Организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях возможности и проблемы
консультация (старшая, подготовительная группа)

Метлева Надежда Дмитриевна
Актуальность тумы:
—Количество детей с ОВЗ в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти.
—Дети с ОВЗ —  оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.
—Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости, погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.
— Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_19g.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях возможности и проблемы Подготовила воспитатель: Метлева Н.Д . . Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 140 «Аистенок» Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Термин «инклюзивное образование» в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

Слайд 3

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Федеральный Закон от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Слайд 4

Принципы инклюзивного образования ( всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество саламанка, испания, 7-10 июня 1994 г.) 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Слайд 5

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Слайд 6

Согласно пункту 1.6. ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобразования от 17.10.2013 г.) каждый ребенок «в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ)» имеет право на обеспечение равных возможностей для полноценного развития. Действующее законодательство позволяет обучение и воспитание детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях общего типа, т.е организация совместного обучения и воспитания здоровых детей и детей с ОВЗ.

Слайд 7

Дети с ОВЗ Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации». Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 8

Дети с ОВЗ 1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3.Дети с нарушением речи (логопаты); 4.Дети нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6.Дети с задержкой психического развития; 7.Дети с нарушением поведения и общения; 8.Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития; 9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым

Слайд 9

Актуальность инклюзивного образования в ДОУ Количество детей с ОВЗ в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. Дети с ОВЗ — оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости , погружения детей с ОВЗ в социальное пространство. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

Слайд 10

В соответствии с Федеральным государственным образовательным с тандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». С оздавая особые условия для «особых» детей, мы должны не нарушать принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Слайд 11

У словия реализации инклюзивной практики в детском саду профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; организация развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса; организация отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Слайд 12

Э тапы реализации инклюзивного образования Первый этап 1. Руководитель принимает решение об организации инклюзивного образования в ДОУ; 2. Руководитель ДОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации развивающей предметно-пространственной среды, образовательных программ и технологий, по которым работает образовательное учреждение на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей; 3.Руководитель ОУ проводит собрание педколлектива по обсуждению основных целей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк (консилиум) и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ; 4.Знакомство с детьми и семьями; 5.ПМПк на основе заключения ПМПК (комиссия) и результатов диагностики, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ и индивидуальную образовательную программу; 6.Определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ; 7.Проводятся встречи родителей детей с ОВЗ и возрастной нормы; 8.Подписываются договоры с родителями. 9. Составляется расписание и определяется распорядок дня.

Слайд 13

Второй этап 1.Разработка концепции организации инклюзивной практики. 2.Разработка образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса. 3.Создание методического обеспечения образовательного процесса. 4.Создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования. 5.Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов 6.Определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальную образовательную программу для детей с ОВЗ. 7.Создание развивающей предметно-пространственной среды. 8.Разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением. 9.Выстраивание партнёрских отношений со всеми участниками образовательного процесса. 10.Создание сетевого взаимодействия с организациями-партнёрами. Разрешительными документами для функционирования инклюзивного учреждения является наличие лицензии на реализацию общеобразовательных программ и осуществление квалифицированной коррекции нарушений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Слайд 14

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс: «Временная (точечная) инклюзия» - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «Частичная инклюзия» – включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре и др. вместе с другими детьми. «Полная инклюзия» – посещение с ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности , дополнительные игры и упражнения.

Слайд 15

Подлинная и формальная инклюзия Подлинная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.

Слайд 16

Постоянная, но неполная интеграция может быть организована во всех типах дошкольных образовательных учреждений: в массовых, комбинированного и компенсирующего вида и в массовых школах . Дети с нарушениями интеллекта объединяются с нормально развивающимися детьми в одну дошкольную группу, получившую название «смешанная».

Слайд 17

Комплектование смешанных групп в детских садах: в дошкольной смешанной группе 2/3 детей составляют нормально развивающиеся воспитанники и 1/3 - дети с определенным отклонением в развитии.

Слайд 18

В детском саду , в смешанной группе в первой половине дня фронтальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводит учитель-дефектолог, а с нормально развивающимися детьми – массовый воспитатель. Во второй половине дня все занятия проводятся совместно под руководством массового воспитателя.

Слайд 19

При в ключение детей с ОВЗ в образовательный процесс необходимы изменения во всей педагогической деятельности, создание новых форм, условий и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Такое обучение требует творческого вклада от каждого его участника – педагогов, родителей, детей, администрации .

Слайд 20

Возможности и проблемы не ребенок приспосабливается к существующим в образовательном учреждении условиям и нормам, а вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка

Слайд 21

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения , когда все дети , независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей .

Слайд 23

Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения , его право на качественное образование, в действительности, нарушается.

Слайд 24

Условия успешной интеграции детей с ОВЗ Правовые Демократичное общество и правовая защищенность Приоритет интересов ребенка возможность: выбора модели инклюзии Добровольное согласие родителей детей с ОВЗ Ментальные Готовность ребенка с ОВЗ Готовность здоровых детей к совместному обучению Доброжела-тельная атмосфера в сообществе детей, родителей, педагогов Готовность общества в целом Организационно -педагогические Система ранней диагностики отклонений Финансовое обеспечение Подготовка воспитателей. Жизнедеятельности Специальное обустройство территории, мест общественного пользования. Например : пандусы, подъемники, приспособленные для колясочников двери Специальное учебное оборудование, учебные материалы Например: индивидуальная звукоусиливающая аппаратура Специальный транспорт для детей, ограниченных в передвижении

Слайд 25

Проблемы инклюзивного образования в ДОУ Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с ОВЗ Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях Законодательство слабо применимо Отсутствуют специальные методики

Слайд 26

Факторы, затрудняющие интеграцию детей с ОВЗ Практическое отсутствие нормативно-правовой базы , регламентирующей внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ОВЗ; Недостаточно разработанное научно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы; Недостаток в общеобразовательных учреждениях квалифицированных кадров , владеющих методами и приемами психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ; Отсутствие целенаправленной, систематической, государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированных в общий поток; Несформированность , с одной стороны, адекватного отношения общества к детям с ОВЗ , и отсутствие мотивированного желания большинства самих детей–инвалидов и их родителей участвовать в социальной и образовательной интеграции.

Слайд 27

Литература 1. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45. 2. Инклюзивное образование в России. М.,2011 3 . Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.,2009 4 . Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6. 5 . Ратнер Ф.Л., Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006 6 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 7. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996 8. Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование в ДОУ – возможности и проблемы

Методическая разработка по инклюзивному образованию детей с ОВЗ, посещающих дошкольные учреждения. Возможности и актуальные проблемы инклюзии в ДОУ....

Организация инклюзивного образования в дошкольном учреждении - возможности и проблемы.

 Мир «особого» ребёнка - интересен и пуглив.   Мир «особого» ребёнка - безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.   Мир ...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ-ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

В статье раскрываются основные проблемы включения инклюзивного образования, плюсы и минусы данного включения, а так же качества, которыми должен обладать педагог работающий по данному направлению...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....