов

Цели и задачи:

 Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности  традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнокультурная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка..

Одной из задач, направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Этнокультурное воспитание подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования,  внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о своем родном крае, традициях, культуре и социальном мире, в котором он живет.

Даже  в ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Уже с первых годов жизни ребенка  начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста  должен  определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В основе этнокультурного воспитания дошкольников в нашем детском саду ведется следующим образом:

направленность на сохранение национальных культур;

формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе  и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Задачи:

  1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории нашего региона.
  2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
  3. Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
  4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях  образовательной среды МБДОУ.
  5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в МБДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитаники-семья.
  6. Включить в систему «детский сад – семья » учреждения культуры, налаживать партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и угорской национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей
  7. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в МБДОУ.

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды и т.д.

Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:

  • требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
  • проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
  • широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
  • реализация проектов в ДОУ способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Модель социального партнерства по этнокультурному направлению мы выстраиваем в нескольких направлениях:

  • взаимодействие с семьями воспитанников
  • Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности. Данная категория людей обладает большим жизненным опытом, и значительным часто недооцененным воспитательным потенциалом. Люди старшего поколения всегда считались верными хранителями нравственно-культурных традиций общества.

Старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, является хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, и исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема не только адаптации к новому статусу, но и переживание падения интенсивности уровня социальных коммуникаций.

Формы реализации работы

  1. Проведение организованной образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов нашего и соседних регионов и истоками народной культуры
  2. Организация кружковой работы по плану.
  3. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: изготовление макетов; посещение мини-музеев, выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
  4. В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства народов во время экскурсий в краеведческий музей г. встреч с мастерами народного творчества.
  5. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры народов.

Формы работы с детьми:

  • Тематические беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз.руководителей, педагогов и др.);
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу (в том числе с участием приглашенных лиц пенсионного возраста — бабушек);
  • Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;

  • Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду, районе);
  • Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
  • Экскурсии;
  • Составление и рассматривание альбомов;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов;
  • Организация тематических вечеров;
  • Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.

Формы работа с родителями:

  • Консультирование родителей;
  • Участие в сборе предметов народного творчества;
  • Беседы;
  • Мастер — класс для родителей «Украшение русского  платка с показом презентации поэтапного изготовления;
  • Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.

Формы работы с педагогами:

  • проведение консультаций;
  • проведение мастер-классов, открытых занятий;
  • встречи с народными мастерами;
  • участие в семинарах-практикумах;
  • методическое обеспечение педагогической работы;
  • дидактическое обеспечение педагогической работы;
  • организация самообразования;
  • участие в конкурсах педагогического мастерства.

Условия организации развивающей среды в группе:

  • наличие дидактических и развивающих игр;
  • создание папок с силуэтным моделированием;
  • разработка таблиц с элементами народных росписей;
  • создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
  • наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.

Ожидаемые результаты по этнокультурному воспитанию

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и различных регионов
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслов  народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
  • умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства, а так же фольклора угорских народов севера;
  • появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
  • умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
  • Создана предметно – развивающая среда по этно-культурному образованию группах и в саду в целом.

Форма подведения итогов –контрольные и индивидуальные беседы

Методы диагностики:

  • собеседование с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). М.: Мозаика – Синтез, 2001. 240 с.
  2. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. М.: Народное образование, 1996. 120 с.
  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
  5. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 21-34.
  6. Банников В.Н. Изобразительное искусство в национальной школе (методическое пособие. Х.–М.: «Полиграфист», 2005. 62 с.
  7. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987. 86 с
  8. География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб.пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др.; под ред.: Э. В. Ким и др. — М.: Экопрос, 1996. 222с.
  9. Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей» // Югра. – 1993. – №5. – С.33-35.
  10. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. М.: МИПКРО, 1999. 240 с.
  11. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. М.: Творческий центр Сфера, 2005. 220 с.
  12. Ермолаева Н.В. Парциальная программа по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «Художники — умельцы»(для детей старшего дошкольного возраста).п. Таежный. МБДОУ «Ласточка», 2004 г.
  13. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
  14. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
  15. Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
  16. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 214 с.
  17. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 180 с.
  18. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 12-20.
  19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 196 с.
  20. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 24-29.
  21. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с.
  22. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихугров. М.; Икар, 2003. 208 с.
  23. Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 2002. 320 с.
  24. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С.56-68.
  25. Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: 1993. 280 с.
  26. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005. 192с.
  27. С чего начинается Родина… Детское ручное творчество. Самара: «Учебная литература», 2007. 212 с.
  28. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2. – С. 34-42.
  29. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск, 2001. 240 с.
  30. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Скрипторий, 2003. 196 с.
  31. Смирнова Р.Н Декоративно-прикладное искусство в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1986. – №12. – С.18-20.
  32. Соломенникова О. А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005. 160 с.
  33. Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Х. – М.: «Полиграфист», 2005. 280 с.
  34. Тимофеева М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 1997. 188 с.
  35. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: Детство – Пресс, 2000. 240 с.
  36. Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы // Управление ДОУ-2005. – №1. – С. 23-30.
  37. Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно — методическое пособие Под ред. С. И. Мерзляковой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.
  38. Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обскихугров. М., 2005. 234 с.
  39. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
  40. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
  41. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1985. 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Система работы детского сада по защите прав детей»

Сообщение  на  тему:«Нормативно-  правое обеспечение  по  защите  прав  детей»в  рамках  городского  семинара на  тему:«Система  работы...

Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников

Опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 17 по духовно-нравственному воспитанию...

План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников

консультация система работы по этнокультурному воспитанию дошкольников. Здесь можно ознакомиться с целями и задачами этнокультурного воспитания, с формой работой с детьми и родителями....

«Система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников»

laquo;Система работы детского садапо этнокультурному воспитанию дошкольников»...

Система работы детского сада по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

Описание  системы работы  детского сада по профилактике детского  дорожно – транспортного травматизма...

Выступление на педсовете по теме: " Взаимодействие семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников"(из опыта работы с детьми 2 младшей группы)

В выступлении на тему "Взаимодействие  семьи  и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников"представлен опыт  работы с детьми ва 2 младшей группе по теме &q...