«Эффективные механизмы оценки качества образования: системность и использование результатов в управлении современным ДОУ»
статья
Современное образование ориентировано на достижение высокого качества, доступность, непрерывность, повышение его инновационной и творческой роли, а также его направленность не столько на усвоение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на развитие созидательных способностей личности, стремления учиться, исследовать, познавать, нести ответственность за принятые ими решения. Реформирование системы образования должно базироваться на основе прогнозирования и отслеживания его качества. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные механизмы оценки качества образования: системность и использование результатов в управлении современным ДОУ
СЛАЙД № 1
Уважаемые коллеги! Для обсуждения, я предлагаю актуальную тему в системе образования Российской Федерации, а именно, оценка качества образования. Оценка качества образования на данный момент является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.
Современное образование ориентировано на достижение высокого качества, доступность, непрерывность, повышение его инновационной и творческой роли, а также его направленность не столько на усвоение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на развитие созидательных способностей личности, стремления учиться, исследовать, познавать, нести ответственность за принятые ими решения. Реформирование системы образования должно базироваться на основе прогнозирования и отслеживания его качества. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей образования.
СЛАЙД № 2
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273‐ФЗ, к компетенции ДОО относится обеспечение функционирования «внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО). Данная норма требует от каждой образовательной организации, в том числе дошкольной, определения подходов к построению и реализации ВСОКО. Построение ВСОКО на основе нормативного подхода обеспечивает учет в ее функционировании полномочий, обязанностей и ответственности ДОО и отражается в определении объектов, критериев и процедуры оценки.
Основаниями для выделения таких полномочий являются нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней.
СЛАЙД№ 3
Анализируя современные исследования в области качества образовательной деятельности, нормативно-правовую базу, отчётливо выделяется главный признак: качество — это соответствие объекта установленным стандартам.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» «качество образования — это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»
Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества.
СЛАЙД № 4
Определение качества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное.
СЛАЙД№ 5
Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме;
с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.;
СЛАЙД № 6
с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценка их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой — успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников;
СЛАЙД № 7
с точки зрения, руководителя ДОУ это:
во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры;
во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ;
СЛАЙД № 8
Анализ разных подходов к оценке качества дает основание утверждать, что показатели результативности должны быть количественно ограниченными, проверяемыми и позволяющими устанавливать продвижение ребенка в своем развитии на протяжении всего дошкольного детства.
СЛАЙД № 9
Сегодня можно утверждать, что проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. А, следовательно, изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость вносить дополнения, изменения, исследовать и решать эту проблему.
Целью системы оценки качества образования является усиление результативности организации образовательной деятельности дошкольной организации за счет повышения качества принимаемых решений, а также своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ установление соответствия качества дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Задачи системы оценки качества Вы видите на слайде:
- Определение объекта системы оценки качества образования, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля.
- Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, а также обработка и анализ информации
- Принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей.
- Изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения принятие решений, прогнозирование развития.
- Расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении.
- Получение объективную информацию о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования;
- Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
- Принимать обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет).
В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.
СЛАЙД № 10
Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:
1. Образовательная деятельность. Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.
2. Развивающая среда. Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
3. Психологический комфорт ребенка.
Только содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения его физического и психического здоровья.
4. Здоровьесберегающая деятельность.
Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием.
Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического
напряжения, подрывающего здоровье.
5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.
СЛАЙД № 11
ВАЖНО! При разработке модели оценки качества образования:
- оценить цели, которые ставит образовательная программа – не декларирует, а реально преследует (анализ процесса, соответствие целевым ориентирам Стандарта);
- оценить условия (в том числе, психолого-педагогические) которые создаются для достижения этих целей;
- образовательный результат задается как ориентир развития;
- дети не являются объектом формализованной проверки, в центре стоит экспертная оценка.
СЛАЙД № 12
Что дает система оценки?
Информация
- Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь.
Мотивация педагогов
- Участие в оценке качества воспитателей, заведующих, старших воспитателей и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.
Формирование личности ребёнка
- С опорой на итоги системы оценки качества, педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка, не упуская из виду недостатки и трудности.
Коррекция действий
- Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.
СЛАЙД № 13
Создание системы оценки качества дошкольного образования позволяет обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. Наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. А это будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.
В нашем городе на основании приказа Управления образования от 07.09.2017 № г. «Об организации функционирования системы оценки качества образования » в каждом ДОУ разработана внутренняя систем оценки качества образования. C практикой реализации внутренней системы оценки качества образования вас ознакомит Елена Сергеевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга оценки качества образования за 2012-2013 у.г., 2013-2014 у.г
Результаты мониторинга оценки качества образования...
Отчет о результатах мониторинга оценки качества образования
отчет о результатах мониторинга оценки качества...
Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.
Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...
Круглый стол на тему "Оценка качества образования в ДОО". Мониторинг образовательных результатов"
В данной презентации рассматриваются общие вопросы понимания, что подразумевается по качеством образовательного просторанства ДОО....
Результаты независимой оценки качества образования в 2019г. как показатель эффективности деятельности МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»
В данной статье представлены результаты деятельности МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» в рамках независимой оценки качества образования в 2019г.На протяжении 4 лет детск...
Организационная структура управления внутренней системой оценки качества образования в ДОУ
Внутренняя система оценки качества образования - это совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку результатов обра...