Статья "Создание инклюзивной среды в ДОО"
статья

В статье рассматриваются вопросы создания инклюзивной среды в системе дошкольного образования. Обращается внимание на основные ресурсные требования к реализации инклюзивного образования в ДОУ. Представлен опыт реализации инклюзивного образования на примере МАДОУ «Ромашка» г. Советский Тюменской обл. Ханты-мансийского автономного округа, где в течение последних лет внедряется программа «Мы знаем,  где живет добро».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pedagogika_i_psihologiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Екатерина Олеговна Кудрявцева,

заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,

МАДОУ «Детский сад «Ромашка»

г . Советский

Татьяна Сергеевна Дорохова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Института педагогики и психологии детства

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург

Создание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Аннотация. Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания инклюзивной среды в системе дошкольного образования. Обращается внимание на основные ресурсные требования к реализации инклюзивного образования в ДОУ. Представлен опыт реализации инклюзивного образования на примере МАДОУ «Ромашка» г. Советский Тюменской обл. Ханты-мансийского автономного округа, где в течение последних лет внедряется программа «Мы знаем,  где живет добро».

Ключевые слова. Инклюзия, инклюзивная среда, инклюзивное образование, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с основными нормативными документами (закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) одной из приоритетных задач дошкольного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста. В связи с этим происходят существенные изменения в подходах к развитию и социализации личности детей с ОВЗ, в качестве основной целевой установки рассматривается создание условий  для успешного развития и социализации каждого ребенка (независимо от способностей, достатка, здоровья) на каждой ступени образования. Актуальной является проблема создания условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством развития инклюзивного образования.

С 2015 года МАДОУ «Детский сад «Ромашка» является федеральной экспериментальной площадкой Уральского государственного педагогического университета по инновационному направлению деятельности «Создание инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации». В рамках деятельности экспериментальной площадки был проведен межрегиональный семинар с международным участием (2016 г.), в результате которого педагоги приобрели практические навыки планирования и проведения образовательного процесса, режимных моментов, индивидуальной работы с детьми с особыми потребностями.

С  2017 года детский сад региональный опорный образовательный центр, обеспечивающий работу с детьми, имеющими особенности в развитии.  

На данный период в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад  «Ромашка» функционируют восемь групп компенсирующей направленности, в которых воспитывается 85 детей  с особыми образовательными потребностями, в том числе 22 ребенка – инвалида.

В виду увеличения количества детей с ОВЗ на территории Советского района и, в частности, в детском саду «Ромашка», а также для удовлетворения потребностей  родителей на право обучения и воспитания детей данной категории в условиях дошкольного учреждения, педагогическим коллективом разработан проект «Мы знаем,  где живет добро», который  дает возможность педагогам реализовать право выбора методов, форм, технологий  образования детей с особыми потребностями.

Цель проекта: создание в дошкольном образовательном учреждении условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их позитивной социализации.

Новизна проекта заключается в систематизации подходов к организации единой инклюзивной среды в ДОО, способствующей достижению цели проекта.

Задачи:

1.        Повышение уровня формальной и реальной квалификации педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной  образовательной организации.

2.        Совершенствование материально-технического и информационного обеспечения психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной  образовательной организации.

3.        Внедрение в практику работы педагогов современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной  образовательной организации.

4.        Разработка и реализация модели взаимодействия с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включение семьи в социум.

Проект «Мы знаем, где живет добро» долгосрочный, практико – ориентированный,  реализуется в МАДОУ «Детский сад «Ромашка» с 2015 года и рассчитан на 3 года.

На основе проблемно – ориентированного анализа внутренней и внешней среды педагогическим коллективом разработан план действий, нацеленный на удовлетворение завтрашнего социального заказа на образование, с учетом направлений развития муниципальной системы образования.

Проект построен на основе учета ресурсных возможностей учреждения, прежде всего кадровых и материально – технических, которыми оно обладает.

После выявленных проблем, среди которых ключевыми стали: отсутствие в практике работы педагогов современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие детей с ОВЗ и эффективной модели взаимодействия с родителями.

Для реализации проекта была разработана модель психолого – педагогического и медико – социального сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.

Вариативность развивающей среды нашего учреждения, наличие разнообразных центров детской деятельности, в которых присутствуют пособия, игры для различных категорий детей, сенсорная комната, бассейн, изостудия, горница, музыкальный, физкультурный, тренажерный залы, музей боевой славы, фитобар, физиотерапевтический кабинет и др., позволяют решать разнообразные  образовательные и коррекционно–развивающие  задачи, направленные на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную  работу осуществлять параллельно с развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого ребенка.

В МАДОУ «Детский сад «Ромашка» педагоги ищут наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательного процесса, способы повышения мотивации к обучению и результативности обучения и воспитания рассматриваемой категории детей.

Использование инновационных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами способствует компенсаторному развитию определенных функций организма,  облегчению социализации рассматриваемой категории детей и приводит к:

- повышению работоспособности, выносливости детей;

- развитию психических процессов, эмоциональной сферы детей;

- формированию, развитию двигательных умений и навыков;

- развитию общей и мелкой моторики.

Реализация проекта предполагает многообразие используемых форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - с особыми образовательными потребностями:

- интегрированные занятия. Данные занятия в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы эмоционально развивают детей;

- индивидуальные занятия со специалистами. Основной целью является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррекционных методов используют адекватные особенностям ребенка приемы телесно ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.

Образовательная деятельность, мероприятия проводятся в игровой форме,  малыми группами по 2-3 ребенка и индивидуально, длительностью не более 20 минут. Педагоги, сами варьируют время, проведения коррекционно-развивающих занятий в соответствии с индивидуальными особенностями и психофизическими возможностями детей.

- Привлечение к участию совместно с родителями в разнообразных мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации (тематических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и выставках);

- включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в игровую деятельность с нормотипичными детьми:

- организация разнообразного досуга, праздников, развлечений;

- организация режимных моментов.  

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов строится на основе адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов  для каждого ребенка, индивидуальных программ реабилитации (абилитации) (ИПРА) ребенка инвалида, разработанных в соответствии с нормативно-правовыми документами, с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Советского района (ТПМПК).  

Содержание индивидуальной  программы у детей отличается объёмом, степенью сложности для каждого ребенка. Варьируются методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Содержательное наполнение корректируется в соответствии с социальными и образовательными запросами детей и их родителей.

Для повышения эффективности коррекционно – развивающего обучения педагогами разработаны индивидуальные тетради для развития сенсорных и практических навыков.

Закон об образовании предусматривает особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Ориентируясь на обучение детей данной категории, педагоги МАДОУ д/с «Ромашка» организуют обучение детей с особыми потребностями по адаптированным образовательным программам на дому. В нашем учреждении 3 ребенка  с надомным обучением.

К основным методам организации надомного обучения относятся: беседа, рассказ, объяснение, показ, методы работы с компьютером или планшетом, самостоятельная работа, демонстрация способов действий и т.д.

Таким образом, цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Специалисты оказывают квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; помогают близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду; выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком; формируют уверенный и спокойный стиль воспитания.

Реализация проекта позволяет совершенствовать условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и  выражается в достижении следующих показателей.

1. Повышение квалификации педагогов и сотрудников МАДОУ по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредством:

 - прохождения курсов повышения квалификации по направлению «Инклюзивная практика в дошкольном учреждении» – 4 человека;

- прохождения курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» - 77 человек;

- прохождения профессиональной переподготовки по направлению «Психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» – 5 человек;

- прохождения курсов повышения квалификации по направлениям: «Расстройство аутистического спектра», «Умственная отсталость», «Детский церебральный паралич», «Интеллектуальные нарушения» – 12 человек;

- участия в работе районных и региональных методических семинаров, проблемной группе по направлению «Создание инклюзивной среды в ДОО»;

- участия в работе научных мероприятий разного уровня (круглые столы, конференции, форумы) по проблемам развития инклюзивного образования в России;

- принятия в штат новых специалистов:  тьютор – 2 человека, учитель-дефектолог – 2 человека, инструктор по лечебной физкультуре – 1 человек, педагог дополнительного образования – 1 человек, ассистент помощник –1 человек.

           2. Усовершенствование материально-технической и информационной базы произведено за счет приобретения оборудования для оздоровительных мероприятий:

- приобретен аппарат для кислородного коктеля, 2 ингалятора, в проекте создание соляной комнаты;

- значительно увеличилось количество приобретенного интерактивного оборудования;

- специального оборудования: детские планшеты –  5 штук; регулируемый стул на колесиках для детей до 7 лет – 1 шт.; опора для сидения за столом на колесиках – 1 шт.;  ходунки – 1 шт.; детская  инвалидная коляска – 4 штуки;

- информационно-тактильные знаки: наклейки на поручни тактильные;  пиктограммы и знаки информационно тактильные рельефные;

3. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада посредством организации их участия в мероприятиях различной направленности.

4. Осуществляется взаимодействие с социальными партнерами посредством заключения договоров, разработки и реализации совместных социальных проектов, участия в культурно-досуговых мероприятиях и других видах совместной деятельности. (по правовому консультированию, оказание реабилитационных и медицинских услуг, воспитанию и обучению детей, их социализации в обществе)  ( «Солнышко», «Ирида», «Берегиня», «Кедр», «Олимп», СЦРБ, Библиотека, школы города, председатель общественной организации «Детство без границ»)

5. После завершения дошкольного образования не все дети с ограниченными возможностями здоровья продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу, успешно обучаются и активно участвуют в жизни школы.

В рамках преемственности с общеобразовательными организациями педагоги принимают активное участие в заседаниях круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, ПМПк и других мероприятиях.

Показателем социализированости детей с ОВЗ и детей-инвалидов является успешная адаптация выпускников МАДОУ «Детский сад «Ромашка». За 3 года адаптированность выпускников составляет  92%, успеваемость на «4» и «5» - 73%,  классно – урочная форма обучения у 75% воспитанников.

Коллектив регулярно доказывает возможность тиражирования собственного опыта посредством выступления на научно – практических мероприятиях разного уровня

на муниципальном уровне:

•        августовское совещание педагогических работников Советского района по теме «Инклюзивное образование в Советском районе. Опыт, проблемы, перспективы» (2013 г);

региональном уровне:

•        окружное совещание педагогических работников по теме «Реализация программы по организации группы кратковременного пребывания детей инвалидов» (2013 г.);

  • Августовское совещание педагогических работников Советского

района 2018 года по теме «Формирование инклюзивной образовательной культуры участников образовательного процесса» (2018 г.)

на региоанльном уровне:

  • Окружная научно-практическая конференция (с международным участием в формате on-line трансляции) «Особый ребенок» в современном образовательном пространстве: опыт, проблемы, пути решения, перспективы» (2018 г.)
  • Окружное августовское совещение педагогических работников г. Ханты – Мансийска по теме ««Особенности организации образовательного процесса  с  детьми с ограниченными возможностями здоровья» (2018 г.)

всероссийском и международном уровне:

•         всероссийская научно-практическая конференция «Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации» (2016 г.);

•        II Международный круглый стол «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (2016 г.);

•        всероссийский научно-практический семинар в рамках IX Атякшевских чтений по теме «Моделирование маршрутов развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов»  (2016 г.);

•        форум специалистов всех уровней образования «Педагоги России: Инновации в образовании» (2017 г.).

Трансляция накопленного опыта реализуется посредством публикаций в научной и учебно-методической литературе:

- Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. №2. 2013. С. 37- 40;

- Проект «Аленький цветочек» // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. №2. 2013. С.105-125;

- Организация работы психологической  службы в ДОУ // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Екатеринбург, 2016. С. 256-262;

- Использование арттерапии в инклюзивном образовании в дошкольном учреждении. Организация работы психологической  службы в ДОУ // Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации: материалы всероссийской научно-практической конференции, 25-26 января 2016 г. Екатеринбург, 2016. С. 118-123;

- О готовности педагогов ДОУ к реализации инклюзивного образования (на примере г. Советский ХМАО) // Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства: сб. материалов II Всероссийской открытой научно-практич. Конф. (Екатеринбург, 9-11 ноября 2016 г.) / науч. Ред. И.А. Ахъямова, А.А. Пронин. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2017. С.36-41.

Список литературы

1.        Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. О готовности педагогов ДОУ к реализации инклюзивного образования (на примере г. Советский ХМАО) // Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства: сб. материалов II Всероссийской открытой научно-практич. Конф. (Екатеринбург, 9-11 ноября 2016 г.) / науч. Ред. И.А. Ахъямова, А.А. Пронин. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2017. С.36-41.

2.        Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. №2. 2013. С. 37- 40.

3.        Кудрявцева Е.О. Организация работы психологической  службы в ДОУ // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Екатеринбург, 2016. С. 256-262.

4.        Кудрявцева Е.О. Использование арттерапии в инклюзивном образовании в дошкольном учреждении. Организация работы психологической  службы в ДОУ // Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации: материалы всероссийской научно-практической конференции, 25-26 января 2016 г. Екатеринбург, 2016. С. 118-123.

5.        Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декаб. 2012 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декаб. 2012 г. // Рос. газ. – 2012. – 31 декабря.

6.        Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155: зарегистрирован в Минюсте РФ 14 нояб. 2013 г. // Рос. газ. – 2013. – 25 ноября.

7.        Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: ИНФРА-М, 2016. 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рифмы и ритмы (обыгрывание игровых ситуаций в музыкально-инклюзивной среде)

Находясь в музыкально-инклюзивной среде дети  охотно сочиняют ритмы, оснащая их звучащими жестами и ритмодекламацией....

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Проект инклюзивной среды в детском саду

Введение инклюзивной образования необходимо начинать с дошкольного образования. Именно в это время ребенок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Особенному ребенку ва...

Повышение квалификации "Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе новых педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС ООО и ФГОС НОО, ФГОС УО и ФГОС ОВЗ для достижения новых образовательных результатов».

https://sch1985.mskobr.ru/edu-news/2155Учителя и воспитатели нашей школы обучались на курсах повышения квалификации «Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе новых пе...

Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, п...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...