СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья
Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_otsenke_kachestva_obrazovaniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Есюнина Ольга Викторовна, воспитатель, дошкольное отделение
МАОУ СОШ №124, 1квалификационная категория.
Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.
Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация
• о качестве дошкольного образования;
• об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
• о соответствии предоставляемого образования современным представлениям
о качестве дошкольного образования.
В настоящее время реальная практика оценки качества деятельности дошкольного учреждения характеризуется следующими негативными факторами.
1. Существующая система оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий дошкольного учреждения, а не на оценку результативности дошкольного образования в дошкольном учреждении, определяемую уровнем и дина-
микой развития ребенка.
2. Поскольку «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон не входят новые возникающие формы дошкольного образования (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т. ч. и группы кратковременного пребывания). Эта ситуация обусловлена существующими нормативными документами (например, принятым на федеральном уровне «Положением о ДОУ»).
Таким образом, повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, за счет расширения образовательной сети для дошкольников требует совершенствования системы оценки качества образования. Эта система будет содержательно (т. е. в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через соответствующие процедуры оценки качества.
Основными критериями при анализе подходов к оценке качества дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении являются следующие.
Подход – определенная позиция, точка зрения, которая находится в основе и обусловливает исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса.
Оценочная деятельность – деятельность, включающая в себя весь набор действий, связанных со сбором и обработкой информации об объекте оценки, целью которой является установление соответствия фактического состояния объекта оценки его нормативному состоянию.
Качество образования – характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Система оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.
Функции муниципальной системы независимой оценки качества:
1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений/организаций разных форм, реализующих программы дошкольного образования
2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.
3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения
на этой основе рейтинга учреждений/организаций, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».
4. Информационная функция.
Показатели и критерии качества дошкольного образования в ДОУ
Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.
Так, например, В. А Зебзеева предлагает использовать четыре вида показателей
оценки качества дошкольного образования:
• непосредственные показатели психического развития детей;
• показатели качества образовательных условий;
• опосредованные показатели психического развития детей;
• показатели здоровья дошкольников.
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:
1. Образовательная деятельность
2. Развивающая среда
3. Психологический комфорт ребенка
4. Здоровьесберегающая деятельность
5. Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения
Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольных учреждений.
Основными методами оценки являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации; анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики.
Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:
• выделение показателей качества;
• определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе
чего будет оцениваться данный показатель;
• формирование шкалы уровней достижения критерия качества;
• разработка инструментария;
• организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;
• представление и распространение обобщенной информации для разных
категорий пользователей;
• организация широкого общественного и профессионального обсуждения;
• подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений.
Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям: уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности, уровню организации предметно развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы, характеру взаимодействия педагогов с детьми. Перспективно соотнесение достигнутых в ДОУ результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет «на выходе» из дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя система оценки качества образования в современном ДОУ
Презентация к сообщению «Информационная открытость ДОУ во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »...
Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"
В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...
«Эффективные механизмы оценки качества образования: системность и использование результатов в управлении современным ДОУ»
Современное образование ориентировано на достижение высокого качества, доступность, непрерывность, повышение его инновационной и творческой роли, а также его направленность не столько на усвоение дошк...
Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"
Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....
Комплексный подход к развитию профессионализма педагога (конкурсное движение и др.) в условиях совершенствования системы оценки качества образования.
С чего же начинается путь педагога-конкурсанта? Как он становится участником городских, муниципальных, всероссийских этапов конкурса? Это самостоятельное или подсказанное руководством решение? Ч...
ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...