Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников
консультация по теме
Палочки Кюизенера - уникальный материал в плане предматематической подготовки детей.Предназначены дя обучения математике и развитию логического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Уникальными, в плане предматематической подготовки, являются палочки Кюизенера, разработанные в Бельгии, палочки предназначены для обучения математике и развития логического мышления и используются педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с 3-х лет и заканчивая старшими классами школы, настолько палочки многофункциональны. Основная особенность этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки являются инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Особо ценным и уникальным считаю использование палочек для формирования понятия состава числа из двух меньших единиц, что в итоге облегчает обучение сложению и вычитанию. Принцип наглядности в этом случае получает наивысшую реализацию.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для умственного математического развития детей. Наиболее простые упражнения можно предлагать детям с 3-х лет.
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Упражнения должны предлагаться в игровой форме. Индивидуальные упражнения необходимо чередовать с коллективными. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по–другому, одобряя правильные действия и суждения детей.
Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для матрешки, починить забор и т.д.) для младших и средних детей. А для старших в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, скажет, положит).
В процессе выполнения заданий используются инструкция (целостная для старших и расчлененная для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные ответы детей о выполнении задания, контроль, оценка. Примерная подборка игр с палочками представлена в таблице, которая может быть расширена и дополнена в процессе новых наработок. Дети с удовольствием придумывают сами новые игры и головоломки с палочками, а так же используют палочки в сюжетных играх, где фантазия детей, поистине, безгранична. Опыт работы с детьми по использованию данного дидактического материала в течении двух лет позволил отметить значительное повышение уровня математических представлений детей.
В процессе работы с палочками развиваются все психические процессы:
- прежде всего – восприятие;
- все функции мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование);
- зрительная и слуховая память;
- внимание;
- воображение;
- речь;
Дети учатся рассуждать, аргументировать свой выбор. Развивается умение работать в коллективе. При работе с данным дидактическим пособием развивается произвольность, как психических процессов, так и поведения, что в дальнейшем обеспечит успешное обучение в школе.
Основные дидактические задачи | Способы реализации с помощью палочек Кюизенера (возможные варианты мотивации) |
Сенсорное восприятие цвета и | Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики. * |
Сравнение по величине, длине, | Поезд с вагончиками*. Угадай какую палочку спрятала, если она длиннее красной, но короче чёрной и т.п. «Коврики» - с заданными параметрами цвета, размера, формы. Придумывание своих узоров. Различные заборчики: высокие, низкие, «сломанные» - восстановить недостающие звенья. Моделирование различных геометрических фигур. |
Соотношения цвет-длина-число | Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п. |
Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,< | Строительство лесенок*(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня». |
Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий | «Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа. «Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов» «Как зверята играли в числа». |
Понятия четных и нечётных чисел. | Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел |
Использование палочек, как мерки. Речевые умения. | Измерение различных предметов, обсуждение результатов. «Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации. |
Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.
Развитие творческих способностей, самостоятельности.
| Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п. Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание вопросов друг другу. Создание своих сюжетов. Придумывание рассказов, сказок. Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу. Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п. Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде? Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».
Мастер-класс "Палочки Кюизинера как средство развития математических представлений дошкольников"...
«Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников
laquo;Палочки Кюизенера как средстворазвития математических представленийдошкольников...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников». Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников»....
Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».
Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...
- Мне нравится (1)