"Инновационная деятельность в ДОУ. Вопросы и ответы"
статья

Варушина Марина Сергеевна

статья для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya_.statya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в детском саду. Вопросы и ответы.

Что такое инновационная деятельность и зачем она детскому саду?

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

•        Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.

•        Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).

•        Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:

•        Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.

•        Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом

•        Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются:

•        игровые сеансы (индивидуальные и групповые);

•        индивидуальные развивающие занятия;

•        консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;

•        выставки (игровых пособий, литературы);

•        праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

1. Сенсорное развитие

2. Развитие движений

3. Развитие речи

4. Музыкальное развитие.

5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

•        Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

•        Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

•        Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.

•        Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.

•        Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.

•        Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей)  и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

•        Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

•        Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.

•        Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации  методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.

•        Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

•        Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации  продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

•        Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

•        метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

•        совершенствование мастерства педагогов;

•        поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

•        мониторинг развития каждого ребенка;

•        учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

•        внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

•        формирование основ безопасной жизнедеятельности;

•        организация экологического образования дошкольников;

•        оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

•        создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие компоненты:

•        пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа Прикамья. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;

•        пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

•        пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются

нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.

В отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:

• квалификационным составом коллектива педагогов;

• наличием и прогрессивностью учебного оборудования;

• наличием современной информационной базы;

• наличием собственных методических разработок.

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ

Основными элементами инновационного потенциала являются:

• материально-технические ресурсы;

• финансовые ресурсы;

• интеллектуальные ресурсы;

• социально-психологические факторы и т. д.

Показатели инновационного потенциала ДОУ:

• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию

педагогического процесса на одного сотрудника);

• инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,

участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой

участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

•        проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;

•        проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;

•        приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;

•        поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.

Перспективные направления работы:

•        организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.

•        участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта

•        создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ

•        мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов (в течение года, отв. – зам. зав. ДОУ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: 101 вопрос и ответ к викторине по Санкт-Петербургу "САМЫЙ УМНЫЙ" для детей старшего дошкольного возраста

Викторина "Самый умный"101 вопрос и ответк викторине по Санкт-Петербургу(для детей старшего дошкольного возраста)разработано воспитателем ГБДОУ №55 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савче...

Адаптация ребёнка к ДОУ. Вопросы и ответы.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется....

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...

Инновационная проектная деятельность (модель трех вопросов) на 2020-2021 годы, используемая с детьми. старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группы №11

Методическая разработка предназначена для использования в образовательной деятельности в течении учебного года  с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Инновационная деятельность. Педагогический проект "Повышение компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья дошкольников по ФГОС ДО"

Проект разработан и апробирован на базе МДОУ Майнский детский сад №5 "Теремок". В проекте говорится о повышение уровня информационной, технологической и коммуникативной компетентности родите...

Вечер вопросов и ответов «Педагогические условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в интеграции с другими видами детской деятельности»

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...