Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности. Представлена система работы с детьми дошкольного возраста по формированию познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений для организации работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_ped_opyta.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА»
Обобщение педагогического опыта по теме
«Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»
Разработчик:
воспитатель
первой квалификационной категории
Денькина О.Ю
2018 г.
Аннотация
В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности.
Представлена система работы с детьми дошкольного возраста по формированию познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений для организации работы по данному направлению.
Обобщение педагогического опыта по теме
«Использование технологии проектного метода в работе с дошкольниками подготовительной к школе группы»
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
В настоящее время традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого, развитие твoрческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, спосoбствующих, решению данного вопроса, является проектный метод.
Теоретическая база опыта.
Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). В этимологическом словаре слово "проект” заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Актуальность
В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.
Проектная деятельность, является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обусловливают определенные изменения в педагогической практике.
Позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве.
Новизна опыта:
Обеспечивает возможность и создает условия для целенаправленного формирования проектировочных умений на уровне метода, технологии, носит характер сотрудничества педагога и дошкольника.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания, и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, в наши дни стала - технология проектной деятельности.
Ведущая идея опыта состоит в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которая отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
Предметно - пространственная развивающая образовательная среда;
Характер взаимодействия со взрослыми;
Характер взаимодействия с другими детьми;
Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.
Следовательно, технология проектного метода, делает образовательную систему открытой для активного участия детей и их родителей, основная цель:
Развитие свободной творческой личности, где воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт и должен помнить главный принцип в работе с дошкольниками, это учет их возрастных особенностей, создавая разнообразные условия для стимулирования их интереса и формирования мотивации на деятельность детей.
Задачи:
Обеспечение психологического благополучия для здоровья детей;
Развивать познавательные способности;
Развивать коммуникативные навыки и межличностные общения всех участников образовательного процесса.
Для решения всех поставленных задач, достижения определённого результата необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу. Это должны быть такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к окружающему миру. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для решения данных задач я использую технологию проектного метода. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Принципы построения опыта:
Научности: Воспитатель формирует у детей реальные представления, знания об окружающем мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.
Доступности: Материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития.
Наглядности: Используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы, ролики, презентации и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы).
Воспитывающего характера обучения: Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом.
Развивающего обучения: Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно.
Систематичности, последовательности и постепенности: Систематичность требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно.
Целостности: Процесс работы с детьми строится с учетом целостного подхода.
Ожидаемый результат.
Системная работа по данному направлению позволит:
Создание психологического благополучия для здоровья детей.
Развитие самостоятельных творческих способностей детей и коммуникативные навыки.
Развитие познавательных способностей.
Условия:
Подобрала литературу по развитию детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Создала предметно – развивающую среду
Разработала перспективные планы по теме самообразования на подготовительную к школе группу
Подобрала беседы, стихотворения, загадки, рассказы и сказки, консультации для родителей.
Разработала диагностику.
Направления в работе:
Работа с детьми:
Работа с родителями.
Работа с педагогами.
Огромное влияние на развитие ребенка имеет среда, в которой он вырастает. И для того, чтобы ребенок нормально рос и развивался необходимо создать оптимальные условия. Причем, среда может, как активизировать развитие ребенка, так и тормозить его. Значительную часть жизни ребенок проводит в коллективе детского сада, поэтому очень важно обеспечить подрастающей личности все материальные и нематериальные условия для развития детей.
Работа по использованию технологии проектной деятельности проводилась с детьми подготовительной к школе группы: с 2016 по 2017 уч.г.
Тип моих проектов в основном игровой, творческий, проводился со всей группой, по продолжительности проекты долгосрочные, средней продолжительности.
Был разработан проект «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем» и направлен на расширения представления детей о родном крае, его истории, природе и культурным традициям, формирование на этой основе гражданской культуры личности, социально - нравственного развития личности, духовно-нравственного отношения к своей малой Родине и воспитание любви к ней.
Актуальность данного проекта заключена в том, что при его реализации особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, воспитанию таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям. Эти качества очень важно воспитывать у детей начиная с дошкольного возраста. Чтобы в будущем дети любили свой родной город и стремились сделать его лучше. Ребенок сам пытается познать и принять многообразие внешнего мира. Но способность оценивать его, разумно жить, бережно и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря усилиям взрослых – родителей, педагогов и тех, кто оказывается рядом с ребёнком в каждый миг его жизни.
Осуществлять нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления с родным городом, его жителями, культурой, его историческим прошлым. Приобщение детей к культуре и традициям родного города.
Задачи проекта:
Развивать познавательный интерес к ближайшему окружению в родном городе;
Формировать положительное отношение к природе, людям, своему городу, к объектам исторического и культурного наследия;
Создать условия для развития заинтересованности дошкольников к изучению истории родного города и его настоящего;
Помочь осознать, что Рославль – наша малая Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по реализации проекта.
Формировать первичные представления о природе, культуре родного края.создать необходимые условия для эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Направления работы:
-познавательно–речевое развитие:
1) проектной деятельности на примере обучения детей использованию различных источников информации (печатные издания, фотоальбомы, иллюстрации и живописные полотна, аудио и видеозаписи по теме),
-социально – коммуникативное развитие:
1) пополнение словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках, изучаемых тем, соответствующим содержанию проекта,
-художественно – эстетическое развитие:
1) в ознакомлении с историей города,
2) в бережном обращении к природе,
-физическое развитие:
1) формирование предпосылок к экологическому сознанию.
2) приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Проект «Волшебный мир фантика».
Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?
- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”
- Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась.
- Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность. Подобная исследоватлеьская деятельность помогает формировать у детей навыки познавательной деятельности, развивает их способности к творчеству, помогает воспитывать положительные качества личности.
Целый комплекс педагогических областей включен в состав коллекционирования. Это и художественное творчество, и социализация, и коммуникация, и трудолюбие, и познание.
Это позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для достижения одной общей цели, это способствует доброжелательной атмосфере в семье и в детском саду, потому что коллективная деятельность обычно сближает людей.
Коллекционирование – это не просто увлечение, которое поможет скрасить время, проводимое в детском саду. Это особый вид предметно-развивающей среды. Благодаря этой деятельности дети приучаются решать разные задачи и развиваются умственно и физически.
Также коллекционирование можно использовать для организации в увлекательной форме занятий по речевой и художественной деятельности, развития чувства эстетики и познавательной активности, социальном и нравственном воспитании.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-творческий.
Актуальность.
Особенность проекта в том, что в нём принимают участие дети, родители и педагог. В этом проекте раскрываются творческие способности детей. Проект реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Цель работы:
- Развитие кругозора и познавательного интереса детей;
- Привлечение родителей к совместной деятельности;
- Использование фантика в игре и учебё.
Задачи:
- Познакомить детей с историей создания, с производством хорошо известных сладостей;
- Воспитать у детей опасение к чрезмерному потреблению сладостей;
- Провести исследования в области дизайна фантика;
- Развитие познавательности, фантазии, любознательности, совместного творчества детей и взрослых;
- Расширение словаря, развития внимания, памяти, связной речи через рассматривание, описание, сравнение фантиков;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук при обучении изготовлению различных поделок из фантиков.
Формы работы с детьми:
Использовались такие формы и методы работы как:
индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы;
словесная инструкция воспитателя, поощрение самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово;
игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио - видеозапись, подражание игровым действиям взрослого, поощрения;
рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
изменение игрового материала, имитирование, сравнение.
Формы работы с родителями:
Родители, участвуя в реализации проектов, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над ними, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. В своей работе мы используем такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей с детьми и педагогами, которые способствуют сближению всех участников проекта.
Консультации:
Родительские собрания
Выставки поделок.
Фотовыставки.
Памятки и т.д.
Открытая непосредственно – образовательная деятельность.
Консультации для педагогов:
Средства - книги, материалы для консультаций, проекты, презентации.
Результативность опыта.
Совершенствование творческо-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Вывод:
Таким образом, технология проектного метода позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Технология проектного метода, делает образовательную систему открытой для активного участия детей и их родителей, а это весьма актуально. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в педагогической деятельности.
Литература
1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008.
2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс,— (Дошкольное воспитание и развитие).
5. Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».
В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Проектная деятельнос...
Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...
Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изобр...
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с дошкольниками»
Обобщение педагогического опыта по теме...
Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"
Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...
Буклет для педагогов на тему: «Использование интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» с детьми подготовительной к школе группы»
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных интерактивных образовательных платформ и возможностей, предоставляемых сетью Интернет. Образовательные интернет - плат...
Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Использование технологии проектной деятельности в социализации дошкольников» от 24.05.2021
Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Использование технологии проектной деятельности в социализации дошкольников&ra...