Деловая игра "Тест на толерантность"
материал

Деловая игра для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Тест на толерантность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_test_na_tolerantnost.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

для педагогов дошкольного образовательного учреждения

«Тест на толерантность»

Цель:

  1. дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;
  2. предложит педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у дошкольников;
  3. смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Участники:  воспитатели, музыкальный руководитель, ведущая, эксперты.

Регламент –1,5часа.

Предварительная работа:

  • анкетирование педагогов;
  • обдумывание дискуссионного вопроса «Добро должно быть с кулаками?»

Методическое обеспечение.

Методы активного обучения:

-неимитационные (дискуссия);

- имитационные;

-игровые методы (игровое проектирование, разыгрывание ролей, психодрама);

- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение ситуативных задач).

Реквизит:

-модель-схема «Лестница духовного роста» (приложение №1);

-выставка литературы;

-анкета «Расскажи о себе» (приложение №2);

-«волшебная палочка»;

-репродукции («Джоконда» Леонардо да Винчи,  «Аленушка» В. Васнецов);

-бумага, маркеры.

Информационный банк: подбор соответствующей литературы ( статьи, журналы, книги).

Модель деловой игры (приложение №3).

Ход игры.

1. Мотивационно – организационный этап (5-7мин.)

Мы сегодня говорим о толерантности. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе,  людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.

Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Можно продолжить перечень высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка: «Что посеешь, то пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени, не жди доброго племени» и т. д. Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде, чем принимать участие в воспитании детей.

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу взрослую игру мы так и назвали «Тест на толерантность». Если вы уже предвидите вопросник с вариантами ответов, ваше воображение подсказало вам неверную картину. Тест на толерантность, равно как и экзамен на человечность, - это метафора.

2.Содержательный этап (15-20мин.)

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице, Вначале какое-то время стоим на ступеньке, называемой «я», пытаемся понять «кто такой «я» ». Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей, Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер.

Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир», мы видим жизнь еще в большем многообразии, Этот мир имеет политический фон, социальную окраску, Светлые моменты справедливости соседствуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана, Вот здесь наше «я» подвергается настоящему испытанию: «Как выжить и не сломаться?», «Как найти свое место в мире?».

Самая высокая ступень жизненного пути – творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Мы предлагаем вам пройти по этим ступенькам. И так, мы начинаем.

Ступенька «я» (см. приложение №1).

А). Игровое проектирование «Самопрезентация». На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что таковыми не являются. Необходимо выбрать качества присущие участнику (приложение №4).

Резюме:

Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что признание своих слабых качеств ест не что иное, как возможность духовного роста.

Если мы изначально были искренними, то можем двигаться дальше.

Б). Действие по инструкции «Продолжи фразу». Участники размышляют на тему «Со мною вот что происходит».

  • Я грущу, когда…
  • Мне весело, когда…
  • Я обижаюсь, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Я радуюсь, когда…
  • Мне не нравится, когда…
  • Я теряюсь, когда…
  • Я страдаю, когда…
  • Я плачу, когда…

Резюме

Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающим.

Душу надо всегда настраивать на хорошее. Особенно нам, педагогам.

3. Игровой этап (40-50мин.)

Ступенька «Мир людей».

Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит общение, живой контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. Возьмем самый простой пример: встречу со знакомым человеком.

В средние века от вас потребовались бы реверансы, в наше время требуется всего лишь сказать «здравствуйте» и, может быть, спросить, «как дела?» Очень часто мы это говорим так, что даже душа не вздрогнет: приветствие было, а встречи не произошло.

Если бы к общению подключали душу, как бы мы изменились бы сами, как изменили бы жизнь в себе и вокруг себя! Нужно также понимать, что главный человек на свете тот, кто перед тобой. Постарайтесь, чтобы он понравился вам. Нужно стремиться к согласию, но не надо бояться и разногласий. Разногласия между людьми вполне естественны и не могут быть поводом для разочарований и недовольств, ссор, и конфликтов. Нам нужна терпимость к инакомыслию и инакомыслящим.

Именно поэтому мы предлагаем вам высказать свою точку зрения на поэтический тезис М. Ножкина «Добро должно быть с кулаками».

В). Дискуссия.  Если это истина, поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.

  • Если вы в этом горячо убеждены, убеждайте нас с восклицательным знаком.
  • Если вы сомневаетесь, в ваших высказываниях будет присутствовать знак вопроса.
  • Если имеете другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.

Резюме

Наши взгляды, как вы уже убедились, разные. Но есть и общее: тема, которую мы обсуждаем, нас волнует. Мы взволнованы, и эта эмоция нас объединяет!

 Г). Мотивационно-побудительная игра «Волшебная палочка».

Говорится одно слово «Солнце». Каждый участник добавляет к нему по одному слову, получается большое предложение.

Резюме

Что вы почувствовали, коллеги? Друг друга? Ответственность? Ведь «волшебная», эстафетная палочка не дала вам уйти с дистанции или выполнить свою часть работы не на должном уровне. А вообще получилось хорошо.

В одном фильме десятиклассник написал: «Счастье – это, когда тебя понимают». А ведь он прав: все человеческие беды от непонимания. И примеров тому более чем достаточно: не поняли друг друга и разошлись; не понял внутренний мир близкого человека и не поучаствовал в его судьбе; правительство одной страны не поняло позиций другой и решило войной добиться понимания…

Сейчас мы попробуем понять друг друга.

Д). Разыгрывание ролей «Пойми меня»

Участники разбиваются по двое. Один участник объясняет значение слова другому. Упор делается на признаки этого предмета или явления .Используем слова: радость, сострадание, терпение, альтруизм, улыбка.

Резюме

Мы взяли толерантные слова, попытались объяснить их, и главное – мы поняли друг друга!

Ступенька «Окружающий мир».

Окружающий мир – это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты.

Мы зависим от чужих оценок, эмоции поглощают нас. Внутри назревает конфликт и мы выплескиваем его на других. Задаем себе вопрос: «Как жить спокойно?» - порой затрудняемся найти ответ.

Сейчас мы проведем тренинг на психическую устойчивость.

Е). Рефлексивно-оценочная игра «Конфликтная ситуация».

Мы не всегда можем и не обязательны, объяснять окружающим свои поступки. Но, учитывая предполагаемые оценки, мы должны быть, уверены в непредосудительности своих действий.

  • Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и  говорят: «Вот ненормальный!»
  • Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды.
  • Утром вы не успели накраситься. Знакомые не могут понять, что с вами, может быть, вы заболели или у вас горе? Но в любом случае, они думают: «Да, не красавица!»
  • В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.

Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение  -  унылым, глаза -  мокрыми, дела -  заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.

Ж). Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».

  • Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
  • Вы поругались с любимым человеком.
  • Вы опоздали на электричку.
  • Вы сегодня не ели, и обед не предвидится.
  • Вас вызвали в школу.
  • У вас обокрали квартиру.
  •  У вас очень грубый начальник и он часто «достает» вас.

Резюме

Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное - неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

З). Решение ситуативных задач.

А умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли понять их боль? Может быть женщина, кричащая в автобусе о том, что ей наступили на ногу, кричит о другом: о неустроенности, о черствых детях, о болезни, о жизни, которая проходит?! Хватит ли нам сердца порадоваться за талантливого человека. Задание, которое мы хотим вам предложить, называется «В картинной галерее».

Вам необходимо внимательно посмотреть на картину, проникнуться жизнью героя, войти в его образ, понять его состояние, эмоции и, наконец, озвучить его мысли.

Резюме

Если мы чаще будем понимать душевное состояние других, мир от этого только выиграет.

  1. Заключительный этап.(10мин.)

Ступенька «творческая мастерская».

Самая высокая ступень – в творческую мастерскую. Подъем на нее нелегок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей.

И). Материализованный игровой результат «Выведи свою формулу толерантности».

Резюме

Мы сегодня проверили себя на толерантность. И хотя это была игра, она показала, что у нас не исказился взгляд, и не очерствело сердце.

У нас много времени впереди, мы сможем созидать добро, если к этому стремимся!

Анализ результатов:

  1. Сравнение поставленных задач с полученными результатами.
  2. Оглашение результатов анкетирования.
  3. Мнение о полученных результатах представителей экспертной группы.

Приложение №1

Модель – схема «Лестница  духовного роста»

Творческая мастерская

Окружающий мир

Мир людей

я

Приложение №2

Анкета для педагогов «Расскажи о себе».

  1. ФИО_________________________________________________________
  2. Возраст______________________________________________________
  3. Место работы, должность____________________________________________________
  4. Чем для Вас является работа (способ зарабатывания денег; условия  творческого роста; возможность общения с людьми; удовлетворение своих амбиций; возможность карьерного роста; другое______________________________________________________).
  5. Ваша отличительная черта_________________________________________________________
  6. Черта характера, которая Вас привлекает в людях________________________________________________________
  7. Что Вы не любите в людях________________________________________________________
  8. Что Вы любите читать (романы, детективы, стихи, другое_____________________________________________________).
  9. Ваш любимый литературный герой________________________________________________________
  10. Ваше любимое направление в музыке (ретро, поп, рок, фолк, бардовские песни, другое_____________________________________________________).
  11. Ваш любимый цвет____________________________________________
  12. Ваши предпочтения в еде_______________________________________
  13. Эмоция, которая Вам наиболее присуща______________________________________________________
  14. Ваш жизненный девиз________________________________________________________

Анкета для педагогов «Расскажи о себе».

  1. ФИО_________________________________________________________
  2. Возраст______________________________________________________
  3. Место работы, должность____________________________________________________
  4. Чем для Вас является работа (способ зарабатывания денег; условия  творческого роста; возможность общения с людьми; удовлетворение своих амбиций; возможность карьерного роста; другое______________________________________________________).
  5. Ваша отличительная черта_________________________________________________________
  6. Черта характера, которая Вас привлекает в людях________________________________________________________
  7. Что Вы не любите в людях________________________________________________________
  8. Что Вы любите читать (романы, детективы, стихи, другое_____________________________________________________).
  9. Ваш любимый литературный герой________________________________________________________
  10. Ваше любимое направление в музыке (ретро, поп, рок, фолк, бардовские песни, другое_____________________________________________________).
  11. Ваш любимый цвет____________________________________________
  12. Ваши предпочтения в еде_______________________________________
  13. Эмоция, которая Вам наиболее присуща______________________________________________________
  14. Ваш жизненный девиз________________________________________________________

Игровое проектирование «Самопрезентация».

Качество личности

+

Качество личности

+

Качество личности

+

1

аккуратность

19

мстительность

37

радушие

2

беспечность

20

настойчивость

38

рассудочность

3

вдумчивость

21

нежность

39

решительность

4

восприимчивость

22

непринужденность

40

самозабвение

5

гордость

23

нервозность

41

сдержанность

6

грубость

24

нерешительность

42

сострадание

7

жизнерадостность

25

несдержанность

43

стыдливость

8

заботливость

26

обаяние

44

терпеливость

9

завистливость

27

обидчивость

45

трусость

10

застенчивость

28

осторожность

46

увлекаемость

11

злопамятность

29

отзывчивость

47

упорство

12

искренность

30

педантичность

48

уступчивость

13

изысканность

31

подвижность

49

холодность

14

капризность

32

подозрительность

50

энтузиазм

15

легковерие

33

презрительность

16

медлительность

34

поэтичность

17

мечтательность

35

принципиальность

18

мнительность

36

развязность

Игровое проектирование «Самопрезентация».

Качество личности

+

Качество личности

+

Качество личности

+

1

аккуратность

19

мстительность

37

радушие

2

беспечность

20

настойчивость

38

рассудочность

3

вдумчивость

21

нежность

39

решительность

4

восприимчивость

22

непринужденность

40

самозабвение

5

гордость

23

нервозность

41

сдержанность

6

грубость

24

нерешительность

42

сострадание

7

жизнерадостность

25

несдержанность

43

стыдливость

8

заботливость

26

обаяние

44

терпеливость

9

завистливость

27

обидчивость

45

трусость

10

застенчивость

28

осторожность

46

увлекаемость

11

злопамятность

29

отзывчивость

47

упорство

12

искренность

30

педантичность

48

уступчивость

13

изысканность

31

подвижность

49

холодность

14

капризность

32

подозрительность

50

энтузиазм

15

легковерие

33

презрительность

16

медлительность

34

поэтичность

17

мечтательность

35

принципиальность

18

мнительность

36

развязность

Приложение №3

Модель деловой игры «Тест на толерантность»

Управленческие задачи

Виды практических заданий

Параметры (элементы) деловой игры

Развивать адекватную самооценку толерантных качеств

Игровое проектирование «Самопрезентация»

Выработка профессиональных качеств

Развивать активность мышления

Действие по инструкции «Продолжи фразу»

Игровое взаимодействие, общение

Совершенствовать умение дискутировать, выступать

Дискуссия «Добро должно быть с кулаками?»

Атмосфера неопределенности, неполной информации

Информировать педагогов по проблеме толерантности

Мотивационно-побудительная игра «Волшебная палочка»

Игровое взаимодействие, общение

Совершенствовать использование приемов театрализации

Разыгрывание ролей «Пойми меня»

имитация

Активизировать навыки по генерированию идей толерантного поведения

Рефлексивно-оценочная игра «Конфликтная ситуация»

Анализ и решение конкретных задач

Демонстрировать решение нестандартных ситуаций, требующих проявления толерантности

Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы»

Двуплановость (реальность + условность)

Развивать личностные и профессиональные качества педагогов

Решение ситуативных задач «В картинной галерее»

Выработка профессиональных умений и качеств

Совершенствовать навыки логического мышления, интерпретировать понятие «толерантность»

Материализованный игровой результат «Выведи свою формулу толерантности»

моделирование

Приложение №4

Игровое проектирование «Самопрезентация».

Качество личности

+

Качество личности

+

Качество личности

+

1

аккуратность

19

мстительность

37

радушие

2

беспечность

20

настойчивость

38

рассудочность

3

вдумчивость

21

нежность

39

решительность

4

восприимчивость

22

непринужденность

40

самозабвение

5

гордость

23

нервозность

41

сдержанность

6

грубость

24

нерешительность

42

сострадание

7

жизнерадостность

25

несдержанность

43

стыдливость

8

заботливость

26

обаяние

44

терпеливость

9

завистливость

27

обидчивость

45

трусость

10

застенчивость

28

осторожность

46

увлекаемость

11

злопамятность

29

отзывчивость

47

упорство

12

искренность

30

педантичность

48

уступчивость

13

изысканность

31

подвижность

49

холодность

14

капризность

32

подозрительность

50

энтузиазм

15

легковерие

33

презрительность

16

медлительность

34

поэтичность

17

мечтательность

35

принципиальность

18

мнительность

36

развязность

Предполагаемый результат (оценка):

  • Развитие личностных умений и толерантных качеств педагогов
  • Создание активного творческого настроя в профессиональной деятельности педагогического коллектива

Список литературы:

1. Тебенева Т.Н. Деловая игра «Тест на толерантность». - Журнал «Управление ДОУ №2/2006».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»

 Цели игры:познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;научить педагогов  конкр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

Данная презентация разработана к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»  (см. в разделе Методические разработки Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»...

Деловая игра с воспитателями «Толерантность»; Подготовили и провели - Методист ГБОУ лицей 1571 дошкольное отделение «Ладушки» Куликова Д.А. и Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е.

Подготовили и провели,Методист ГБОУ лицей 1571 дошкольное отделение «Ладушки»Куликова Д.А.Воспитатель группы № 5Дудорова Т.Е.      Москва 2013 Деловая игр...

Деловая игра с воспитателями «Толерантность»

Цели игры:дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у дошкольников;смоделировать профессио...

Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности» Познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить ...

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Деловая игра для педагогов "Тест на толерантность"

Актуализировать и развивать толерантное самосознание педагогов дошкольного учреждения. Дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности; предложить педагогам практические материалы, способ...