Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности»
материал на тему
Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности»
Познакомить педагогов с понятием «толерантность»;
создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;
научить педагогов конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности;
развить желание принимать активное участие в игре, работать коллективно;
закрепить знания педагогов по теме «воспитание толерантности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»
Деловая игра с педагогами на тему:
«Воспитание толерантности»
Воспитатель: Зейналова Сара Нажмудиновна.
г. Покачи
2013г
Деловая игра с педагогами
на тему «Воспитание толерантности»
Цели игры:
- познакомить педагогов с понятием «толерантность»;
- создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;
- научить педагогов конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности;
- развить желание принимать активное участие в игре, работать коллективно;
- закрепить знания педагогов по теме «воспитание толерантности».
- Вводная часть
Слайды 1, 2
Цель: познакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность».
Время на проведение: 7-10 минут.
Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Слайд 3
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
- в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Слайды 4,5
Толерантность - это милосердие;
Толерантность - это сострадание;
Толерантность - это уважение;
Толерантность - это доброта души;
Толерантность - это дружба.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Слайд 6
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.
Слайд 7
Есть два пути развития личности:
Толерантная личность | Интолерантная личность |
доброжелательность | непонимание |
понимание и принятие | игнорирование, эгоизм |
чуткость, любознательность | выражение пренебрежения, нетерпимость |
снисходительность, доверие, гуманизм
| раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность |
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Слайд 8
Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника
- Старайся понять то, о чем говорят другие
- Отстаивай свое мнение тактично
- Ищи лучшие аргументы
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого
- Стремись учитывать интересы других
Слайд 9
Сплочённый коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Слайд 10
В заключение вводной части мне хотелось бы сказать, что наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.
Слайд 11, 12
Практическая часть с педагогами
1. Разминка
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.
Время на проведение: 3-5 минут.
Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса Владимировна, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т.д.)». Лариса Владимировна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.
Время на проведение: 3-5 минут.
Материалы: мяч.
Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Татьяна Фёдоровна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья Анатольевна, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
- Основная часть
Педагоги делятся на 2 команды, придумывают название каждой команде.
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: продолжить работу с определением толерантности, развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Материалы: 2 мольберта, 2 листа бумаги А3, цветная бумага, белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.
Время на проведение: 6 минут.
Сейчас командам предстоит создать эмблему толерантности. Каждая команда попытается создать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Творческий процесс займёт 6 минут. После завершения, работы вывешиваются на мольберты, команды рассматривают эмблемы друг друга, проводится презентация эмблем каждой подгруппы.
Упражнение «Основные черты толерантной личности»
Цель: показать многоаспектность значения слова «толерантность», закрепить качества, присущие толерантной личности.
Материалы: 2 листа А3, 2 конверта со словами и солнцем.
Время на проведение: 3 минуты.
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Команды наклеивают на плакат – солнце (овал и лучи с качествами толерантной личности)
В каждом конверте по 10 слов.
Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт №2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
После того, как команды завершили работу, плакаты вывешиваются на мольберты, команды называют те качества, присущие толерантной личности.
Упражнение «Покажи толерантный поступок»
Цель: закрепить умение совершать толерантные поступки, развить творческие способности педагогов, умение показать без слов, используя мимику, жесты, пантомимику, толерантный поступок.
Материалы: 4 конверта со словами, характеризующими толерантную личность.
Время на проведение: 5-7 минут.
Каждой команде предлагается взять по 2 конверта, в течение 2-х минут придумать и показать толерантный поступок из жизни детей, используя жесты, мимику, пантомимику. В данном задании запрещается использовать слова. Другая команда должна угадать, какой толерантный поступок был показан.
Упражнение « Вспомни и назови»
Цель: продолжать закреплять понятие «толерантность», развивать память педагогов, умение вспомнить пословицы и поговорки о толерантности.
Время на проведение: 5-10 минут.
Командам предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки, характеризующие толерантную личность (о дружбе, милосердии, терпимости, доброте и т.д.).
Упражнение «Музыкальная пауза»
Цель: повысить эмоциональный настрой педагогов, сплотить коллектив исполнением коллективной песни.
Время на проведение: 3-5 минут.
Предлагаю вспомнить песни о дружбе. После приглашаю по одному представителю от каждой команды, предлагаю выбрать конверт («Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается») и под музыкальный аккомпанемент спеть песню.
- Заключительная часть
Рефлексия игры.
– Мы познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– Что понравилось?
– Считаете ли Вы целесообразным проводить такие игры среди педагогического коллектива?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
ПРИЛОЖЕНИЕ:
- Тексты песен
«Дружба крепкая не сломается»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
«Если с другом вышел в путь»
- Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много
Припев:
Что мне снег, что мне зной
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной
Что мне снег, что мне зной
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной
- Там где трудно одному
Справлюсь вместе с вами
Где чего-то не пойму
Разберем с друзьями
Припев:
- На медведя я друзья
Выйду без испуга
Если с другом буду я
А медведь без друга
Припев:
- Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много
«Вместе весело шагать по просторам»
Припев:
Вместе весело шагать
По просторам по просторам по просторам
И конечно припевать лучше хором
Лучше хором, лучше хором
- Спой-ка с нами перепелка, перепелочка
Раз иголка два иголка будет елочка
Раз дощечка два дощечка будет лесенка
Раз словечко два словечко будет песенка
Припев:
- В небесах зари полоска заполощется
Раз березка два березка будет рощица
Раз дощечка два дощечка будет лесенка
Раз словечко два словечко будет песенка
Припев:
- Нам счастливую тропинку выбрать надобно
Раз дождинка два дождинка будет радуга
Раз дощечка два дощечка будет лесенка
Раз словечко два словечко будет песенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»
Цели игры:познакомить педагогов с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;научить педагогов конкр...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»
Данная презентация разработана к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности» (см. в разделе Методические разработки Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»...
Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».
Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания»....
Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"
Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...
Деловая игра с родителями на тему «Воспитание толерантности» в старшей группе №10
познакомить родителей с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу , сплотить коллектив посредствам игровых упражнений...
Деловая - игра с родителями на тему: «Воспитание толерантности у детей».
1. Познакомить родителей с понятием «толерантность».2. Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу. сплотить коллектив посре...
Деловая игра с родителями на тему: «Воспитание толерантности» в старшей группе
Познакомить родителей с понятием «толерантность»;Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу , сплотить коллектив посредствам игровых упражнений; Научить родителей к...