СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Есюнина Ольга Викторовна

Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_otsenke_kachestva_obrazovaniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Есюнина Ольга Викторовна, воспитатель, дошкольное отделение

МАОУ СОШ №124, 1квалификационная категория.

        Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация

• о качестве дошкольного образования;

• об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей  дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;

• о соответствии предоставляемого образования современным представлениям

о качестве дошкольного образования.

В настоящее время реальная практика оценки качества деятельности дошкольного учреждения характеризуется следующими негативными факторами.

1. Существующая система оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий дошкольного учреждения, а не на оценку результативности дошкольного образования в дошкольном учреждении, определяемую уровнем и дина-

микой развития ребенка.

2. Поскольку «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон не входят новые возникающие формы дошкольного образования (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т. ч. и группы кратковременного пребывания). Эта ситуация обусловлена существующими нормативными документами (например, принятым на федеральном уровне «Положением о ДОУ»).

Таким образом, повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, за счет расширения образовательной сети для дошкольников требует совершенствования системы оценки качества образования. Эта система будет содержательно (т. е. в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через соответствующие процедуры оценки качества.

Основными критериями при анализе  подходов к оценке качества дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении являются следующие.

Подход – определенная позиция, точка зрения, которая находится в основе и обусловливает исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса.

Оценочная деятельность – деятельность, включающая в себя весь набор действий, связанных со сбором и обработкой информации об объекте оценки, целью которой является установление соответствия фактического состояния объекта оценки его нормативному состоянию.

Качество образования – характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Система оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.

Функции муниципальной системы независимой оценки качества:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений/организаций разных форм, реализующих программы дошкольного образования

2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения

на этой основе рейтинга учреждений/организаций, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4. Информационная функция.

Показатели и критерии качества дошкольного образования в ДОУ

Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.

Так, например, В. А Зебзеева предлагает использовать четыре вида показателей

оценки качества дошкольного образования:

• непосредственные показатели психического развития детей;

• показатели качества образовательных условий;

• опосредованные показатели психического развития детей;

• показатели здоровья дошкольников.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1. Образовательная деятельность

2. Развивающая среда

3. Психологический комфорт ребенка

4. Здоровьесберегающая деятельность

5. Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольных учреждений.

Основными методами оценки являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации; анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики.

Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:

• выделение показателей качества;

• определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе

чего будет оцениваться данный показатель;

• формирование шкалы уровней достижения критерия качества;

• разработка инструментария;

• организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;

• представление и распространение обобщенной информации для разных

 категорий пользователей;

• организация широкого общественного и профессионального обсуждения;

• подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений.

Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям: уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности, уровню организации предметно развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы, характеру взаимодействия педагогов с детьми. Перспективно соотнесение достигнутых в ДОУ результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет  «на выходе» из дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя система оценки качества образования в современном ДОУ

Презентация к сообщению «Информационная открытость ДОУ  во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »...

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

«Эффективные механизмы оценки качества образования: системность и использование результатов в управлении современным ДОУ»

Современное образование ориентировано на достижение высокого качества, доступность, непрерывность, повышение его инновационной и творческой роли, а также его направленность не столько на усвоение дошк...

Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"

Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....

Комплексный подход к развитию профессионализма педагога (конкурсное движение и др.) в условиях совершенствования системы оценки качества образования.

С чего же начинается путь педагога-конкурсанта? Как он становится участником городских, муниципальных, всероссийских этапов конкурса?  Это самостоятельное или подсказанное руководством решение? Ч...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...