Создание условий для развития способностей и самореализации дошкольников в соответствие с ФГОС ДО
статья
В современных условиях развития общества человеку необходимо уметь реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств и постоянно ускоряющегося темпа жизни. Особую ценность представляют собой такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, способность к самореализации, саморазвитию. Поэтому, актуальной становится проблема создания таких условий, при реализации которых ребенок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющий и реализующий собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования ФГОС к созданию условий для развития способностей и самореализации дошкольников
«Ребенок- это солнце, вокруг которого вращается
весь педагогический процесс, его сила должна
быть выявлена, интересы удовлетворены,
способности развиты».
Рената Соколова
Сегодня мы стремимся к тому, чтобы ДОУ стал открытым, мобильным, чтобы быстро реагировал на все изменения, происходящие в дошкольном образовании, и выстраиваем деятельность ДОУ в соответствии с образовательными потребностями, интересами и ожиданиями детей, родителей.
В современных условиях развития общества человеку необходимо уметь
реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств и постоянно ускоряющегося темпа жизни. Особую ценность представляют собой такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, способность к самореализации, саморазвитию.
Поэтому, актуальной становится проблема создания таких условий, при реализации которых ребенок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющий и реализующий собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует ДОУ на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед ДОУ стоит цель: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Стандарт решает задачи, среди которых:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Кроме того в ФГОС ДО используемые основные понятия,
• Амплификация развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяется успешности и самореализации каждого ребенка. Нам взрослым предстоит переосмыслить пути решения задач развития творческого потенциала ребенка, создания условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в ДОУ создана система работы, которая содержит ряд взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, строится в трех направлениях:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театральные пятницы
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок
- занятия в библиотеке,
- создание книг – самоделок.
- детские проекты.
Насыщенная событиями жизнь дошкольников способствует формированию самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, развитию самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.
Игровое пространство ДОУ дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также учитывают интересы детей и связаны с определенными центрами. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
- делают выбор;
- активно играют;
- используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
- работают все вместе и заботятся друг о друге;
- отвечают за свои поступки.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предлагает детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, оказывает прямую помощь в овладении сложным умением в соответствие с зоной ближайшего развития.
При таком подходе ребенок растет и развивается в своем собственном темпе, а воспитатели помощники детей, организующие пространство, и планирующие виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Развивающая предметно – пространственная среда организована на всей территории дошкольной организации, включает внешнее и внутреннее содержание.
В инфраструктуре ДОУ предусмотрены помещения для проведения образовательной деятельности в области физического и музыкального развития, имеется музыкальный и спортивный зал. С целью социализации, индивидуализации и развития способностей детей, организации занятий по интересам- созданы мини-музеи «Русская изба», «Картинная галерея», «Комната Творчества».
Безусловно, сегодня еще не решены все проблемы ДОУ но они находятся в стадии решения.
Реализуя ФГОС ДО, в образовательном учреждении происходит:
– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
– реструктуризация содержания образовательной деятельности;
– рациональная организация предметно-пространственной среды;
– эффективное взаимодействие детского сада с семьей;
Что позволяет создавать условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявлять индивидуальность и творчество, возможность самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Районном семинаре «Создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся ДОУ в соответствии с ФГОС»»
Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Мы не го...
"Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""
Выстпуление на заседании творческой мастерской...
Готовимся к педсовету«Создание оптимальных условий для организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Краткое планирование подготовки к педагогическому совету по нравственно-патриотическому воспитанию...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
ФГОС ДОособое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данно...
Сообщение на тему: "Организация в старшей группе мини - лаборатории по развитию познавательно - исследовательской деятельнсти дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная задача в ДОУ – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условияОсновным принципом ДО в соответствии с Государственн...
Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"
Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"...
Создание условий для развития способностей
Перед ДОУ стоит цель: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка....