Тренинговое занятие для педагогов "Профилактика профессионального выгорания" в доу
проект по психологии

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов и психологов в образовательных учреждениях. Переход современного образования на личностно-ориентированную модель образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, а также его роли в воспитательном процессе. В практике образовательных дошкольных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражение личностных противоречий между требуемой от педагогов мобилизации и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к синдрому эмоционального выгорания, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Синдром профессионального выгорания– самая опасная профессиональная болезнь. Это чувство постоянной усталости, головные боли, безразличие к работе, чувство страха, бессонница. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни». Если ситуацию изменить нельзя, то надо изменить отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов»

Габайдулина Екатерина Александровна

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №17

Аннотация. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов и психологов в образовательных учреждениях. Переход современного образования на личностно-ориентированную модель образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, а также его роли в воспитательном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражение личностных противоречий между требуемой от педагогов мобилизации и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к синдрому эмоционального выгорания, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Синдром профессионального выгорания– самая опасная профессиональная болезнь. Это чувство постоянной усталости, головные боли, безразличие к работе, чувство страха, бессонница. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни». Если ситуацию изменить нельзя, то надо изменить отношение к ней.

Цель: формирование у педагогов навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия.

Задачи:

#1072;ктуализировать процесс самоанализа сотрудников;

#1087;ознакомить с приемами саморегуляции;

#1085;аучить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

#1086;птимизировать самооценку педагогов;

#1089;нять эмоциональное напряжение;

#1089;формировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Целевая аудитория: педагоги.

Продолжительность занятия: часа.

Материалы и оборудование: листы по количеству участников, карандаши, надувные шарики, коробочка для листов желаний, листы желаний, ведро для «мусора», анкета обратной связи, приложение 1, приложение 2, приложение 3, плакат с правилами работы в группе.

Структура тренингового занятия

п/п

Виды работ

Ориентировочная продолжительность

мин.

Ресурсное обеспечение

1

Приветствие. «Вступительное слово о цели встречи»

5мин.

2

Упражнение «Мой образ»

10мин.

ЛистА4, карандаши

3

Повторение правил работы в группе

5мин.

Вывешивается плакат с правилами

4

Упражнение «Лестница»

5мин.

Бланки (приложение 3)

5

Упражнение «Шарик»

10мин.

Надувные шарики

6

Упражнение «Дыхание»

5мин.

7

Упражнение «Ведро мусора»

10мин.

листы бумаги, ручки, ведро для “мусора ”.

8

Упражнение «Самоощущение»

10мин.

9

Упражнение «Удовольствие»

5мин.

Лист, ручка

10

Игра «Ларец желаний»

10мин.

Коробка, листочки с желаниями (приложение 1)

11

Притча о колодце

5мин.

12

Рефлексия занятия

5мин.

13

Итог занятия или (подведение итогов занятия)

5 мин.

Анкета обратной связи (приложение 2)

Ход тренингового занятия

;Приветствие. Вступительное слово

«Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.

Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.

Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.

Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.

Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.

Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как

негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится.

Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание:

высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей

К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов.

В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения

«Что заказываешь, то и получаешь»

Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…»

За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны. 2. Муж – пьяная скотина… » и так далее.

Потом перечитал и задумался:

– И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…

2. Упражнение «Мой образ»

Цель: подготовка участников к работе, создание позитивной атмосферы, хорошего настроения, определение особенностей каждого. Ведущий приветствует группу, раздает каждому участнику лист, на котором нужно написать свое имя и нарисовать собственный образ (это может быть определенный символ, предмет - что угодно). Лист, карандаши

#1055;редлагается обсудить ряд правил, которыми будут руководствоваться все участники занятия-тренинга.

  • Доверительный стиль общения.
  • Персонификация высказывания (от собственного имени).
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  • Недопустимость оценок в адрес другого.
  • Активное участие во всех упражнениях.
  • Уважение к говорящему или принцип активного слушания.

#1059;пражнение «Лестница».

Цель: понять, кто готов к переменам, а кто нет. Так как стресс или эмоциональное выгорание, предполагает следующий шаг, это желание хочу или не хочу что-то менять в себе, в своей жизни.

Сейчас попрошу вас взять листочки с изображением ЛЕСТНИЦЫ (Приложение 3). Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры, вот как вы решите так себе ее и обозначьте. Теперь обозначьте где вы находитесь, здесь в центре, внизу, вверху. Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент? Пока я буду вам объяснять значение ступенек, вы можете поменять своё расположение на лесенке.

Первая ступенька - Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!

Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)

Третья (следующая) ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?

Пятая ступенька – Я попробую…

Шестая ступенька – Я могу это сделать!

Седьмая ступенька – Я это делаю!

Восьмая ступенька – Это же так просто!

Подумайте, что вам нужно сделать для того чтобы перейти на ступеньку ВЫШЕ!

#1059;пражнение «Шарик» (работа с гневом)

Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик -это ваше тело, а воздух внутри шарика -это ваш гнев или злость.

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?(Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе.

А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений.

#1059;пражнение «Дыхание»

Цель: расслабление организма.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре —на задержку дыхания, четыре —на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

7. Упражнение “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.

Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на...”, “я сержусь на ...”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора ”.

Рефлексия.

#1059;пражнение “Самоощущение” (работают только ощущения!)

Цель: Работа с ощущениями, пониманием себя.

Показать где находится мое «Я».

Занять место в помещении, где моему «Я» комфортно.

Подойти к тому, с кем моему «Я» комфортно. Если есть ответная реакция, то протянуть руку.

Что бы вы сейчас хотели бы вместе сделать (движение).

В любой момент можно остановиться, ощутить себя как личность, рядом всегда можно найти единомышленника, близкого по духу человека.

9. Упражнение "Удовольствие"

Цель: найти ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Участникам тренинга предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие.

Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

#1048;гра «Ларец желаний»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.

Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. (Приложение 1)

#1055;ритча про осла и колодец.

Однажды осёл упал в глубокий колодец и стал громко кричать, прибежал хозяин, развел руками — вытащить ослика из колодца было нереально.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и этот колодец уже совсем высох, его нужно засыпать. Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел что каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема — это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти на следующую ступеньку

#1056;ефлексия занятия.

Цель: обсудить мнения относительно работы и взаимодействия на тренинговом занятии, определить микроклимат и настроение каждого участника группы.

Вопросы для обсуждения:

  • С каким настроением я ухожу?
  • Что новенького я узнал на занятии?
  • Как я в настоящий момент могу оценить свои умения понимать себя, другого и окружающий мир?
  • Оправдались ли мои ожидания от занятия?

13. Итог занятия (подведение итогов занятия)

Цель: мотивация участников занятия на дальнейшие самосовершенствования.

Анкета обратной связи (приложение 2)

Литература

  1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. СПб.: Речь, 2010. - 256 с.
  2. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погружение в общение. - М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. - 224с.

Приложение 1

В ближайшее время тебе особенно повезет!


Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!


Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!


Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!


Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!


Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!


Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!


Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!


Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе зима!


Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!


Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!


Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы!


А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!


Загляни внутрь себя, там есть все то, что тебе так импонирует в других людях!


Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!


Внутри каждого человека есть хотя бы одно малюсенькое позитивное качество…рассмотри его!

Приложение 2

Анкета обратной связи.

Пожалуйста, оцените по 5 –бальной системе:

Актуальность предложенного материала

1

2

3

4

5

Доступность материала для понимания

1

2

3

4

5

Свою заинтересованность в данной теме

1

2

3

4

5

Свою активность в данной встрече

1

2

3

4

5

Привлекательность формы проведения.

1

2

3

4

5

Ваши замечания по поводу организации__________________________________________

_______________________________________________

Анкета обратной связи.

Пожалуйста, оцените по 5 –бальной системе:

Актуальность предложенного материала

1

2

3

4

5

Доступность материала для понимания

1

2

3

4

5

Свою заинтересованность в данной теме

1

2

3

4

5

Свою активность в данной встрече

1

2

3

4

5

Привлекательность формы проведения.

1

2

3

4

5

Ваши замечания по поводу организации_________________________________________________

__________________________________________________

Приложение 3

Упражнение «Лестница»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.Задачи:способствовать снятию эмоционального напряжения;обучить педагогов диафрагмально-релаксационному типу дыхания с помощью рукознакомить с псих...

Тренинговое занятие для педагогов по теме «Эмоциональное выгорание»

Проблема эмоционального выгорания педагогов  наиболее остро стоит в современной системе образования. Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расст...

Методическая разработка (тренинговое занятие для педагогов) «Профилактика профессионального выгорания»

Методическая разработка является частью  методических материалов по работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, улучшению психологического климата коллектива, формированию комму...

Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания педагогов «Мандалы»

Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания педагогов «Мандалы»...

Программа тренинговых занятий «Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов ДОУ»

Профессиональная деятельность занимает существенное место в жизненном пространстве человека. При этом, профессиональная деятельность может оказывать на личность как позитивное воздействие, предоставля...