Педагогическое чтение
занимательные факты
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения. Воспитывающее начало народного творчества
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращены взоры историков искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.
Анализируя народное творчество, А.П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – на языке своего народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях играх и игрушках, которыми ребёнок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве.
Почему народное творчество доступно детям?
Уже говорилось, что дошкольник нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество.
В народных детских и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало, устное народное творчество – представляет настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа. Трудно сказать какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на малыша.
С давних пор русская дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного творчества.
Несомненно, опасно и преувеличение воспитательного значения народного творчества в детском саду, было бы ошибкой полагать, что народное творчество в играх и сказках, песнях должно заполнять все содержание детской жизни. Всего должно быть в меру в соответствии с разнообразным содержанием.
Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, какого их воспитывающее начало?
Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка. Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованны. Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного и младше школьного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть случай событие, оно и составляет игру, именно его переживает ребёнок. В игре «Коршун и наседка» коршуну надо утащить цыплёнка, а курице- защищать своего цыплёнка. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусятам - убежать от него.
Наблюдения показывают, что современная педагогика детского сада отбросила эту содержательную часть детских игр. Игровые прелюдии заменяются распределением ролей и партии взрослыми. Это утрата ценнейших традиций народных игр. О чем следует не только пожалеть, но и нужно стремиться вернуть. Народные игры сопровождаются песнями, припевками и переговорами.
Народная игрушка давно вошла в быт детей: шары, пирамидки, цилиндры, занимательные медведи-кузнецы, пильщики, дымковские или городецкие кони, свистульки. В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: ванька-встанька, волчки, дудочки, свистульки, клоуны.
Есть и такой тип игрушек, в котором познавательный момент выведен ясно и отчетливо. Однако, применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отделяет её от пособия, в то время как в фабричной игрушке это стирается.
Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, бабки, городки и т.д.
Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям: всё в ней обращено к ребёнку - её содержание, форма, окраска.
Сюжетные игрушки: городецкие, дымковские, филимоновские, загородские, семёновские помогают получить верное представление о человеке, животных и других предметах. Сегодня эти игрушки не доступны широким массам детей, так как не перенесены в промышленное производство и рассматриваются сегодня как музейные экземпляры. Хотя не приходится отрицать, что если бы к детям попали игрушки: семеновский пароход, и расписная мебель, загородский серый конь в яблоках и дымковские петухи, наездники и свистульки и многое другое, разве дети охотно не приняли бы их?
Как и в области языка и музыки использование народного искусства в игрушке дает много интересного и ценного для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Наш образ жизни. Материал к Педагогическим чтениям. Омутнинск, 2008г.
Размышления о воспитании детей в семье Никитиных и работа ДОУ с неорганизованными детьми....
«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»
Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогическое чтение в рамках августовской педагогической конференции "Управление качеством образования опыт и перспектива"
quot;Театральная деятельность в развитии речи дошкольников"...
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
Педагогические чтения как форма работы с педагогическим коллективом
Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива. Педагогические чтения организуются и проводятся с целью повышен...