Консультация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АПРОБАЦИИ, ВНЕДРЕНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДОО"
консультация

Галкина Мария Ивановна

Разработанная модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО показывает механизм перевода управленческой деятельности на инновационный уровень и включает следующие компоненты:

  • совокупность управленческих функций с новшествами;
  • структуру профессиональной подготовленности руководителя ДОО в данной области;
  • алгоритм внедрения инноваций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АПРОБАЦИИ, ВНЕДРЕНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДОО

Ключевые слова: идеи развития ДОО, управленческие инновации, инновационная управленческая деятельность, педагогическое проектирование, новация, инновация, рутинизация нововведений.

Сегодня заведующий детским садом – это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. Управленческая деятельность служит источником существования, саморазвития, самореализации руководителя ДОО, требует специальных управленческих знаний и умений, профессионально-личностных качеств.

Выявление общих понятий теории управления и экономики в области инноваций позволили уточнить термин «управленческие инновации» и теоретически обосновать новое понятие «инновационная управленческая деятельность» руководителя.

Управленческие инновации – целенаправленные изменения, связанные с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления заведующего дошкольным учреждением, что приводит к развитию системы управления ДОО. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОО, которая приобретает инновационный характер.

Инновационная управленческая деятельность – это деятельность руководителя по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного учреждения.

В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

Режим динамичного функционирования ДОО обеспечивается методами делового администрирования, а чтобы войти в режим инновационного развития, необходимо перейти к элементам инновационного управления организацией.

Разработанная модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО показывает механизм перевода управленческой деятельности на инновационный уровень и включает следующие компоненты:

  • совокупность управленческих функций с новшествами;
  • структуру профессиональной подготовленности руководителя ДОО в данной области;
  • алгоритм внедрения инноваций.

Рассмотрим ниже предложенную модель инновационной управленческой деятельности руководителя [4]

Руководитель ДОО

Управленческий цикл

Управленческая деятельность

Профессиональная готовность к управленческой деятельности

  • Педагогический анализ

Алгоритм внедрения инноваций

  • Профессионально-личностные качества
  • Планирование
  • Организация
  • Профессиональные знания об управлении
  • Руководство (мотивация)
  • Контроль
  • Комплекс управленческих умений

  • Выявление проблемной ситуации

  • Анализ среды через маркетинговые исследования

Методическая литература

  • Поиск или самостоятельное создание новшества

Информационный банк управленческих инноваций

  • Принятие решения об освоении управленческого нововведения

  • Внедрение (освоение) управленческих инноваций

Управленческие функции с инновациями

Инновационная управленческая деятельность

Профессиональная готовность в области инновационного менеджмента

Распространение, рутинизация нововведений

  • Знания о сущности инноваций

  • Инновационные и управленческие умения

  • Эмоционально-ценностное отношение к инновациям

  • Профессионально-личностные качества руководителя-инноватора

Остановимся на каждом компоненте модели.

В основе модели лежит управленческий цикл, представленный управленческими функциями (см. таблицу):

  • Педагогическим анализом
  • Планированием
  • Организацией
  • Руководством
  • Контролем

Рассмотрим пример.

В каждую педагогическую функцию ввели управленческие инновации.

Управленческий цикл

Управленческие инновации

Педагогический анализ

Самоанализ управленческой деятельности заведующего, организация и проведение маркетинговых исследований

Планирование

Проектный метод

Организация

Создание матричных (творческих) групп из педагогов для решения задач по внедрению инноваций в воспитательно-образовательный процесс ДОО

Руководство (мотивация)

Делегирование заведующим некоторых своих полномочий вновь созданным творческим группам; использование стимула карьерного роста как нового психолого-педагогического метода управления

Контроль

Использование педагогического мониторинга

Содержание управленческих инноваций связано с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления заведующего дошкольным учреждением.

Включение в функции инноваций осуществляется на основе разработанного алгоритма действий:

  • выявление проблемной ситуации;
  • анализ внутренней и внешней среды через маркетинговые исследования
  • поиск или самостоятельное создание новшества
  • принятие решения об освоении конкретного управленческого нововведения
  • внедрение (освоение) управленческих инноваций

Благодаря этому осуществляется переход сложившейся управленческой деятельности на инновационный уровень, затем происходит распространение и рутинизация нововведения.

Заведующий ДОО должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Прежде руководителю необходимо выделить проблемы, актуальные конкретно для его ДОО, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

  • Что мы имеем, каких результатов достигли?
  • Что нас не удовлетворяет в работе?
  • Что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями?
  • Какие результаты хотим получить?

Затем, предложить выстроить конкретные задачи – «дерево целей» [1, с. 6]

Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?

Какую цель мы ставили при организации (методической) работы в ДОО?

Как изменим развивающую предметно-пространственную среду?

(Конкретные задачи…..)

Можно провести анкетирование «Как вы относитесь к предлагаемому новшеству?»

Считаю бесполезным

Есть интерес

Есть сомнения в необходимости использования

Есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике

Есть сомнения в возможности применения

Затрудняюсь ответить

Свой ответ

Порядок действий руководителя ДОО по внедрению инноваций [2, с. 26]

  1. Зарождение инноваций
  2. Подготовка инноваторов
  3. Разработка и проектирование новшества
  4. Опытно-экспериментальная проверка
  5. Многократное повторение новшества
  6. Отработка рекомендаций
  7. Включение инновации в повседневную практику
  8. Рутинизация /тиражирование

Рассмотрим управленческие действия руководителя ДОО на каждой из стадий инновационного процесса


Стадии инновационного процесса

Управление инновационным процессом

  1. Зарождение инноваций

1.1.Осознание потребности в определении возможностей

Выявление проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей: микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым. Формирование потребности в изменениях.

1.2.Поиск соответствующего новшества

Организация творческих групп воспитателей и специалистов, распределение между ними функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта

  1. Выбор инноваций

Детальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности, времени для внедрения, нормативно-правовой базы и т.д.

  1. Подготовка инноваторов

Отбор участников творческих групп на добровольной основе. Обучение участников творческих групп

  1. Разработка и проектирование новшества

3.1. формулировка цели

3.2. разработка содержания

3.3. определение критериев оценки инноваций

Внесение изменений в учебный план, проведение семинаров, составление программы опытно-экспериментальной работы

  1. Опытно-экспериментальная проверка

Организация, контроль за ходом работы, внесение корректив в программу. Информирование коллектива о ходе работы. Методическая помощь, психологическая поддержка

  1. Многократное повторение новшества на разных объектах

Расширение сферы повторения

  1. Отработка рекомендаций

  1. Включение инноваций в повседневную практику

  1. Рутинизация – широкое использование на практике

Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения проходит последовательно несколько ступеней своего развития. Традиционно он осуществляется в четырех фазах проектирования, развития и управления:

  • концепция проекта;
  • разработка;
  • реализация;
  • завершение проекта.

Рассмотрим конкретнее содержание деятельности в процессе каждой из фаз проектирования.

  1. Разработка идеи или концепции.
  • Выявление проблемных ситуаций в образовательном процессе, управлении, педагогическом коллективе и др.
  • Предварительное обследование, диагностики.
  • Выявление потребности в изменениях (проекте).
  • Определение результата (цели, задачи, результаты, основные требования, ограничительные условия, критерии, уровень риска, окружение проекта, потенциальные участники, требуемое время, ресурсы, средства и др.).
  • Представление предложений.
  • Консультации.
  • Утверждение концепции.
  1. Разработка.
  • Определение и назначение руководителя проекта и формирование команды (рабочей группы).
  • Установление контактов ключевых участников (возможно, партнеров или родительской общественности ДОО) и совместное обсуждение целей проекта.
  • Разработка основного содержания (конечные результаты, структура, основные работы, требуемые ресурсы).
  • Структурное планирование (календарные планы и графики работы, смета и бюджет или опора на имеющиеся ресурсы; процедуры управления и контроля).
  1. Реализация.
  • Организация выполнения работ по проекту.
  • Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников.
  • Ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды.
  • Детальное проектирование.
  • Оперативное планирование работ.
  • Установление системы информационного контроля за ходом работ (в том числе за их материально-техническим обеспечением), предусмотренных проектом.
  • Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг динамики, оперативный контроль, решение возникающих проблем и задач.
  1. Завершение.
  • Планирование процесса завершения проекта.
  • Подготовка документации, презентации.
  • Предъявление результатов педагогическому сообществу.
  • Оценка результатов и подведение итогов.
  • Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.
  • Рефлексия команды проекта.

В процессе перехода образовательного учреждения в режим внедрения инноваций, необходимо осознание важности, неизбежности будущих преобразований, а также формирование проектной команды идейных сторонников из педагогического коллектива, членов родительского коллектива и социальных партнеров детского сада, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

Источники идей развития ДОО [2, с.23]

Идеи развития – мысли, предложения о том, как реорганизовать деятельность дошкольного учреждения, как использовать реально существующие возможности для его обновления.

Источниками идей развития ДОО являются:

  • потребности жителей микрорайона (спец. заказ);
  • директивные и нормативные документы органов власти и управления;
  • достижения современной педагогики, психологии, социологии, возрастной физиологии;
  • массовый педагогический опыт и достижения воспитателей, специалистов собственного детского сада;
  • творческий поиск руководителей детского сада ( в т.ч. изучение литературы, экспериментирование, «мозговые штурмы», деловые игры и т.п.);
  • материалы по итогам работы педагогического коллектива ДОО за прошедший год;
  • печатные издания: газеты, журналы, книги.

Показатели оценки идей развития

  • Актуальность
  • Результативность
  • Творческая новизна
  • Методическая разработанность
  • Потенциальные возможности
  • Возможное сопротивление нововведению
  • Время, необходимое для освоения
  • Финансы, материально-техническое обеспечение
  • Организация проекта

Используемая литература:

  1. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – Методическое пособие. – М.,, изд-во Аркти, 2010.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОО. – Методическое пособие. – Изд-во ТЦ Сфера, М., 2005.
  3. Львова Л.С.Инновации педагогического проектирования в ДОО// Основы педагогического менеджмента, 2012. – № 5. - С. 32-43.
  4. Кузнецова Е.Б. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ// Основы педагогического менеджмента, 2010. – №2. – С. 8-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"

В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....

Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения

Создание  современной  системы  дошкольного  образования,  ориентированного  на  полноценное  развитие  личности  каждого  ребенка, выдвигает...

Внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения

Внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения...

консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"

Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...

15.05.2020 Консультация для педагогов "Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ"

Консультация для педагогов"Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ"Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации...

Консультация для воспитателей - Специфика использования технологии проектирования в ДОУ

Презентация подготовлена в соответствии с темой консультации для воспитателей ДОУ и раскрывает ключевые понятия "проект"/ "проектирование", виды проектов в ДОУ в соответствии с ФГО...

Консультация для педагогов " Использование технологии проектирования в экологическо воспитании дошкольников"

проектный  метод в детском саду является развитием свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные н...