«Инновационные подходы в обучении детей дошкольного возраста ПДД»
консультация

Ольга Анатольевна Зубкова

Консультация для воспитателей на тему «Инновационные подходы в обучении детей дошкольного возраста ПДД»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Инновационные подходы в обучении детей

дошкольного возраста ПДД»

Обеспечение безопасности детской жизни в условиях интенсивного роста движения транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны – одна из глобальных задач времени. Программа обучения безопасному поведению на улице - это составная часть общей программы воспитания и развития детей. В соответствии с ФГОС вопросы дорожной безопасности изучаются в процессе реализации познавательной области и в интеграции с другими образовательными областями.

Чтобы свести до минимума отрицательные последствия общения с дорогой, нам, воспитателям нужно формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах всеми доступными средствами. И в этом нам помогает заинтересованность малышей в познании правил безопасного поведения на дорогах и желание их соблюдать.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и качественная подготовка самых маленьких пешеходов к условиям безопасного дорожного движения. И только систематическое активное обучение детей правилам дорожного движения и ориентации на улице, пропаганда этих правил среди родителей и педагогов поможет решить эту актуальную проблему.

Дети очень любят что-то новое, интересное. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения педагог с помощью программы WindowsMedia может демонстрировать детям обучающие мультфильмы:

- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)».

На примере мультипликационных героев дети учатся находить дорожные ловушки. Учатся правильно переходить проезжую часть дороги, закрепляют основные дорожные знаки, вспоминают правила поведения в общественном транспорте и т.д. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Введение видеозаписей мультфильмов в структуру образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

Например, показав, современный мультфильм «Маша и медведь» можно предложить детям придумать, как Маша учит медведя правилам дорожного движения, на интерактивной доске создать дорожные ситуации, с медведем часто происходят неприятные случаи на дороге, а Маша всегда приходит ему на выручку. На интерактивной доске предложить детям поиграть в такие игры как: «Назови дорожный знак», «Цвета светофора», «Когда, что можно», «Светофор- наш друг».

Рассматривая сюжетные картинки, где дети чуть не попадают в опасные ситуации, можно предложить провести акцию для младших детей более старшими «Будь внимательным, малыш». Предложить детям с помощью интерактивной доски смоделировать опасные ситуации и найти решения их предотвращения. В результате такой необычной работы дети активно тренируются в правильном поведении на дорогах.

Также актуально применение магнитной доски. У детей развивается не только внимание, наблюдательность, любознательность, но и координация на ту или иную дорожную ситуацию. Дети учатся понимать, что они являются участниками дорожного движения. Осваивают элементы дороги, различают виды транспорта. Для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствие с возрастом можно использовать компьютерные презентации, обеспечивая наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Например, такие как: «Дорога и его главные части», «Причины дорожно-транспортных происшествий».

Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения применяют разнообразные дидактические игры, например, компьютерную игру «Правила дорожного движения для детей», (где дети, рассматривая различные дорожные ситуации, закрепляют знания: как переходить дорогу, о светофоре, о транспорте, о дорожных знаках, о перекрестке, о значении регулировщика и многое другое. Дети, рассматривая данные ситуации, оценивают их, запоминают правила поведения в данных ситуациях, приводят примеры из своего опыта. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и приучаются к самостоятельности, развиваются навыки самоконтроля.

Детям очень интересы игры с использованием детского обучающего планшета. На нем дети могут рисовать различные позы регулировщика с последующим объяснением значения каждой позы, сигналы светофора, транспорт, дорожные знаки. В планшете каждому ребенку можно завести свою страничку, на которой он сможет создать творческие альбомы. Эта инновационная форма работы очень нравится детям. В творческих альбомах они смогут рисовать как реальные ситуации, так и фантастические.

Для закрепления знаний о транспорте детям можно предложить выкладывание на волшебной дощечке «Геоконт» из цветных резиночек светофор, автобус, дорожный знак.

Новым, в практике образовательных учреждений, считаются занятия по ПДД с применением тризовских методов и приёмов, на которых основными средствами работы с детьми являются педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение. Например, давая, детям задание о работе светофора, задаются вопросы: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрёстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый? и др. Дети предлагают свои варианты суждений. Далее проводится экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняются функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках. Такие занятия проводятся как поисковые.

Следующий метод – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении. Детьми выясняется, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводится этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например, автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Надо побуждать ребёнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учить их разрешать.

Инновационным подходом может служить тризовский метод «системный оператор». Достоинством этого метода является то, что при его использовании ребёнок учится системно мыслить (часть – целое), устанавливать причинно – следственные связи, закономерности их развития и проявления. Системной может быть предмет, объект или процесс, предназначенный для какой - то цели, выполнения нужного действия. Например, вариантом служит игра «Круги Луллия», Это 2 круга, закрепленные между собой, на круг большой наклеиваются картинки с дорожными знаками и основными жестами регулировщика, на малый круг- сюжетные картинки, изображающие тот или иной знак, к середине кругов крепятся стрелки. Круги и стрелки должны крутиться по кругу. Воспитатель загадывает загадку: Полосатый переход, по нему идет народ, чтоб дорогу перейти, переход этот найди, по нему пойдешь и все машины замрут, как его все люди зовут? (зебра) Ребенок должен показать отгадку с помощью знаков дорожного движения, стрелочек и сюжетных картинок. Игра развивает аналитическое мышление посредством нахождения общего и различного между похожими предметами и ситуациями.

Сознательное отношение к изучению правил дорожного движения формирует приём – эмпатии. Детям надо представить себя на месте наблюдаемого:

- «А что, если ты превратился в пешеходный переход (светофор, в дорожную разметку, нерегулируемый перекрёсток и т. д.)? О чём ты мечтаешь? Кого (чего) ты боишься? С кем бы ты подружился? Какие советы ты бы дал пешеходам, транспортным средствам? Что бы ты изменил в дорожной ситуации?».

Очень эффективны ТРИЗовские игры:

«В Умейгороде после урагана»; «В стране Светофории». «В Умейгороде после урагана весь транспорт остановился, перемешался. Как помочь Королеве и жителям её королевства разделить транспорт, собрать его по группам».

«В стране Светофории все светофоры стали не исправны, как помочь людям переходить улицы, дороги?» в которых дети смогут сами предложить различные решения ситуаций.

Проведение тренингов по закреплению знаний дорожной тематики повышает качество работы, например, тренинг «Объясни значение поз регулировщика»; «Расскажи, что значат цвета светофора»; «Что значит этот знак?»; «Где можно переходить дорогу» и др.

Необходимо больше внимания уделять работе с родителями на дорожную тематику, т.к. «семья для ребенка – это источник общественного опыта». С родителями целесообразно проведение родительского собрания на тему: «Пример взрослого заразителен» (акция совместно с ГАИ «Осторожно: дети!»); проведение акции для родителей «Защитим наших детей».

Огромное значение будет иметь и такой инновационный прием, как бегущая строка и агитационная листовка, например: «А вы купили детское удерживающее устройство»; «Соблюдение правил на дороге вами – поможет уберечь вашего ребенка от опасности»; «Ваш ребенок учится правилам на дороге у вас».

Очень эффективен и такой инновационный прием, как презентации для родителей на дорожную тематику, например: «Значение соблюдений правил на дороге»; «Для чего нужны правила на дороге»; «Ребенок и дорога» и др. Использование анимации усиливает эффект презентаций.

Таким образом, различные инновационные технологии помогут сформировать у детей прочные осознанные знания ПДД творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля.

А постоянная целенаправленная совместная работа воспитателей и родителей сделает жизнь дошколят на дорогах более безопасной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О Новой «Тайне» Очага. Креативный подход к обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности

Смелый мальчик деревянный, по имени Буратино, в этот раз раскрыл новую «тайну» очага.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10955359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...

Статья в сборнике «Делюсь опытом» " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Статья в сборнике «Делюсь опытом»  " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"...

"Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста"

Нейропсихология - это интегративная наука, которая объединила знания медицины, психологии и педагогики, изучает мозговую организацию психологических процессов. В целом, нейропсихология выявляет нейроп...

«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»

laquo;Современные подходы к обучению  детей дошкольного возраста»...

Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости".

Учебно - методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости"....

Материал к методическому объединению «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 23.11.2022 г.

Материал к методическому объединению «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 23.11.2022 г.Интегрированная непосредственно образовательная деятельность...