консалтинг в образовательной деятельности
консультация
В «Современной экономической энциклопедии» под редакцией Г. Вечканова консалтинг определен как вид деятельности специальных компаний, консультирующих предприятия по широкому кругу вопросов хозяйственной деятельности, конъюнктуре рынка, методам ведения бизнеса, адаптированным к современным условиям, практике управления, обоснованию выбора адекватных управленческих решений [3]. К. Макхэм, известный английский специалист в области управленческого консультирования, считает, что это прикладная наука, опирающаяся на экономику, теорию управления, теорию игр, факторный анализ, математическую статистику, корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование, социологию, психологию и ряд других [8].
Обычно выделяют два основных подхода к определению понятия «консультирование». В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Примером может служить определение, которое дает Ф. Стееле: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» [9]. Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно определению, данному Л. Грейнером, «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений» [9]. Эти два подхода взаимодополняют друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsalting_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
В «Современной экономической энциклопедии» под редакцией Г. Вечканова консалтинг определен как вид деятельности специальных компаний, консультирующих предприятия по широкому кругу вопросов хозяйственной деятельности, конъюнктуре рынка, методам ведения бизнеса, адаптированным к современным условиям, практике управления, обоснованию выбора адекватных управленческих решений [3]. К. Макхэм, известный английский специалист в области управленческого консультирования, считает, что это прикладная наука, опирающаяся на экономику, теорию управления, теорию игр, факторный анализ, математическую статистику, корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование, социологию, психологию и ряд других [8].
Обычно выделяют два основных подхода к определению понятия «консультирование». В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Примером может служить определение, которое дает Ф. Стееле: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» [9]. Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно определению, данному Л. Грейнером, «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений» [9]. Эти два подхода взаимодополняют друг друга.
Еще одно определение было предложено Р. Метцгером: «Управленческий консалтинг – это независимая и объективная услуга, предоставляемая квалифицированным персоналом клиенту, чтобы помочь ему выявить и проанализировать проблемы в области управления и возможности их решения. Консультанты также рекомендуют пути решения проблем, предлагая осуществление определенных действий, и по мере надобности участвуют в их реализации. В целом консультанты по управлению помогают осуществлять конструктивные изменения в государственном и частном секторах» [9].
Прежде чем приступить к анализу управленческого консалтинга, ответим на вопрос: почему практически весь спектр консалтинговых услуг, которыми занимаются крупнейшие консалтинговые и аудиторско-консалтинговые организации, включается обычно в такую, казалось бы, неконкретную категорию, как управление? Что же в таком случае следует понимать под управленческим консалтингом?
Управленческий консалтинг направлен на помощь в решении совокупности проблем, связанных с организацией управления сложными системами в различных сферах деятельности. Именно поэтому потребность в управленческом консалтинге возникает в случае намечаемых изменений в деятельности организации, ухудшения общих результатов этой деятельности (включая кризисные ситуации) либо неясности перспектив дальнейшей работы. Сложность возникающих при этом проблем ведет к тому, что консультирование носит многофункциональный и междисциплинарный характер. Работа консультанта направлена на анализ технологических, экономических, финансовых, юридических, социопсихологических, политических и других аспектов деятельности организации. Основываясь на результатах своего анализа, консультант получает возможность сформулировать рекомендации, касающиеся основных целей, деловой политики и стратегии общего планирования, структуры и контроля за работой организации.
На основе предварительного обследования организации консультант может дать рекомендации по оптимизации разделения обязанностей между работниками, делегированию полномочий, распределению сотрудников по отделам с одновременным уточнением задач, которые должно решать каждое подразделение. Консультируя по вопросам управления человеческими ресурсами, консультанты могут оказать помощь в решении задач регулирования отношений в коллективе и использовании происходящих изменений для повышения эффективности деятельности организации.
Помощь консультанта может быть использована также для организации эффективных систем принятия решений и контроля, управления информацией, в том числе системы принятия решений, мобилизуемой при работе в кризисных ситуациях. В настоящее время антикризисное консультирование приобретает особое значение. Тем самым деятельность консультанта способствует созданию достаточно устойчивой и гибкой основы, позволяющей организации работать весьма эффективно и продуктивно.
Особую актуальность в современных условиях приобретают для организации консалтинг в области информационных технологий и информационных услуг, разработка и внедрение информационных систем. Немаловажным моментом в деятельности организации является решение вопросов, связанных с разработкой маркетинговой политики, созданием и поддержанием его имиджа. Обостряющиеся конкурентные отношения не позволяют не обращать внимания на потребности и запросы потенциальных клиентов и потребителей товаров и услуг. Актуальным становится расчет перспективности той или иной услуги или вида деятельности.
В рыночной экономике консалтинг выступает в форме предпринимательской деятельности (бизнеса). Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений называют в этом случае термином «менеджмент-консалтинг» или «управленческое консультирование».
Консалтинг в образовании имеет свои особенности, обусловленные
спецификой рассматриваемой области. С одной стороны, сами
образовательные структуры оказывают услуги консалтингового характера
различным организациям и группам населения, с другой – эти структуры и
отдельные работники образовательной сферы могут быть потенциальными
потребителями консалтинга в сферах профессионального роста и
личностного развития, ресурсного обеспечения учебного процесса и научных
исследований, позиционирования на рынке образовательных услуг и пр.
Образовательные структуры, оказывающие консалтинговые услуги: высшие учебные заведения, научно-образовательные центры, агентства.
Виды консалтинговых услуг в сфере образования:
- помощь в разработке программ развития школ, колледжей, вузов
посредством корпоративного, группового и индивидуального
консультирования и обучения; - осуществление инновационных разработок в области образования
детей и взрослых в рамках государственного заказа и по контрактам с
различными фирмами; - проведение различных видов диагностики и локальных социально - педагогических исследований для научно-методических центров,
образовательных учреждений инновационного типа и экспериментальных площадок с целью обобщения опыта работы и определения перспективных
направлений развития; - содействие в обобщении и представлении результатов опытной и
экспериментальной работы в области образования, в том числе
корпоративного обучения и дистанционных технологий; - психолого-педагогический аудит и независимая гуманитарная
экспертиза технологий и средств обучения; - информационная поддержка в оформлении заявок на гранты в сфере
образования и различных областях наук; - помощь учащимся различного возраста (и при необходимости – их
родителям и другим членам семьи) в выборе образовательных маршрутов и
решении проблем, связанных с трудностями в обучении; - реализация различных программ повышения квалификации для
сотрудников, в том числе организация индивидуальных и групповых
стажировок и подготовка тьюторов; - услуги по научно-методическому сопровождению исследований в
различных областях наук; - помощь в разработке издательских проектов, создании и
предиздательской подготовке научных и научно-методических текстов; - разработка информационных ресурсов, в том числе Интернет-сайтов,
по вопросам образования и просвещения; - научная, методическая и организационная помощь в проведении
конференций по проблемам образования; - консультации в области образовательного и трудового
законодательства; - помощь представителям национальных диаспор в адаптации к
условиям российского (зарубежного) обучения.
Управленческий консалтинг в сфере образования в настоящее время
направлен на решение следующих задач:
- разработка стратегии образовательной организации, консультации по созданию попечительского совета образовательной организации, переходу в статус автономной организации, формированию фонда целевого капитала и т.д.;
- формирование более адекватной организационной структуры, оптимизация процессов на основе применения автоматизированных и информационных систем;
- совершенствование системы аттестации и стимулирования сотрудников и преподавателей;
- помощь в урегулировании конфликтных и нестандартных ситуаций в образовательной системе или организации.
Помимо собственно образовательных организаций и консалтинговых компаний, обслуживающих широкий спектр экономических отраслей, сегодня формируется ещё один тип консалтинговых фирм, специализирующихся на консалтинговых услугах, связанных с образованием. Они ориентированы на работу с персоналом и создание
корпоративных обучающих ресурсов, а также тренинги для различных групп
населения. Такие фирмы интегрируют образовательные и консалтинговые
услуги, образуя специфический сектор в сфере консалтинга и в сфере
образования.
Управленческое консультирование в образовательной сфере – это предоставление руководителю образовательной организации совокупности услуг, связанных с интеллектуальной профессиональной деятельностью консультанта/ов, направленных на удовлетворение потребностей субъектов образовательного процесса и совершенствование управленческих процессов в организации.
Данное консультирование можно рассматривать как особую сферу услуг, что является необходимой составляющей инфраструктуры рыночной экономики. Оно помогает руководителям анализировать и решать задачи, которые ставятся перед организациями внешними и внутренними требованиями, а также перенимать уже имеющийся опыт работы.
Анализ консалтинговых услуг в сфере управления образованием
Вид консалтинговой услуги | Цель | Содержание | Ожидаемые результаты |
Педагогическая | Выявить и осознать актуальные проблемы развития образовательной организации, найти новые идеи, оценить собственные возможности, угрозы и ограничения, разработать проекты изменений в образовательной организации. | 1) Проводить разного рода обучающие, развивающие и диагностические мероприятия на базе современных образовательных технологий. 2) Контролировать, чтобы члены педагогического коллектива своевременно проходили курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 3) Проводить рефлексию деятельности по различным аспектам модернизации образования. 4) Проводить анализ итогов. | Качественное выполнение педагогами своей работы согласно современным требованиям, приобретение новых компетенций, возможность применить педагогами полученных знаний, навыков и умений в своей профессиональной деятельности, требуемых для осуществления современных стандартов образования. |
Исследовательская | 1) Критически анализировать проблемные ситуации, возможности и угрозы. 2) Оценивать различные альтернативы. | 1) Обнаруживать противоречия и проблемы. 2) Построить «Дерево проблем» и определить приоритеты в их решении. | Разработанные рекомендации и принятые оптимальные решения, адекватные каждой конкретной ситуации в образовательной организации. |
Информационно- | Предоставить актуальную информацию, помогающую принимать решения по проблемам развития образовательной организации. | 1) Собирать, анализировать и синтезировать информацию о факторах внутренней и внешней среды объекта консультационной деятельности. 2) Собирать информацию о стратегии модернизации образования. 3) Анализировать специфику образовательной организации и пути осуществления государственной политики в области образования. 4) Собирать, анализировать и оценивать эффективность альтернативных решений, проектов, результатов деятельности образовательной организации. | Сформированная теоретическая и практическая информационная база для разрешения проблем развития и модернизации процесса образования в образовательной организации. |
Проектировочная | Поставить цели и спроектировать различные формы взаимодействия руководства и коллектива образовательной организации. | 1) Построить тактическое и стратегическое «Дерево целей». 2) Спроектировать процессы развития образования. 3) Разработать проекты, программы и планы деятельности педагогического и ученического коллективов образовательной организации. | Сформированная база конкретных рекомендаций и технологических карт деятельности образовательной организации. |
Организационно- | 1) Определить и реализовать корпоративную и конкурентную стратегию образовательной организации. 2) Контролировать деятельность структурных подразделений и групп сотрудников образовательной организации, задействованных в процессе модернизации образовательных систем. | 1) Разработать комплекса мероприятий операционного характера, функциональных стратегий. 2) Управлять проектами на фазе их планирования и подготовки. 3) Координировать деятельность в ходе проекта. 4) Создавать команды, творческие группы, организовывать их деятельность для реализации конкретных проектов, работ, связанных с модернизацией образования. 5) Мотивация персонала на участие в инновационных образовательных процессах. | 1) Сформированные оптимальные кадровые ресурсы для осуществления новых проектов. 2) Сформированные оптимальные информационно-методические условия для осуществления проектов. 3) Сформированная предметная развивающая образовательная среда и материальные условия. |
Проект №2. Разработка системы управленческо - педагогического консультирования в образовательной организации: цель, направления, основные мероприятия, ожидаемые результаты.
Управленческое консультирование – это один из видов квалифицированной помощи со стороны, результативность которого зависит от многих конкретных обстоятельств: степени квалифицированности консультантов, отношения к ним руководителей ОУ, возможностей педагогического коллектива, степени взаимопонимания и взаимосодействия консультантов, руководителей ДОУ, педагогов.
Основная цель управленческой деятельности направлена на увеличение степени самостоятельности педагога, формирование у него умения осознавать и решать возникающие в профессиональной деятельности затруднения и препятствия. Объектом управленческой деятельности должны стать сами затруднения, личностные препятствия в деятельности педагога. Задачи управленческой деятельности: развить позитивную Я – концепцию, научить педагогов самостоятельно принимать решения и осуществлять рефлексию.
Задачи:
- помощь в формировании и развитии образовательной среды, обеспечивающей эффективные пути разработке рекомендаций по их реализации;
- помощь выявлению управленческих проблем и решения учебно-воспитательных задач;
- содействие повышению педагогического мастерства;
- помощь в определении содержания управленческой культуры педагогических кадров;
- осуществление сотрудничества с педагогическими коллективами ДОУ в режим саморазвития на научно-профессиональной основе;
- осмысление содержания и разработке технологий внедрения в педагогический взаимодействия;
- участие в построении продуктивного процесса инноваций и нововведений.
Основные направления деятельности:
- Предметно-методический сервис,
- Мониторинговый сервис,
- Маркетинговый сервис ,
- Информационный сервис,
- Экспертный сервис (научно-методический аудит),
- Библиотечно-методический сервис.
Ожидаемый результат: переход от прямого управления процессом (консультации, беседы) к косвенному, когда администрация ДОУ несет ответственность за процесс, а педагог отвечает за намерения и действия.
Добиться реализации поставленной цели можно через осуществление следующих мероприятий:
1.Диагностика профессиональных затруднений | ||
Мероприятие | Содержание | Комментарий |
Определение профессиональных затруднений педагогов | Наблюдение НОД, мероприятий, анализ справок, сообщений педагогов , материалов НОД, тестирование и анкетирование педагогов | Результаты диагностики позволят определить тип затруднения. Типы затруднений: 1.типичное (общее) для педагогов школы; 2.типичное (общее) для группы педагогов школы; 3.наиболее значимое для данного педагога (более всего влияет на его результаты труда. Профессиональные затруднения первого типа решаются в процессе работы над методической темойДОУ, подготовки и проведения педагогических советов. Затруднения второго типа устраняются в процессе работы во временной творческой группе. Снять затруднения третьего типа можно только в процессе самообразования педагога. |
Анализ выявленных затруднений. | Выявление: а) группы затруднения (личностная, организационная, методическая); б)плоскости проблемы (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); в)уровня затруднения (временное, хроническое, кризисное) | |
Создание плана решения проблемы | Предварительный диалог. Выбор метода преодоления профессионального затруднения (поэтапное обучение деятельности,; побуждение, совет; одобрение, переживание успеха; переубеждение). | |
2.Включение членов педагогического коллектива в процесс управления инновациями | ||
Создание проектных групп, нацеленных на выполнение социально значимого для конкретного ОУ заказа. | Руководство проектом осуществляется на принципах соуправления команды и администрации. В принятии решений и постановке новых целее образовательного проекта принимают участие все члены проектных команд | В основу управления инновационным процессом положен коллегиальный стиль, повышение управленческой культуры, мотивированность на инновации всего педагогического коллектива. |
Организация педагогами новаторами Консалтингового центра. | Основными направлениями деятельности консалтингового центра являются: трансляции педагогического опыта по использованию образовательных технологий . Оказание консалтинговых услуг по освоению и использованию образовательных технологий . Центр может работать на трех уровнях: для участников Консалтингового центра; для педагогов учреждения образования; для педагогов района. | Такая значимая методическая организация в системе методической службы ДОУспособна оказывать действенную помощь администрации по управлению инновационными процессами. |
3. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
Программа развития инновационного потенциала педагогического коллектива является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности
.
I этап. Изучение готовности педагогов к инновационной деятельности | ||
Цель этапа: выявление степени готовности педагогического коллектива к освоению новшеств | Содержание деятельности | Ответственный |
Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива | Администрация ДОУ | |
II этап. Подготовка педагогов к внедрению инноваций | ||
Цель этапа: обобщение и распространение имеющегося инновационного опыта педагогов ОУ, обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. | 1.Создание информационного поля: формирование банка инноваций; обеспечение педагогов ДОУ литературой по развитию и нновационного потенциала; проведение семинаров, мастер-классов по актуальным проблемам. 2.Выявление основных направлений инновационной деятельности 3.Выбор педагогами инновационных проектов, участие в которых позволило бы развить инновационный потенциал | Методический совет. |
III этап. Создание инновационной среды в коллективе. | ||
Цель этапа: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению инноваций. |
Консалтингового центра). 2.Повышение профессионального мастерства педагогов через систему постоянно действующих семинаров, мастер-классов, круглых столов. 3.Развитие проектно-исследовательских умений педагогов через семинары – практикумы, действующие на базе школьного Консалтингового центра, сетевые сообщества педагогов , сотрудничество с другими ДОУ 4. Организация взаимодействия НОД, презентации проектов, творческих отчетов, ярмарок педагогических идей и т.д. 5. Стимулирование педагогов к инновационной деятельности: материальное поощрение педагогов – премии за проведённое методическое мероприятие, участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференциях, конкурсах различного уровня и т.д. Доплаты за участие в инновационной, экспериментальной деятельности. 2. Моральное поощрение. Предоставление к наградам. 6.Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, привлечение педагогов к принятию управленческих решений. 7.Постепенное изменение характера нововведений: от локальных, до комплексных, касающихся всех сторон деятельности ДОУ. 8.Акцент в деятельности методической службы на экспериментальную работу. | Администрация ДОУ , руководители проектных, творческих объединений, педагоги |
IV этапа. Аналитический. | ||
Выявление проблем, сопутствующих процессу инновационного развития, и поиск путей их решения. | 1.Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. 2.Установление причин несоответствия желаемого и реального уровней развития инновационной среды. 3.Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала. | Администрация ДОУ, педагогический коллектив. |
Предлагаемая модель методической службы способна трансформировать статус общеобразовательного учреждения инновационного типа в обучающуюся организацию. Обучающаяся организация, это организация, которая создает условия для постоянного обучения и совершенствования мастерства всех своих работников и в результате сама также находится в процессе постоянного самосовершенствования. Только в такой организации может иметь место эффективная реализация ФГОС нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»
1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"
Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Грибная пора" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Речевое развитие", "Познавательное развитие"/средняя группа/
Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в среднем дошкольном возрасте, по теме ознакомления познавательной и речевой деятельности....
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...