"Инновационная деятельность в ДОУ. Вопросы и ответы"
статья
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность в детском саду. Вопросы и ответы.
Что такое инновационная деятельность и зачем она детскому саду?
Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)
Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.
Организация инновационной деятельности в ДОУ
Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Некоторые организационные моменты:
• Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.
• Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).
• Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.
Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:
• Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.
• Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом
• Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.
Основными формами работы с детьми и родителями являются:
• игровые сеансы (индивидуальные и групповые);
• индивидуальные развивающие занятия;
• консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;
• выставки (игровых пособий, литературы);
• праздники, развлечения, открытые просмотры.
Контрольные показатели развития ребенка учитывают:
1. Сенсорное развитие
2. Развитие движений
3. Развитие речи
4. Музыкальное развитие.
5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)
Некоторые направления инноваций в ДОУ:
• Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
• Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
• Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.
• Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
• Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
• Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
• Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
• Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
• Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
• Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
• Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
• Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.
Примеры инновационной деятельности в ДОУ:
• метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
• совершенствование мастерства педагогов;
• поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
• мониторинг развития каждого ребенка;
• учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
• внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
• формирование основ безопасной жизнедеятельности;
• организация экологического образования дошкольников;
• оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)
• создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»
«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие компоненты:
• пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа Прикамья. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;
• пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;
• пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.
Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются
нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.
В отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:
• квалификационным составом коллектива педагогов;
• наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
• наличием современной информационной базы;
• наличием собственных методических разработок.
Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
Основными элементами инновационного потенциала являются:
• материально-технические ресурсы;
• финансовые ресурсы;
• интеллектуальные ресурсы;
• социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию
педагогического процесса на одного сотрудника);
• инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,
участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам инновационной деятельности).
Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:
• проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
• проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;
• приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;
• поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.
Перспективные направления работы:
• организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.
• участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта
• создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ
• мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов (в течение года, отв. – зам. зав. ДОУ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: 101 вопрос и ответ к викторине по Санкт-Петербургу "САМЫЙ УМНЫЙ" для детей старшего дошкольного возраста
Викторина "Самый умный"101 вопрос и ответк викторине по Санкт-Петербургу(для детей старшего дошкольного возраста)разработано воспитателем ГБДОУ №55 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савче...
Интеллектуальная игра по экологии "Один вопрос-один ответ" по теме "Насекомые".
Уен « Бер сорауга бер җавап» ...
Адаптация ребёнка к ДОУ. Вопросы и ответы.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется....
Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.
Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...
Инновационная проектная деятельность (модель трех вопросов) на 2020-2021 годы, используемая с детьми. старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группы №11
Методическая разработка предназначена для использования в образовательной деятельности в течении учебного года с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...
Инновационная деятельность. Педагогический проект "Повышение компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья дошкольников по ФГОС ДО"
Проект разработан и апробирован на базе МДОУ Майнский детский сад №5 "Теремок". В проекте говорится о повышение уровня информационной, технологической и коммуникативной компетентности родите...
Вечер вопросов и ответов «Педагогические условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в интеграции с другими видами детской деятельности»
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...