Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
консультация на тему
ФГОС ДОособое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelno-issledovvatelskoy_deyatelnosti.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
Основными принципами ДОв соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
ФГОС ДОособое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.
В нашей группе мы создали уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Лаборатория реализует следующие типы экспериментов:
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. Коллекционирование (камни, гербарий.)
Для реализации заявленных экспериментов в детской научной лаборатории определено место
• для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т. п.);
• для приборов и хранения материалов (природного, "бросового");
• для проведения опытов;
• для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
В результате у ребенка формируется такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений); информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания); деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).
Летом экспериментальную деятельность мы проводим на улице, ребята с помощью картинок с рисунками, на которых изображены материалы для опытов, сами выбирают какой эксперимент они хотят провести.
Опыт «Солнце дарит нам тепло и свет», целью эксперимента было дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света. В ходе эксперимента ребята убедились, что не все предметы одинаково быстро нагреваются, темные предметы нагреваются сильнее, чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.
Опыты «Песочная страна» и «Водяная мельница», целью первого опыта было выделить свойства песка, сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Задачей второго опыта было дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Работа по познавательной деятельности может проводиться на экологической тропе , где должна быть расположена площадка для детского экспериментирования.
В рамках дня науки мы с детьми проводили развлечение с элементами экспериментирования «Праздник мыльных пузырей», целью которого было:
1. Научится делать самим мыльные пузыри.
2. Научиться пускать пузыри различными способами.
3. Создать праздничную атмосферу, доставить радость, хорошее настроение.
4. Вызвать желание детей экспериментировать, развивать своё воображение и фантазию.
Ребята сами научились готовить мыльные пузыри, узнали новые способы пускания мыльных пузырей.
В рамках проведения открытого занятия «Что умеет ветер» по окружающему миру, мною была разработана дидактическая игра «Волшебные полянки», по условиям игры ребята оказались на двух волшебных полянках с ветреной и безветренной погодой, ребятам раздавались карточки с изображением погодных условий, и дети самостоятельно выбирали к какой полянке подходят данные иллюстрации.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Помимо необходимости создания опытно-экспериментальной площадки на территории нашего учреждения, с целью обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, я предлагаю разработать проект по созданию мини-музея «У природы нет плохой погоды», который будет оформлен и будет пополняться силами воспитателей и родителей словесными и иллюстративными материалами, обеспечивая более углубленные знания детей о природных явлениях, «народных» прогнозах погоды, о «живых барометрах».Здесь могут быть представлены и различные макеты , самостоятельные приборы помощники: дождемеры, барометры, ловушки для ветра и т. п.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, мы обеспечим стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников с соответствие с ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Художественно-эстетическая деятельность дошкольников" в соответствии с ФГОС
Художественно-эстетическая деятельность дошкольников2 СЛАЙД.Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.Художественно-эстетическое развитие предполага...
Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...
Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...
Доклад «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Доклад «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»....
Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
для педагогов...
Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
доклад...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
доклад для педагогов с презентацией...