Консультация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АПРОБАЦИИ, ВНЕДРЕНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДОО"
консультация
Разработанная модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО показывает механизм перевода управленческой деятельности на инновационный уровень и включает следующие компоненты:
- совокупность управленческих функций с новшествами;
- структуру профессиональной подготовленности руководителя ДОО в данной области;
- алгоритм внедрения инноваций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АПРОБАЦИИ, ВНЕДРЕНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДОО | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АПРОБАЦИИ, ВНЕДРЕНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДОО
Ключевые слова: идеи развития ДОО, управленческие инновации, инновационная управленческая деятельность, педагогическое проектирование, новация, инновация, рутинизация нововведений.
Сегодня заведующий детским садом – это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. Управленческая деятельность служит источником существования, саморазвития, самореализации руководителя ДОО, требует специальных управленческих знаний и умений, профессионально-личностных качеств.
Выявление общих понятий теории управления и экономики в области инноваций позволили уточнить термин «управленческие инновации» и теоретически обосновать новое понятие «инновационная управленческая деятельность» руководителя.
Управленческие инновации – целенаправленные изменения, связанные с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления заведующего дошкольным учреждением, что приводит к развитию системы управления ДОО. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОО, которая приобретает инновационный характер.
Инновационная управленческая деятельность – это деятельность руководителя по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного учреждения.
В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
Режим динамичного функционирования ДОО обеспечивается методами делового администрирования, а чтобы войти в режим инновационного развития, необходимо перейти к элементам инновационного управления организацией.
Разработанная модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО показывает механизм перевода управленческой деятельности на инновационный уровень и включает следующие компоненты:
- совокупность управленческих функций с новшествами;
- структуру профессиональной подготовленности руководителя ДОО в данной области;
- алгоритм внедрения инноваций.
Рассмотрим ниже предложенную модель инновационной управленческой деятельности руководителя [4]
Руководитель ДОО | ||
Управленческий цикл | Управленческая деятельность | Профессиональная готовность к управленческой деятельности |
| Алгоритм внедрения инноваций |
|
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
| ||
Методическая литература |
| Информационный банк управленческих инноваций |
| ||
| ||
Управленческие функции с инновациями | Инновационная управленческая деятельность | Профессиональная готовность в области инновационного менеджмента |
Распространение, рутинизация нововведений |
| |
| ||
| ||
|
Остановимся на каждом компоненте модели.
В основе модели лежит управленческий цикл, представленный управленческими функциями (см. таблицу):
- Педагогическим анализом
- Планированием
- Организацией
- Руководством
- Контролем
Рассмотрим пример.
В каждую педагогическую функцию ввели управленческие инновации.
Управленческий цикл | Управленческие инновации |
Педагогический анализ | Самоанализ управленческой деятельности заведующего, организация и проведение маркетинговых исследований |
Планирование | Проектный метод |
Организация | Создание матричных (творческих) групп из педагогов для решения задач по внедрению инноваций в воспитательно-образовательный процесс ДОО |
Руководство (мотивация) | Делегирование заведующим некоторых своих полномочий вновь созданным творческим группам; использование стимула карьерного роста как нового психолого-педагогического метода управления |
Контроль | Использование педагогического мониторинга |
Содержание управленческих инноваций связано с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления заведующего дошкольным учреждением.
Включение в функции инноваций осуществляется на основе разработанного алгоритма действий:
- выявление проблемной ситуации;
- анализ внутренней и внешней среды через маркетинговые исследования
- поиск или самостоятельное создание новшества
- принятие решения об освоении конкретного управленческого нововведения
- внедрение (освоение) управленческих инноваций
Благодаря этому осуществляется переход сложившейся управленческой деятельности на инновационный уровень, затем происходит распространение и рутинизация нововведения.
Заведующий ДОО должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Прежде руководителю необходимо выделить проблемы, актуальные конкретно для его ДОО, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
- Что мы имеем, каких результатов достигли?
- Что нас не удовлетворяет в работе?
- Что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями?
- Какие результаты хотим получить?
Затем, предложить выстроить конкретные задачи – «дерево целей» [1, с. 6]
Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса? | |
Какую цель мы ставили при организации (методической) работы в ДОО? | |
Как изменим развивающую предметно-пространственную среду? | |
(Конкретные задачи…..)
Можно провести анкетирование «Как вы относитесь к предлагаемому новшеству?»
Считаю бесполезным | Есть интерес |
Есть сомнения в необходимости использования | Есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике |
Есть сомнения в возможности применения | Затрудняюсь ответить |
Свой ответ | |
… | … |
… | … |
Порядок действий руководителя ДОО по внедрению инноваций [2, с. 26]
- Зарождение инноваций
- Подготовка инноваторов
- Разработка и проектирование новшества
- Опытно-экспериментальная проверка
- Многократное повторение новшества
- Отработка рекомендаций
- Включение инновации в повседневную практику
- Рутинизация /тиражирование
Рассмотрим управленческие действия руководителя ДОО на каждой из стадий инновационного процесса
Стадии инновационного процесса | Управление инновационным процессом |
1.1.Осознание потребности в определении возможностей | Выявление проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей: микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым. Формирование потребности в изменениях. |
1.2.Поиск соответствующего новшества | Организация творческих групп воспитателей и специалистов, распределение между ними функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта |
| Детальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности, времени для внедрения, нормативно-правовой базы и т.д. |
| Отбор участников творческих групп на добровольной основе. Обучение участников творческих групп |
3.1. формулировка цели 3.2. разработка содержания 3.3. определение критериев оценки инноваций | Внесение изменений в учебный план, проведение семинаров, составление программы опытно-экспериментальной работы |
| Организация, контроль за ходом работы, внесение корректив в программу. Информирование коллектива о ходе работы. Методическая помощь, психологическая поддержка |
| Расширение сферы повторения |
| |
| |
|
Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения проходит последовательно несколько ступеней своего развития. Традиционно он осуществляется в четырех фазах проектирования, развития и управления:
- концепция проекта;
- разработка;
- реализация;
- завершение проекта.
Рассмотрим конкретнее содержание деятельности в процессе каждой из фаз проектирования.
- Разработка идеи или концепции.
- Выявление проблемных ситуаций в образовательном процессе, управлении, педагогическом коллективе и др.
- Предварительное обследование, диагностики.
- Выявление потребности в изменениях (проекте).
- Определение результата (цели, задачи, результаты, основные требования, ограничительные условия, критерии, уровень риска, окружение проекта, потенциальные участники, требуемое время, ресурсы, средства и др.).
- Представление предложений.
- Консультации.
- Утверждение концепции.
- Разработка.
- Определение и назначение руководителя проекта и формирование команды (рабочей группы).
- Установление контактов ключевых участников (возможно, партнеров или родительской общественности ДОО) и совместное обсуждение целей проекта.
- Разработка основного содержания (конечные результаты, структура, основные работы, требуемые ресурсы).
- Структурное планирование (календарные планы и графики работы, смета и бюджет или опора на имеющиеся ресурсы; процедуры управления и контроля).
- Реализация.
- Организация выполнения работ по проекту.
- Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников.
- Ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды.
- Детальное проектирование.
- Оперативное планирование работ.
- Установление системы информационного контроля за ходом работ (в том числе за их материально-техническим обеспечением), предусмотренных проектом.
- Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг динамики, оперативный контроль, решение возникающих проблем и задач.
- Завершение.
- Планирование процесса завершения проекта.
- Подготовка документации, презентации.
- Предъявление результатов педагогическому сообществу.
- Оценка результатов и подведение итогов.
- Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.
- Рефлексия команды проекта.
В процессе перехода образовательного учреждения в режим внедрения инноваций, необходимо осознание важности, неизбежности будущих преобразований, а также формирование проектной команды идейных сторонников из педагогического коллектива, членов родительского коллектива и социальных партнеров детского сада, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.
Источники идей развития ДОО [2, с.23]
Идеи развития – мысли, предложения о том, как реорганизовать деятельность дошкольного учреждения, как использовать реально существующие возможности для его обновления.
Источниками идей развития ДОО являются:
- потребности жителей микрорайона (спец. заказ);
- директивные и нормативные документы органов власти и управления;
- достижения современной педагогики, психологии, социологии, возрастной физиологии;
- массовый педагогический опыт и достижения воспитателей, специалистов собственного детского сада;
- творческий поиск руководителей детского сада ( в т.ч. изучение литературы, экспериментирование, «мозговые штурмы», деловые игры и т.п.);
- материалы по итогам работы педагогического коллектива ДОО за прошедший год;
- печатные издания: газеты, журналы, книги.
Показатели оценки идей развития
- Актуальность
- Результативность
- Творческая новизна
- Методическая разработанность
- Потенциальные возможности
- Возможное сопротивление нововведению
- Время, необходимое для освоения
- Финансы, материально-техническое обеспечение
- Организация проекта
Используемая литература:
- Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – Методическое пособие. – М.,, изд-во Аркти, 2010.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОО. – Методическое пособие. – Изд-во ТЦ Сфера, М., 2005.
- Львова Л.С.Инновации педагогического проектирования в ДОО// Основы педагогического менеджмента, 2012. – № 5. - С. 32-43.
- Кузнецова Е.Б. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ// Основы педагогического менеджмента, 2010. – №2. – С. 8-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"
В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....
Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает...
Внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения
Внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения...
консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"
Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...
15.05.2020 Консультация для педагогов "Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ"
Консультация для педагогов"Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ"Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации...
Консультация для воспитателей - Специфика использования технологии проектирования в ДОУ
Презентация подготовлена в соответствии с темой консультации для воспитателей ДОУ и раскрывает ключевые понятия "проект"/ "проектирование", виды проектов в ДОУ в соответствии с ФГО...
Консультация для педагогов " Использование технологии проектирования в экологическо воспитании дошкольников"
проектный метод в детском саду является развитием свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные н...