«Социальные проблемы образования в дошкольном учреждении»
статья
Дошкольное образование, как и образование в целом - процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Социальные проблемы образования в дошкольном учреждении»
Дошкольное образование, как и образование в целом - процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка. В этот период закладываются основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Отсутствие должного развития влечет за собой ряд проблем в школьном возрасте.
Социально-педагогическая деятельность в исследованиях часто соотносится с педагогической деятельностью, но она имеет собственную специфику. Для того, чтобы раскрыть ее отличительные особенности, проанализируем эти виды деятельности в сравнении.
Педагогическая деятельность, по определению М.А. Галогузовой, - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.
Педагогическая деятельность осуществляется: педагогами, работниками дошкольных образовательных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений. Деятельность в таких организациях носит нормативный характер, так как она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами и другими документами.
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Она осуществляется специалистами педагогических профессий и, прежде всего, социальными педагогами. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решении его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составление индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограниченна тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении определяется особенностями детского возраста, социальным статусом ребенка в отношениях с коллективом, возможностями дошкольного образовательного учреждения в решении задач социализации.
Социально-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении выстраивается по целому ряду направлений, из них наиболее важные: адаптация ребенка к образовательному учреждению, развитие индивидуальных особенностей, работа с детьми из семей группы риска, работа с социальным поведением ребенка, организация досуга, работа с ближайшим окружением воспитанников, профилактика негативных явлений, сопровождение детей при поступлении в школу.
Целью социального педагога в дошкольном образовательном учреждении выступает адресная, индивидуальная помощь ребенку и его семье в проблемах социализации ребенка.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, социальный педагог выступает в трех главных ролях: посредник (между детьми и взрослыми), выступает в роли защитника прав ребенка и его интересов, является помощником в разрешении проблем во взаимоотношениях между родителями и педагогами.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
Цель социально-педагогической деятельности, по мнению, С.А. Рачетиной, состоит в распознании и решении многослойной социальной проблемы детей. Качественное своеобразие цели состоит в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но скорее как эмоционально-чувственное переживание недостаточности социальной ситуации для развития ребенка. Эмоциональный фон формируется не только в процессе деятельности, но до ее начала, создавая особую преднастройку к решению проблемы. Эмоция сопереживания детям предвосхищает цель, создает особые движения души ему навстречу. Это чувственная основа, в которой укореняются все другие рациональные действия, направленные на предупреждение или преобразование ситуации, на расширение поля положительно направленной социализации ребенка.
Действия, входящие в состав социально-педагогической деятельности могут быть на уровне анализа условно разделены на несколько групп:
- собственно социальные действия, связанные с проявлением заботы о физическом, психическом и нравственном здоровье ребенка;
-собственно психологические действия, ориентированные на актуализацию личностных резервов детей для решения проблемы:
- собственно педагогические действия, связанные с разумной организацией его жизнедеятельности, с развертыванием ситуации поддержки, посредничества, сопровождения .
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
· определение цели и задач деятельности;
· определение субъекта и объекта деятельности;
· определение содержания деятельности;
· выбор методов и технологий работы;
· выбор форм деятельности;
· реализация намеченного плана деятельности;
· корректировка деятельности;
· анализ результатов.
Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач, профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;
· предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.
Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:
· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;
· установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;
· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;
· социально-педагогическая опека и посредничество;
· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.
Рассматривая детский сад в системе образования, отметим, что это самое первое образовательное учреждение для детей младшего школьного возраста, где ребенок овладевает первым опытом общения со своими сверстниками, привыкает к самостоятельности, сталкивается с первыми трудностями социального характера. Параллельно с этими у детей могут возникнуть проблемы индивидуально-личностного развития, которые связаны прежде всего с неадекватностью родительского отношения к ребенку – такого отношения, в котором проявляется дефицит духовной эмоциональной близости родителей с детьми, преобладают либо авторитарность, гиперопека и мелочный контроль, либо попустительство и безнадзорность. Масштаб негативных социальных явлений убедительно свидетельствует, что проблемы семейного воспитания в России касаются сегодня не только детей из так называемых «неблагополучных» семей, но и из большого числа детей, имеющих вполне благополучных, даже респектабельных родителей, которые просто не знают, что же на самом деле нужно для воспитания детей.
Перечисленные проблемы решаются средствами социально-педагогической деятельности воспитателя и социального педагога, если таковой имеется в детском саду.
Для наиболее эффективного решения проблем детей в дошкольном образовательном учреждении, должна организовываться система социально-педагогического сопровождения.
При переходе к сопровождению, как к методу, понимается способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
В нашем бюджетном дошкольном образовательном учреждении одной из проблем является нехватки кадров. Нет, психолога, логопеда, между тем, они просто необходимы в ДОУ.
Проблема сотрудничества родителей с ДОУ, без которого невозможно полноценное развитие ребенка, также остаётся на важном месте.
Основные социальные проблемы можно объединить в следующие блоки: проблемы кадрового потенциала дошкольного образования, проблемы финансирования, взаимодействия с начальным школьным образованием и социальным институтом семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ Проект – разработанная идея для претворения в жизнь. Социально-педагогический проект – проект, участниками которого являются не только педагоги, но и д...
Проект на тему «Социальное партнёрство семьи и дошкольного учреждения при формировании у детей основ физической культуры и здоровья. Инновационный проект по работе с родителями".
Проект краткосрочный ,творческий....
Статья " Необходимость развития социально-педагогической направленности в дошкольных учреждениях"
В дошколшьной педагогике понятие социальная адаптация, определяется прежде всего, как медико-педагогическая проблема....
Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении
Данный материал поможет педагогам с понятием "проект", "социально-педагогический проект", основные этапы проектной деятельности и примерные темы социально-педагогических проектов....
Организация инклюзивного образования в дошкольном учреждении - возможности и проблемы.
Мир «особого» ребёнка - интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка - безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир ...
Организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях возможности и проблемы
Актуальность тумы:Количество детей с ОВЗ в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти.Дети с ОВЗ — оказывались изолированы и, соответственно, ли...
Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях
В презентации рассказывается о возможных уровнях адаптации детей к ДОУ....