Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"
методическая разработка на тему
В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования – шкалами ECERS - R.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_primenenie_sovremennogo_instrumenta_otsenki_kachestva_obrazovaniya_.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67
города Ставрополя
Семинар для педагогов
«Применение современного инструмента оценки качества образования
в дошкольной образовательной организации.
Шкалы ECERS – R»
Подготовила:
педагог-психолог
Герман О. А.
г. Ставрополь
Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.
Шкалы ECERS – R
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования - шкалами ECERS – R.
2. Активизировать деятельность педагогов по внедрению в практическую работу шкал ECERS – R для самоанализа.
Участники: педагоги и специалисты
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, шкалы ECERS – R.
Ход семинара
I. Вводная часть
Педагог-психолог: - Здравствуйте, уважаемые педагоги! Чтобы наше общение было приятным, полноценным и настроенным на активное коммуникативное взаимодействие, проведем небольшую разминку. Разминка (блиц-вопросы):
- Общее между Шерлоком Холмсом, И.Сталиным и Р.Хасбулатовым (Трубка)
- Сплюснутый квадрат (Ромб)
- Музыкальный жанр, особенно любимый военными (Марш)
- Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой (Лист)
- Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка)
- Учёный, увидевший насквозь всё человечество (Рентген)
- Какой узел нельзя развязать (Железнодорожный)
- Какая река самая «страшная» (Река Тигр)
- Какой месяц короче всех (Май)
- Может ли страус назвать себя птицей (Нет, так как он не умеет говорить)
- Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь (Пух)
- Сколько горошин может войти в один стакан (Ни одной – все надо положить)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть (Уроки)
- Как можно поместить 2 л. молока в литровую банку (Надо из молока сварить сгущёнку)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней (Все месяцы)
- Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды (Якорь)
- Собака была привязана к десятиметровой верёвке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Верёвка не была ни к чему привязана)
- Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым)
II. Теоретическая часть
- Сегодня тема нашей встречи «Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS – R»
Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остается качество образования, как приоритетная задача воспитания подрастающего поколения. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование, в данное время является первой ступенью в системе непрерывного образования.
Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ и вступившим в силу с 1 января 2014 г ФГОС ДО от 14.11.2013 г, в которых говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды». В Комментариях Минобрнауки говорится, что «Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте».
За последнее время дошкольное образование претерпело огромные изменения. Эти изменения коснулись не только подходов к вариативности примерных образовательных программ и инновационным преобразованиям, но и к организации всего образовательного процесса. Образовалось разнообразие детских центров, дошкольных организаций различных видов: детские сады комбинированного вида, детские сады компенсирующего вида, детские сады общеобразовательного вида, но с приоритетными направлениями (физического, художественно-эстетического, познавательного), группы кратковременного пребывания детей и. т.д.
При существующем многообразии образовательных организаций и изобилии образовательных программ, важно не забывать о ребенке. Ведь ребенок, его личность является ключевой фигурой всего образовательного процесса. Поддержка разнообразия детства, уважение личности ребенка, поддержка инициативы детей, являются основными принципами. А охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоциональное благополучие — одними из основных требований к условиям реализации Программы.
Таким образом, формируются новые требования к качеству образования, которое представляет собой многомерное синтетическое понятие. Как говорится в ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ ст.2.п. 29 «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося…». Оценка качества дошкольного образования не должна формироваться стихийно, это управляемый процесс. Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса: оценки потребителей образовательных услуг и внутренней оценки качества в самой системе образования (внешняя и внутренняя оценка).
Существующая практика оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аккредитация, аттестация образовательных учреждений) ориентирована, в основном на оценку образовательных условий дошкольного учреждения, а не на оценку качества образования в целом. Возможно, сложности оценки качества дошкольного образования кроются в том, что образовательные результаты детей не могут быть выбраны в качестве внешней оценки качества образовательной деятельности образовательной организации, в отличие от других ступеней общего образования.
Существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования. Таким инструментом могут послужить Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях - ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales).
Эти шкалы были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997 г. они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включенность в группы детей с ограниченными возможностями. Шкалы с успехом пользуются во многих странах мира, таких как Великобритания, Германия, Греция, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Норвегия, Португалия, Румыния, Сингапур, Швеция, Южная Корея и др.
В 2015 году вышла третья редакция шкал ECERS-R, под именами сотрудников Института развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины (США) Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М. Клиффорда. В подготовке издания на русском языке и его апробации принимали участие: В. К. Загвоздкин, Е. Г. Юдина, Т. Г. Шмис, И. Б. Шиян, И. Е. Федосова.
ECERS - R является универсальным международным инструментом и представляет собой взгляд с позиции «как должно быть» вне зависимости от особенностей страны. Положительно то, что Шкалы применимы как для независимой оценки качества образования, так и для самооценки. По мнению авторов, Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте. Более того, Шкалы позволяют оценить образовательную среду, а не детские результаты, что в полном объеме соответствует идеологии и позициям ФГОС ДО.
Шкалы ECERS - R не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы о том, как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и как планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.
ECERS - R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет. Адаптированного перевода для других возрастных категорий детей дошкольного возраста пока нет.
Семейство шкал: SACERS - шкала оценки среды в школах, FCCERS - шкала оценки среды в семейном воспитании, ITERS - шкала оценки среды и ухода для малышей.
III. Практическая часть
Рассмотрим, как устроены шкалы ECERS - R. В начале шкалы ЕСЕRS дается содержание, инструкции по использованию, система оценки, оценочный лист и профиль качества, обзор подшкал.
В состав ECERS - R входят 7 подшкал:
- Предметно-пространственная среда;
- Присмотр и уход за детьми;
- Речь и мышление;
- Виды активности;
- Взаимодействие;
- Структурирование программы;
- Родители и персонал.
Каждая шкала имеет отдельные показатели. Количество показателей варьируется от 4 показателей (Речь и мышление) до 10 показателей (Виды активности) в зависимости от шкал. Всего для наблюдения и оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду. В каждом показателе имеются оценочные индикаторы (Индикатор – описание наблюдаемых действий или объектов). Каждый показатель оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов.
Остановимся подробно на подшкалах и показателях.
1-я подшкала «Предметно-пространственная среда» (стр. 30)
Показатели:
- Внутреннее помещение;
- Мебель для повседневного ухода, игр и учения;
- Мебель для отдыха и комфорта;
- Обустройство пространства для игр;
- Места для уединения;
- Связанное с детьми оформление пространства;
- Пространство для игр, развивающих крупную моторику;
- Оборудование для развития крупной моторики.
2-я подшкала «Присмотр и уход за детьми» (стр. 48)
Показатели:
- Встреча/прощание;
- Приём пищи /перекусы;
- Сон / отдых;
- Пользование туалетом / пеленание;
- Гигиена;
- Безопасность.
3-я подшкала «Речь и мышление» (стр. 60)
Показатели:
- Книги и иллюстрации
- Стимулирование общения между детьми
- Использование речи для развития мыслительных навыков
- Повседневное использование речи
4-я подшкала «Виды активности» (стр. 68)
Показатели:
- Мелкая моторика.
- Искусство.
- Музыка / движение
- Кубики.
- Песок / вода.
- Ролевые игры.
- Природа / наука.
- Счет / математика
- Использование телевизора, видео и/или компьютера.
- Содействие принятию многообразия.
5-я подшкала «Взаимодействие» (стр. 88)
Показатели:
- Присмотр за детьми во время подвижных игр.
- Общий присмотр за детьми (за исключением времени для подвижных игр).
- Дисциплина.
- Взаимодействие персонала и детей.
- Взаимодействие среди детей.
6-я подшкала «Структурирование программы» (стр. 96)
Показатели:
- Распорядок дня.
- Время для свободной игры.
- Время для работы в группе.
- Условия для детей с ограниченными возможностями
7-я подшкала «Родители и персонал» (стр. 104)
Показатели:
- Условия для родителей.
- Условия для удовлетворения личных потребностей персонала.
- Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала.
- Взаимодействие и сотрудничество персонала.
- Контроль деятельности персонала и оценка его работы.
- Возможности для профессионального роста.
Процедура проведения оценки.
Шкалы ECERS-R, представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы.
В листах оценивания каждого показателя, существуют пояснения, для того, чтобы наблюдатель знал, как качественно оценить тот или иной индикатор, на какие ориентиры обратить внимание, или какие вопросы можно задать педагогу для качественной оценки данного индикатора. Заполнение оценочных листов и отражение в них фактов, формирует общую оценку качества образования. Таким образом, это исключает формальное оценивание образовательной среды и уменьшает риск субъективной оценки со стороны эксперта или наблюдателя. Результаты, полученные во время проведения экспертизы, оказываются качественными и убедительными, потому что показывают наиболее сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы в данный период времени. Это позволяет увидеть, что и в какой степени реализуется, и какое направление необходимо избрать организации для своего развития.
Оценивание того или иного показателя всегда начинается с уровня 1 (неудовлетворительно) и продвигается вверх до тех пор, пока не достигает корректной оценки.
Оценки выставляются следующим образом:
- оценка 1 ставится в том случае, если по любому из индикаторов, размещенных под цифрой 1, получен ответ «Да»;
- оценка 2 ставится при наличии ответов «Нет» по всем индикаторам, размещенным под цифрой 1, и наличии ответов «Да» как минимум для половины индикаторов под цифрой 3;
- оценка 3 ставится в случае ответов «Нет» по всем индикаторам под цифрой 1 и ответов «Да» для всех индикаторов под цифрой 3;
- оценка 4 ставится при наличии ответов «Да» по всем индикаторам под цифрой 3 и ответов «Да» как минимум для половины индикаторов, перечисленных под цифрой 5;
- оценка 5 ставится при наличии ответов «Да» по всем индикаторам под цифрой 5;
- оценка 6 ставится при наличии ответов «Да» по всем индикаторам под цифрой 5 и ответов «Да» как минимум для половины индикаторов под цифрой 7;
- оценка 7 ставится при наличии положительных ответов по всем индикаторам под цифрой 7;
- оценка НП может выставляться для индикаторов или показателей в целом только в тех случаях, когда она явно предусматривается в шкале и в оценочном листе. Те индикаторы, которые получают оценку НП, не учитываются при определении оценки для соответствующего показателя, а показатели, оцененные как НП, не учитываются при расчете результатов по подшкалам и шкале в целом.
Для расчета средних оценок по каждой подшкале следует сложить баллы по каждому оцененному показателю в подшкале и разделить на количество таких показателей. Итоговая средняя оценка по всей шкале рассчитывается как сумма баллов по всем показателям шкалы, получившим оценку, разделенная на количество этих показателей.
Работа с примерами.
Рассмотрим 2-ю подшкалу «Уход за детьми».
Каждый признак выражается в виде 7-балльной шкалы с дескрипторами 1 (неудовлетворительно), 3 (минимально), 5 (хорошо) и 7 (отлично). Для удобства использования шкалы пояснения представлены под соответствующими признаками. Для аспектов, представляющих трудности в наблюдении, под пояснениями предлагаются примеры вопросов.
Чтобы получить низкую оценку (неудовлетворительную 1 или низкую 3) в 1 показателе «Приветствие – прощание» наблюдатель должен увидеть:
- Приветствием детей часто пренебрегают. *
- Прощание организовано не лучшим образом.
- Родителям не разрешается приводить детей в помещение группы.
Чтобы получить минимум (т. е 3) наблюдатель должен увидеть:
- Благожелательное отношение к большинству детей при приветствии (напр., воспитатели проявляют радость при виде детей, улыбаются, говорят доброжелательно).*
- Прощание организовано хорошо (напр., вещи детей готовятся заранее).
- Родителям разрешается приводить детей в помещение группы.
Чтобы получить оценку 5 (хорошо) наблюдатель должен увидеть:
- Каждого ребенка приветствуют лично (напр., воспитатель говорит «здравствуй» и называет ребенка по имени; при приветствии используется основной язык ребенка, на котором он разговаривает дома).*
- Прощание происходит доброжелательно (напр., детей не торопят, каждого ребенка обнимают и говорят ему «до свидания»).
- Воспитатели тепло приветствуют родителей. * Возможна оценка НП
Чтобы получить 7 (отлично) наблюдатель должен увидеть помимо перечисленного выше (доброжелательности, личностно-ориентированного подхода), что:
- Когда дети приходят в помещение группы, при необходимости им помогают включиться в различные занятия.
- Дети увлеченно заняты до самого ухода (напр., нет длительных перерывов в деятельности; предоставляется возможность завершить игру в удобный момент).
- Воспитатели используют приветствие и прощание для обмена информацией с родителями. * Возможна оценка НП
Значок * отсылает нас к пояснениям, данным к этому показателю.
Достоинства и недостатки использования шкал ECERS-R
- надёжность и достоверность;
- валидность (соответствие методик и результатов исследования);
- учёт закономерностей развития детей в дошкольном возрасте;
- полное соответствие требованиями ФГОС ДО (требования к условиям, субшкалы соответствуют почти в полной мере 5 образовательным областям);
- большие временные затраты на проведение экспертизы;
- громоздкость и детализация пояснений.
При всем обилии показателей и индикаторов, шкала представляет собой инструмент с четко определенной системой ориентиров, которая кратко может быть охарактеризована как «активный и компетентный ребенок».
Результаты оценки среды при помощи шкал ECERS признаются в экспертном сообществе как надежные. Во-первых, в ECERS предъявлены основания оценки. Во-вторых, объективность показателей шкал ECERS достаточно высока, так как оценка по каждому показателю складывается из суммы наблюдаемых элементов среды (индикаторов). Инструмент хорошо сбалансирован, поскольку собирает информацию с уровня фактов, на основании которых формируется общая оценка качества среды. Субъективность оценки минимальна, благодаря множеству пояснений к каждому из индикаторов. Шкала предусматривает заполнение бланков на основе наблюдения, в процессе которого эксперт ставит отметку о наличии или отсутствии элемента среды (индикатора).
Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:
- Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
- Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования детской любознательности и учения?
- Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
- Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?
Шкалы ECERS-R могут быть использованы на разных уровнях:
- Дошкольным образовательным учреждением для рефлексии и постановки дальнейших целей по улучшению качества образования,
- Руководителями для проведения исследований и принятия управленческих решений,
- Институтами независимой оценки качества образования для экспертизы качества образования дошкольной образовательной организации.
IV. Заключительная часть. Подведение итогов (обратная связь)
Педагог-психолог: - Мне очень хотелось бы узнать Ваше мнение об услышанном сегодня.
Рефлексия впечатлений участников.
1. Рефлексивный кубик «Закончи предложение»
Сегодня я узнала ….
Сегодня я уточнила …
Сегодня я открыла…
Сегодня я вспомнила…..
* * *
Если в процессе семинара участники начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам ведущего, можно провести упражнение на повышение концентрации внимания.
Упражнение - разминка «Внимательные слушатели». Содержание:
Ведущий предлагает участникам «немного передохнуть» и проверить своё внимание. Для этого ведущий зачитывает отрывок текста. Как только в произносимом тексте встречается буква «ж», участники должны поднять руку.
Например можно взять отрывок из «Анны Карениной»:
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.
Ведущий при чтении своими манерами может провоцировать участников на ложное поднятие руки, небольшими кивками или интонациями как бы намекая на наличие буквы «ж» в тех местах, где её на самом деле нет.
Литература:
- Аникеич С. А. Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 29-31. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12460/ (Дата обращения: 2017-11-28)
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Упражнение разминки «Внимательные слушатели» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 3.10.2012. – Режим доступа: http://azps.ru/training/razminka/vnimatelnye_slushateli.html (3.10.2012).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года
- Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С.38–49.
- Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание / Тельма Хармс, Ричарда М. Клиффорда, Дебби Крайер. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. – 136 с.
- Шмис Т.Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С.50–53.
- Юдина Е.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С.22–27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»
ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»). Под «образовательной с...
Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"
Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R" "...
«Применение современного инструмента оценки качества в дошкольных образовательных организациях ШКАЛЫ ECERS – R».
Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей де...
Основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации....
Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"
Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....
Методические рекомендации. Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.2017-2018 учебный год
Представленный текст методических рекомендаций оставляет положительные впечатления и убедительно показывает понимание авторским коллективом современных тенденций в оценке качества дошкольного образова...
ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...