Консультация "Уголок природы в экологическом воспитании дошкольников"
консультация по окружающему миру

александрова анна станиславовна

Консультация для воспитателей имеет рекомендации по оформлению уголка природы в разных группах ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_prirody.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группах

                                                                                      Подготовила:  воспитатель

                                                                                                   Александрова А.С.

ОРГАНИЗАЦИЯ   УГОЛКА   ПРИРОДЫ   В   ДЕТСКОМ   САДУ

        

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Какое значение имеет уголок природы?

  • Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
  • Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
  • Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
  • Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Экологически правильное содержание комнатных растений – это соответствующее их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учетом степени освещенности места, температуры и влажности помещения; полив в необходимом количестве, подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определенные моменты их жизни. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей, мест и условий их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству, а так же в методической литературе.

Организация уголка природы в разных возрастных группах.

Младшая группа.

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями. Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями. Рекомендуемые растения для уголка природы младшей группы представлены в таблице (приложение №1). Из предложенных растений воспитатель подбирает 4 – 5 видов. Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.

Средняя группа

В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра (таблица в приложении № 2).

Старшая группа.

В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 – 7 видами растений, перечень которых указан в таблице (приложение № 3).

Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).

Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки), и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения – маркировка не нужна).

Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).

Фенологический уголок – определенное место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий.

Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.

Осенью в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы).

Во второй половине января в банки с водой (t – 16-20 градусов) помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени).

«Огород на окне»

Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука на перо предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

2 группа раннего возраста.
Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками.

•    герань,

•    бегония,

•    хлорофитум,

•    бальзамин

•    кливия

•    фиалка

Правильно подобранные растения делают возможным, проведение наблюдений (узнавать его), знакомство с некоторыми признаками живого.

Сезонные растительные объекты 

•    яркие, крупные  овощи и фрукты (муляжи);

•    шишки (сосна, ель) и др.

Временные объекты 
Осень: 

а) букеты осенних цветов вазах; 
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) 
б) ветки деревьев и кустов в вазах; 
Весна:

 а) ветки деревьев и кустарников в вазах; 
б) ящики с рассадой; 
Лето:

 а) букеты цветов в вазах; 

Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.
Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные)
Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые камешки, раковины,. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).
Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

•    сосуды для воды;

•    песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

•    различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

•    зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

•    «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

•   «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

     

Младшая группа.
Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амаралис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонёк), гортензия, хризантема.
Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).
Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.
Временные объекты 
Осень: 

а)букеты осенних цветов вазах; 
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) 
б) ветки деревьев и кустов в вазах; 
Весна:

 а) ветки деревьев и кустарников в вазах; 
б) ящики с рассадой; 
Лето:

 а) букеты цветов в вазах; 

Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.
Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растёт на лугу».
Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).
Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

•    сосуды для воды;

•    песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

•    различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

•    зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

•    «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

•   «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

Средняя группа.
Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:
а) Разнообразие:
- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками),
- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).
- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.
Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская.
б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.
в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);
г) За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.
Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах. 
Временные объекты 
Осень: 

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

Зима:

 а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

Весна:

 а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

Лето:

а) букеты цветов в вазах;

Календарь природы из четырёх блоков:
1. Картина сезона, модели года и суток.

2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).
Музейные и коллекционные материалыкорзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).
Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.
Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, ящики и стаканчики для посадки рассады.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

•    песок разного цвета;

•    сосуды для воды;

•    песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

•    материал для изготовления цветного льда;

•    различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

•     предметы для игр с тенью;

•    зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

•    лупы;

•    «волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы;

•    «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

•    игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;

•    «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами - мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и др.

      «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

      Различные игры - вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.

Старшая группа.
Комнатные растенияк имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра), чтобы в уголке были растения:
- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.);
- с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности);
- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, традесканции, плюща);
- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).
Предпочтение отдаётся обильно цветущим видам, создающим красочный уголок.
Сезонные растительные объекты:
- зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные кспериментальные посадки).
Временные объекты 
Осень:

 а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
в) Поделки детей из природного материала; 
Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) 
б) ветки деревьев и кустов в вазах; 
в) Экибаны, поделки детей. 
Весна:

 а) ветки деревье и кустарников в вазах; 
б) ящики с рассадой; 
в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)

Лето: 
г) букеты цветов в вазах; 

Календарь природы (более сложный) состоит из четырёх блоков:

1.   Картина сезона

2.   Календарь  с моделями-значками (Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года)

3.   Наглядно - схематическая модель наблюдений за птицами.

4.   Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты: часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).
Музейные и коллекционные материалыколлекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.
Наглядный иллюстративный материалнабор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.
Инвентарьлейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Тот же, что и в младшей группе (основа подбора - интерес, уровень знаний детей).

•    земля и глина разного цвета и качества;

•    мел;

•    оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом;

•    для игр с мыльной водой и пеной;

•    для игр со светом;

•    краски;

•    погремушки;

•    некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета);

•    крахмал;

•    мука и т.д.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

•    лупы;

•    песочные часы;

•     весы;

•     компас;

•     разные термометры, в том числе и тактильные;

•    «волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы;

•    «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

•    игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;

•    «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»);

•    «душистые коробочки», «шумящие коробочки» и др.


Подготовительная к школе  группа.
Комнатные растениярекомендуется иметь 6-7 разновидностей, с учётом того, что это должны быть растения:
- приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен и др.); теневыносливые – листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья часто толстые (толстянковые, алоэ, гаворция (хаворт));
- дающие плоды (перец, лимон, гранат);
- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, петушиный гребень – целозия, бальзамин однолетний и др.); луковицами (выскочка, амариллис и др.); клубнями (глоксиния, ахименес и др.); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» (камнеломка, хлорофитум, у которого усы расположены на цветочных стрелках); «живородящие» растения (бриофиллум);
- лекарственные и фитонцидные (можжевельник, алоэ, каланхоэ и др.).
Желательны сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана, немецкий букет и др.).
Сезонные растительные объекты:
- зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; материалы на выгонку (сирень, тюльпан, крокус и др.); посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина, авокадо, хурмы, айвы);
- растения, перенесённые в помещение из цветника, огорода вместе с почвой (например, перец, декоративная капуста).
Временные объекты 
Осень:

 а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
в) Поделки детей из природного материала; 
Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) 
б) ветки деревьев и кустов в вазах; 
в) Экибаны, поделки детей. 
Весна:

 а) ветки деревьев и кустарников в вазах; 
б) ящики с рассадой; 
в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)

Лето: 
г) букеты цветов в вазах; 

Календарь природы – наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами.
Макеты: сезонные ландшафты; «моховой садик»; «сад камней»; «пингвины на льдине»; жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома, хижины, юрты, чумы, иглу и др.)
Музейные и коллекционные материалы: репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки разных растений, в том числе и обитателей других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.
Наглядный иллюстративный материалрепродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т. д., альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», иллюстративный материал и фотографии «Мой город (село, деревня)», альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок, дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, рисунки и поделки детей.
Оборудование и инвентарь: ящики для посадки семян и рассады, разделочные доски, лейки, щётки для очищения пыли на ворсистых листьях, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

(ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ)

•    разнообразные доступные приборы;

•    разные лупы;

•    микроскоп;

•    различные часы;

•    весы;

•    термометры;

•    фонарики;

•    цветные очки;

•    бинокли;

•    линзы;

•    магниты;

•    резина;

•    гибкий пластик;

•   более разнообразный материал для исследований (чем в старшей группе):

•    безопасные красители;

•    безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ);

      Ящики для посадки семян и рассады.

      Муляжи овощей и фруктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсии в природу для экологического воспитания дошкольников

План:1. Значение экскурсий в природу для экологического    воспитания дошкольников……………………………………………………..32. Виды экскурсий……………………………………………………………….53. Подготовка воспитателя к про...

Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...

"Роль природы в экологическом воспитании дошкольников"

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни....

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников.

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников....