Комплексный подход к развитию профессионализма педагога (конкурсное движение и др.) в условиях совершенствования системы оценки качества образования.
статья
С чего же начинается путь педагога-конкурсанта? Как он становится участником городских, муниципальных, всероссийских этапов конкурса? Это самостоятельное или подсказанное руководством решение? Чем оно обосновано. Что дает участие в профессиональном конкурсе педагогу? Какова роль коллектива в подготовке конкурсанта? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_lena.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к развитию профессионализма педагога (конкурсное движение и др.) в условиях совершенствования системы оценки качества образования.
Участие в профессиональных конкурсах-один из вопросов, обсуждаемых в педагогической среде. Много проблем и вопросов возникает при подготовке к конкурсам.
С чего же начинается путь педагога-конкурсанта? Как он становится участником городских, муниципальных, всероссийских этапов конкурса? Это самостоятельное или подсказанное руководством решение? Чем оно обосновано. Что дает участие в профессиональном конкурсе педагогу? Какова роль коллектива в подготовке конкурсанта? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.
Скажите, пожалуйста, Уважаемые коллеги, что такое конкурс для вас?
Да, вы совершенно правы для нас педагогов конкурс-это соревнование педагогов в профессионализме, умении продемонстрировать свой профессиональный стиль, раскрыть секреты мастерства, обнаружить необычное в традиционном.
В российских справочных изданиях даны следующие определения конкурса, обратите внимание на слайды.
Конкурс-соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы (Современныйсловарь иностранных слов.-М., 1993.-С.300).
В»Словаре русского языка» под редакциейС.И. Ожегова «соревнование –это та или иная деятельность (работа, игра), в которой участвующие стремятся превзойти друг друга в матсерстве, в искустве» (М., 1978.- С.394).
Все выше перечисленные мною вопросы далеко не праздные: они определяют уровень притязаний педагога. В одних случаях-это уверенность в своих силах и желание проверить свои возможности. В других-сомнения и вопросы: а смогу ли, а надо ли это мне, а что мне это даст.
Каждый педагог на протяжении всей своей профессиональной деятельности задает себе вопрос; каков я педагог, что отмечают мои коллеги, воспитанники и родители вкачестве индивидуального своеобразия моей работы, вчем главное условие моей успешности. С этого начинается рефлексия педагога, систематизация собственных педагогических находок, используемых методов и приемов, дидактического материала. В этом истоки серьезного исследовательского процесса обобщения собственного педагогического опыта.Именно на этом этапе становится более значимой роль методиста, заведующей в оказании помощи и поддержки педагогу, решившему принять участие в конкурсе.
Педагог, выходя на конкурс должен представить свой опыт работы, методическую разработку или рабочую программу. Все это грамотно оформить. Здесь без помощи администрации не обойтись. Это если конкурс связан с заочным участием.
А если это конкурс профессионального мастерства, включающий несколько этапов, то тогда обязательно к администрации подключается коллектив.
В преддверии выхода на конкурс такого уровня в нашем ДОУ с участниками работает педагог-психолог, проводя с ними программу тренинга ориентированную на выявления психического состояния участника. Согласитесь, транслировать свой опыт работы на педагогическую общественность и конкурсное жюри даже педагогу профессионалу нелегко, не говоря о молодых специалистах.
Для нас очень важно, чтобы у конкурсанта была уверенность в победе. Это зависит не только от самооценки участника, но от условий, в которых происходит подготовка к конкурсу. Условия конкурсанту создает администрация и коллектив. Мы считаем, что для достижения целей, стоящих перед ДОУ, а именно победить, требуется коллектив с высоким уровнем развития. Качествами, которыми должен обладать коллектив, представлены на слайде.
Я перечислю некоторые из них это: ответственность, совместимость, ориентированность на достижение, на развитие, на саморазвитие, сработанность, организованность, сплочённость. На наш взгляд, нужно быть не просто коллективом, а быть единым целом, состоящим из множества нужных, незаменимых частей. Мы считаем, что каждый из нас – это часть единой системы, которая несёт важную и значимую функцию. «Подобное притягивает к себе подобное. Так вот, мы собрались все во едино, в один коллектив не случайно. Мы подобны друг другу, у нас единая жизненная позиция, мы вместе, мы-сила, мы-мощь, мы-опора и поддержка друг другу. Под руководством инициативного, компетентного, прозорливогоруководителя. Именно поэтому мы можем победить и побеждаем»
Чтоб стать таким коллективом, каковым мы являемся, необходима кропотливая работа, а именно если ориентироваться на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,а теперь и на Профессиональный стандарт педагога (пауза), можно отметить, что в соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций через:
Первое: пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в ГПСС и творческих группах
- исследовательская, экспериментальная деятельность
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
- различные формы методической работы
- обобщение собственного педагогического опыта
Второе создание определенных условий в ДОУ. Мы считаем, что педагог должен иметь возможность:
- систематически проходить курсы повышения квалификации
- получить высшее образование
- изучать современную методическую, педагогическую литературу
- посещать обучающие семинары, практикумы на базе КРИПКиПРО и т.д.
- участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
- участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
- изучать информационно-компьютерные технологии
- иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
- осуществлять работу по самообразованию
И наконецучаствовать в конкурсах профессионального мастерства.
В момент подготовки к конкурсам наш коллектив условно мы делим на три группы:
-экспертная микрогруппа-(администрация, оценивают, вносит коррективы в подготовленный материал.)
-инициативная микрогруппа( составляют конспекты занятий, мастер-классы, делятся своими идеями в написании опыта работы, методических рекомендации, рабочих программ)
-творческая микрогруппа( занимается оформлением работы, атрибутами к занятию, в целом творит: например, на конкурс в Москву педагоги творчески подошли к оформлению титульного листа, к опыту работы, плюс креативно оформили буклеты).
Вы спросите, а что делает конкурсант в это время? Конкурсант, вращается среди всех трех групп работает вмести с ними, впитывает, как губка всю полезную, нужную информацию, учиться, можно сказать на глазах расцветает как цветок, происходит развитие профессионализма конкурсанта, и происходит, это в три этапа:
- Этап вхождения педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства.
- Этап собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса, подтверждение собственного профессионального уровня.
- Постконкурсный этап, на котором осуществляется прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, определяется возможная перспектива изменений профессиональной «Я»-концепции, профессиональная позиция, происходит более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности.
На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении сложилась система конкурсного движения, педагоги ДОУ активно принимают участие в конкурсах различного уровня и занимают призовые места
Методически грамотно подготовленный конкурсы - залог успеха к победе. Руководители, коллектив и личность самого конкурсанта-вот три кита, которые ведут к достойной победе в конкурсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя система оценки качества образования в современном ДОУ
Презентация к сообщению «Информационная открытость ДОУ во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »...
Внутренняя система оценки качества образования
План организации работы...
положение о внутренней системе оценки качества образования
Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении (далее – система оцен...
Программа внутренней системы оценки качества образования (мониторинг)
Материал раскрывает систему работы ДОО по проведению внутреннего мониторинга качества образования...
Положение о внутренней системе оценки качества образования
Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в МБДОУ № 52 (далее – система оценк...
Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.
Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...
Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Качество образования выступает обобщенной мерой эффективности функционирования о...