Метод проектов - как средство формирования математического развития дошкольников
консультация

Калугина Ольга Сергеевна

Метод проектов - как средство формирования математического развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

        Консультация для педагогов 

 

 

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

(А.Маркушевич)

Аннотация: Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Ключевые слова: метод проектов, технологии, математическое развитие дошкольников, работа с родителями, развитие познавательной сферы.

Одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В период работы над проектом происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества у дошкольника. Коллективная работа в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Используя метод проектов, дошкольники нашего детского сада научились строить свою деятельность совместно с другими ребятами, добывать знания, необходимые для выполнения того или иного проекта. Таким образом, разрешая свои жизненные задачи, они, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, получили необходимые знания по математике.

Метод проектов по математике позволил развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Дети развиваются интеллектуально, оттачивается ум ребенка, развивается гибкость мышления, логика, формируется память, внимание, воображение, речь.

Метод проектов по математике в ДОО используется с 2015 года. В средней группе был проведен творческий, долгосрочный проект «Ознакомление с геометрическими фигурами через геометрические игры». В течении всего времени дети знакомились с математическим играми с геометрическим материалом. При содействии с семьями были изготовлены материалы для игр (объемные и плоские фигуры), альбомы «Игры со счетными палочками», «Составь рисунок», «Танграмм», «Поезд геометрических фигур». Было проведено занятие-путешествие «Математика на прогулке» (изучив, где нам может встретиться математика, мы с детьми применили свои знания на улице).

В течении всего времени ребята знакомились с новыми играми, закрепляли знания, полученные ранее, развивали логическое мышление, умение видеть. Дети поняли, что математика – это не только цифры и числа.

В старшей группе был проведен проект средней продолжительности

«Неделя познания». В рамках этого проекта дети  вместе с воспитателем осуществляли знакомство с математическими понятиями в контакте с другой возрастной группой. К ним в гости приходили такие математические герои, как «Точка», «Линейка» и «Карандаш», «Линии». Они помогали ребятам узнавать о новых понятиях, закреплять материал, учиться самостоятельно делать выводы, ответить на вопросы: «За чем нам нужны в математике линейка и карандаш?», «Как нам помогают точка и линия?». В группе создан лэпбук «Математика вокруг нас».  С        родителями        были        изданы        газеты        «Математическое волшебство», «Страна математики».

Метод проектов позволил овладевать элементарными математическими представлениями привлекательно, ненавязчиво, радостно.

Используя в работе  математические проекты, я убедилась, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень в организации математического развития старших дошкольников, позволяет: рационализировать формы преподнесения информации; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к математической информации; активизировать познавательную математическую деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В заключение можно сделать вывод: применение метода проектов позволяет развивать познавательные способности и познавательный интерес, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста по математическому развитию. Развивая познавательный интерес и познавательные способности, креативное мышление мы закладываем успешное обучение ребенка в школе.

Литература

     

1.Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: Аркти, 2003

2.Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.:ТЦ Сфера, 2010 - 128 стр. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3.И.А.Урмина, Т.А.Данилина. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Линка-Пресс,  2009   

4.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

5.В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»// Центр педагогического образования,2012;

6.Журнал «Дошкольная педагогика» №1-2010//Детство-Пресс;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников

Палочки Кюизенера - уникальный материал в плане предматематической подготовки детей.Предназначены дя обучения математике и развитию логического мышления....

"Метод проекта как средство формирование социальной компетентности "

Формирование основ социальной компетентности дошкольника через проектную деятельность в детском саду...

консультация для воспитателей на тему: " Игра как средство формирования математических представлений дошкольников".

Математика относится к абстрактным наукам, поэтому, чтобы ее понимать необходимо развитое логическое мышление. У детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, т.е. осно...

Развивающая игра как средство формирования математических представлений дошкольников

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение,...