Методическая разработка (тренинговое занятие для педагогов) «Профилактика профессионального выгорания»
методическая разработка
Методическая разработка является частью методических материалов по работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, улучшению психологического климата коллектива, формированию коммуникативных компетенций. Данная методическая разработка рекомендована педагогам-психологам для организации профилактической работы с педагогическим коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
(тренинговое занятие для педагогов)
«Профилактика профессионального выгорания»
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения. Знакомство с понятием «профессиональное выгорание», его характеристиками и особенностями проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Задачи:
- Активизация процесса самопознания у педагога
- Создание условий для групповой сплоченности;
- Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
- Формирование умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
- Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.
Участники:
Воспитатели и специалисты ДОУ
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, ватман
Методы и технологии: арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
Музыкальное оформление: аудиозаписи релаксационной музыки
Техническое оснащение: музыкальный центр
Ход проведения занятия:
1.Вступление
Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.
Тема занятия-тренинга "Профилактика эмоционального выгорания педагога". Тема для всех нас близкая и знакомая. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Для начала давайте разберем почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание и что это такое.
2. Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
Мы сегодня с вами будем активничать)))))
НО: Для начала немного разомнемся:
Упражнение «Любимая работа»
Цель: включение участников в работу, снятие мышечных зажимов.
Педагогическая зарядка:
- ох уж эти детки (качаем головой);
- голова кругом (круговые движения головой);
- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);
- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);
- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);
- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);
- но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам! (работа
руками);
- наша работа бесконечна (круговые движения руками);
- но мы любим свою работу (обхват себя руками);
- но мы, воспитатели 29 детского сада, знаем,
что вместе Мы - Сила!!! (обхват за локти и наклон назад).
Время проведения: 5 минут.
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Дискуссия (мозговой штурм) + арт-игра
«Как вы думаете, что такое синдром эмоционального выгорания?»
После предложенных вариантов ответа педагоги делятся на команды, и им предлагается творческая игра, в которой нужно изобразить на одной половине ватмана эмоционально выгоревшего педагога, а на второй – трудоспособного позитивного сотрудника. А также визуально метафорически изобразить факторы, повлиявшие состояние одного и другого.
Каждая команда презентует свой рисунок и в процессе подводится резюме, какие причины влияют на возникновение эмоционального выгорания.
Немного истории
Эмоциональное выгорание — это реакция всего организма на хронический стресс.
Не весь стресс — плохой. Есть стресс, который позволяет нам развиваться: вызов, сложное и интересное препятствие. Когда мы его преодолеваем, мы учимся новому и радуемся победе.
Есть стресс, который нас разрушает: длительный и/или слишком сильный, который ведет к перегрузке организма и провоцирует физическое истощение. Если жить в таком стрессе долго, возникает хроническое эмоциональное перенапряжение, за которым следует психологическое выгорание.
Ключевой признак выгорания — затяжной характер. Это не плохое настроение и негативные эмоции на один день, а интенсивное, растянутое по времени переживание, из которого сложно выбраться. Это суммарный эффект того, что мы длительное время шли «не туда» и сигнал, что надо срочно что-то менять.
Люди, постоянно стремящиеся делать все «лучше всех», преувеличивающие собственную ответственность за работу целого коллектива, не умеющие отвлекаться от производственных проблем, рано или поздно становятся жертвой выгорания.
Давайте познакомимся и соотнесем со своим актуальным состоянием 10 основных признаков эмоционального “ выгорания” по Е. Малеру:
• истощение, усталость;
• бессонница;
• негативные установки;
• пренебрежение исполнением своих обязанностей;
• увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
• уменьшение аппетита или переедание;
• усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
• усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
• чувство вины;
• переживание несправедливости.
Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил американский психиатр
Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:
Стадии синдрома эмоционального выгорания
1 стадия: Эмоциональная истощенность. При выгорании появляется чувство постоянной усталости, нежелание ходить на работу. Возникают ощущения беспомощности, безнадежности, снижение работоспособности, отсутствие положительных эмоций.
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, и т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
2 стадия: Деперсонализация. Появляется циничное отношение к своей трудовой деятельности, отсутствует эмоциональная включенность в работу, возникает негативное отношение к детям и их проблемам. Педагог дистанцируется от детей, ожидает от них плохого поведения, не верит в сильные стороны воспитанников. Появляется нежелание общаться с коллегами, игнорируются просьбы руководства.
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с вполоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия: Редукция профессиональной деятельности. В этот момент педагог начинает ощущать свою профессиональную некомпетентность, осознает неуспехи в работе, не дорожит полученными результатами. Чтобы предпринять какие-либо действия, сначала надо выяснить, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь. Свое эмоциональное состояние можно осознать с помощью небольшого опросника («Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания» К.Маслач и С.Джексон).
Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Факторы
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы.
К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
Упражнение «Удовольствие»
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.
Рекомендации для сада:
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов:
- различные движения потягивания и расслабления мышц;
- посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.;
- релаксация;
- длительный сон,
- вкусная еда,
- общение с природой и животными,
- движение, танцы, музыка,
-баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной;
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- занятие любимым делом - хобби.
- САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»
- дарите себе подарочки и милые безделушки.
Существуют разные способы эмоциональной саморегуляции. Один из них, это поддержка/доброта (как вар-т, возможность высказывать комплименты, хвалить кого-то просто так). Мы с вами научимся это делать в упражнении «Молодец!»
Упражнение "Молодец!" (5-7 мин.)
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
3. Заключительная часть
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Рефлексия.
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...
круглый стол для педагогов "Профилактика синдрома "профессионального выгорания""
Цель: предупреждение синдрома профессионального и эмоционального «выгорания» педагогов-психологов.Задачи: 1. Способствовать сплочению педагогов-психологов, желанию поддержать друг друга.2. П...
Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...
Тренинг- занятие с педагогами « Профилактика эмоционального выгорания» из программы « Помоги себе сам».
Цель: создание позитивного настроения, повышение мотивации к педагогической деятельности, повышение стрессоустойчивости, ознакомление педагогов со способами самодиагностики и профилактики эмоционально...
Тренинговое занятие для педагогов "Профилактика профессионального выгорания" в доу
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов и психологов в образовательных учреждениях. Переход современного образования на личностно-орие...
Программа тренинговых занятий «Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов ДОУ»
Профессиональная деятельность занимает существенное место в жизненном пространстве человека. При этом, профессиональная деятельность может оказывать на личность как позитивное воздействие, предоставля...