«Система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников»
консультация (подготовительная группа) на тему
«Система работы детского сада
по этнокультурному воспитанию дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пестречинский детский сад №2 «Айгуль»
Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Доклад по теме:
«Система работы детского сада
по этнокультурному воспитанию дошкольников»
Подготовила воспитатель
Мухаметзянова И.Р.
Пестрецы
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
- в законе Российской Федерации «Об образовании»;
- в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
- Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
- Таким образом, содержание работы социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст этнокультурного, патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Идея воспитания гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов
Цели и задачи:
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнокультурная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка..
Одной из задач, направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Этнокультурное воспитание подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования, внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о своем родном крае, традициях, культуре и социальном мире, в котором он живет.
Даже в ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Уже с первых годов жизни ребенка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.
Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников в нашем детском саду ведется следующим образом:
направленность на сохранение национальных культур;
формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе и этнокультурного образования детей в ДОУ.
Задачи:
- Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории нашего региона.
- Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
- Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях образовательной среды МБДОУ.
- Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в МБДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитаники-семья.
- Включить в систему «детский сад – семья » учреждения культуры, налаживать партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и угорской национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей
- Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в МБДОУ.
Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды и т.д.
Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:
- требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
- проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
- широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
- реализация проектов в ДОУ способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Модель социального партнерства по этнокультурному направлению мы выстраиваем в нескольких направлениях:
- взаимодействие с семьями воспитанников
- Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности. Данная категория людей обладает большим жизненным опытом, и значительным часто недооцененным воспитательным потенциалом. Люди старшего поколения всегда считались верными хранителями нравственно-культурных традиций общества.
Старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, является хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, и исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема не только адаптации к новому статусу, но и переживание падения интенсивности уровня социальных коммуникаций.
Формы реализации работы
- Проведение организованной образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов нашего и соседних регионов и истоками народной культуры
- Организация кружковой работы по плану.
- Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: изготовление макетов; посещение мини-музеев, выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
- В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства народов во время экскурсий в краеведческий музей г. встреч с мастерами народного творчества.
- В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры народов.
Формы работы с детьми:
- Тематические беседы;
- Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз.руководителей, педагогов и др.);
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу (в том числе с участием приглашенных лиц пенсионного возраста — бабушек);
- Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
- Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду, районе);
- Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
- Экскурсии;
- Составление и рассматривание альбомов;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Использование народных игр, в том числе хороводов;
- Организация тематических вечеров;
- Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
Формы работа с родителями:
- Консультирование родителей;
- Участие в сборе предметов народного творчества;
- Беседы;
- Мастер — класс для родителей «Украшение русского платка с показом презентации поэтапного изготовления;
- Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
Формы работы с педагогами:
- проведение консультаций;
- проведение мастер-классов, открытых занятий;
- встречи с народными мастерами;
- участие в семинарах-практикумах;
- методическое обеспечение педагогической работы;
- дидактическое обеспечение педагогической работы;
- организация самообразования;
- участие в конкурсах педагогического мастерства.
Условия организации развивающей среды в группе:
- наличие дидактических и развивающих игр;
- создание папок с силуэтным моделированием;
- разработка таблиц с элементами народных росписей;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
- наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.
Ожидаемые результаты по этнокультурному воспитанию
- Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и различных регионов
- Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслов народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
- Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
- умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства, а так же фольклора угорских народов севера;
- появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
- умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- Создана предметно – развивающая среда по этно-культурному образованию группах и в саду в целом.
Форма подведения итогов –контрольные и индивидуальные беседы
Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). М.: Мозаика – Синтез, 2001. 240 с.
- Алексахин Н. Н. Голубая сказка. М.: Народное образование, 1996. 120 с.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 21-34.
- Банников В.Н. Изобразительное искусство в национальной школе (методическое пособие. Х.–М.: «Полиграфист», 2005. 62 с.
- Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987. 86 с
- География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб.пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др.; под ред.: Э. В. Ким и др. — М.: Экопрос, 1996. 222с.
- Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей» // Югра. – 1993. – №5. – С.33-35.
- Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. М.: МИПКРО, 1999. 240 с.
- Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. М.: Творческий центр Сфера, 2005. 220 с.
- Ермолаева Н.В. Парциальная программа по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «Художники — умельцы»(для детей старшего дошкольного возраста).п. Таежный. МБДОУ «Ласточка», 2004 г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
- Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
- Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 214 с.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 180 с.
- Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 12-20.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 196 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 24-29.
- Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с.
- Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихугров. М.; Икар, 2003. 208 с.
- Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 2002. 320 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С.56-68.
- Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: 1993. 280 с.
- С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005. 192с.
- С чего начинается Родина… Детское ручное творчество. Самара: «Учебная литература», 2007. 212 с.
- Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2. – С. 34-42.
- Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск, 2001. 240 с.
- Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Скрипторий, 2003. 196 с.
- Смирнова Р.Н Декоративно-прикладное искусство в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1986. – №12. – С.18-20.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005. 160 с.
- Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Х. – М.: «Полиграфист», 2005. 280 с.
- Тимофеева М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 1997. 188 с.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: Детство – Пресс, 2000. 240 с.
- Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы // Управление ДОУ-2005. – №1. – С. 23-30.
- Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно — методическое пособие Под ред. С. И. Мерзляковой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.
- Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обскихугров. М., 2005. 234 с.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
- Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1985. 207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников
Опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 17 по духовно-нравственному воспитанию...
Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников
Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - Д...
Опыт работы на тему «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
Описание работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников....
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.
Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС
Фотоотчет системной работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС в Муниципальное дошкольное образовательное учреждени Мостовский детский сад &l...