Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости".
учебно-методический материал по математике (младшая группа)
Учебно - методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_gosti.docx | 946.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегал Ольга Игоревна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №129»
г. Воронеж
«СКАЗОЧНЫЕ ГОСТИ»
Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОО.
Цель: развитие проблемного обучения на занятиях по математике в младшей группе ДОУ.
Задачи:
Познавательное развитие:
Упражнять в сравнении двух различных групп предметов путем наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: "поровну", "больше", "меньше"; закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: "большой", "маленький"; упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: "впереди", "сзади", "слева", "справа", "вверху", "внизу".
Речевое развитие:
-совершенствовать диалогическую форму речи;
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;
- совершенствовать умение согласовывать существительное с числительным.
Социально- коммуникативное развитие:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помогать друзьям.
Физическое развитие:
- формировать потребности в двигательной активности, через речедвигательные упражнения.
Актуальность: Формирование у воспитанников метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом. Согласно концепции ФГОС достижение таких результатов происходит в процессе овладения обучающимися универсальными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными) и метапредметным содержанием, обеспечивающим интеграцию образовательных областей, формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира, широких возможностей не только практического, но и творческого применения знаний [1, с. 10].
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению [5, с.203].
В своей методической разработке я использовала следующие структурные компоненты проблемной ситуации:
а) проблемные вопросы;
б) занимательные вопросы;
в) занимательные задачи;
поэтапно планируя результат:
1) постановка, формулирование проблемы;
2) выдвижение предположений и гипотез;
3) выбор, обоснование;
4) подведение итогов
[материалы семинара-практикума «Реализация проблемного подхода в формировании математических представлений дошкольников" ВГПУ 18.03.2022 г.].
Оборудование и материалы: деревянный домик; игрушки (черепахи, мишка, зайка, смурфики); тарелки из набора детской посуды; раздаточный материал из картона (коза, козлята, елки, забор, капуста); деревянные палочки; крышки (различных цветов); зонтик; дидактические карточки: «Цвет», «Форма», «Величина».
Ход:
Организационный момент.
Круг радости: дети встают в круг на ковре
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и свету!
Доброе утро – весне и рассвету!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Давайте вспомним, чем мы занимались на этой неделе?
- Какие стихотворения, сказки читали (о ком)? [6, с.62, 64, 41, 98].
Ответы детей.
- Всю неделю сказочные персонажи старались для нас, а теперь пришла наша очередь быть им полезными. Они у нас в гостях сегодня и просят нашей помощи.
Проблемная (игровая) ситуация.
- Черепашка и ее малыш очень голодны и хотят полакомиться вкусной капустой, но не могут разобраться из какой тарелочки это нужно сделать?
Распределим тарелочки так, что бы они смогли это сделать. Мама Черепашка большая – ей большую тарелку, а малыш маленький. Какую тарелочку выберем для малыша? Почему? Какой формы тарелочки? Какой формы капуста? А что может случиться, если тарелки поменять?
Ответы детей (см. приложение 1).
- Черепашки сыты и довольны, приглашают вас поиграть с ними.
Пальчиковая игра «Черепашка»:
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.
Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)
- Вот наша черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет ее обратно.
- Я открою вам секрет, черепашки очень любят спать, особенно когда они изрядно подкрепились. Перенесем их в домик, и пусть они отдыхают.
- Это кто спешит к нам в сад? Это смурфиков отряд!
Они никак не могут построить свой дом [4; 6 серия].
- Поможем им ребята?
- Какой формы дом, забор, крыша, елки?
Строительный материал (крышки) какой формы и цвета мы использовали? Сколько палочек использовали? Где расположены елочки, а где смурфы и забор? Сколько смурфиков с подарком, а сколько их всего?
Ответы детей (см. приложение 2).
- Смурфики остались очень довольны новым домом и вашими ответами.
- Посмотрите, ребята, а кто это еще встречает нас на полянке в нашем сказочном лесу?
Ответы детей.
- Конечно, это наши друзья Миша и Зайка, о которых мы узнали из стихотворений А. Барто [6, с.62, 64].
- Что-то они не веселы, что же случилось?
- Зайка никак не может попасть к Мише в гости, дорожку размыло сильным дождиком. Поможем им и построим дорожку, однако Зайка просит вас, что бы дорожка была «очень ласкового», солнечного цвета. Какой же это цвет? И сколько фишек надо взять? Дорожку будем строить от Зайки к Мише. Как она будет располагаться, если Зайка внизу? Какая дорожка у нас получилась?
Ответы детей (см. приложение 3).
- И что бы дождик больше не размыл нашу дорожку, позовем Солнышко к нам в гости (п/и «Солнышко-дождик»). Миша предлагает нам продолжить игру на лесной полянке (ковер группы):
Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает
Песенку поет.
Шишка отскочила
Прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился,
(Дети идут в развалку с ноги на ногу, приседают, делая вид,
что собирают шишки.)
И ногою топ! [3, с.185].
- Посмотрите, ребята, на лугу около леса пасутся два козленка, но где же их мама, почему они одни?
Ответы детей.
- Да, верно, они заблудились. Давайте проводим их к маме. Нужно построить мосты (строительный материал – деревянные палочки), но обратите внимание, один козленок почти рядом с мамой, но не может ее найти из-за высокой травы, а другой намного дальше. [2, с.98].
- Сколько палочек нам нужно взять для одного и другого мостика? Где расположены козлята по отношению к маме, а сама коза? Какие мосты у нас получились? Ответы детей (см. приложение 4).
- Благодарная коза и козлята предлагают нам поиграть с ними на лугу.
П/и «Идет коза рогатая»:
Идет коза рогатая, (дети показывают рожки)
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ-топ, (топают ногами)
Глазками хлоп-хлоп-хлоп. (моргают глазами)
Кто каши не ест,
Молока не пьет?
Забодаю! Забодаю! (разбегаются и кричат: «Ме-е-е!») [2, с.99].
- Молодцы ребята, справились со всеми заданиями!
Подведение итога.
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание оказалось самым интересным?
- Какое самым сложным?
- Вы большие молодцы, постарались и помогли нашим гостям!
Список используемой литературы и электронных ресурсов
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2014.-368 с.
2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Издательство «Учитель» Волгоград: Методкнига.-292 с.
3.Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1,5-2 года) / Карпухина Н.А.. Практическое пособие.- Воронеж: ООО «М-КНИГА» 2017.-200 с.
4.Канал «YouTube детям». Сборник мультипликационных фильмов «Приключения смурфиков».
5. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - Москва: Директмедиа Паблишинг 2008. -392 с.
6. Стихи детям / А. Барто. Издательство «Эксмодетство» Москва 2020. -144 с.
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект открытого занятия для педагогов по столовому этикету: «Поможем Бабушке Федоре». Обучение детей дошкольного возраста(2 младшей группы) сервировке чайного стола».
Программное содержание: - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных; - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на поставленный ...
О Новой «Тайне» Очага. Креативный подход к обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности
Смелый мальчик деревянный, по имени Буратино, в этот раз раскрыл новую «тайну» очага.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10955359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...
«Инновационные подходы в обучении детей дошкольного возраста ПДД»
Консультация для воспитателей на тему «Инновационные подходы в обучении детей дошкольного возраста ПДД»...
"Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста"
Нейропсихология - это интегративная наука, которая объединила знания медицины, психологии и педагогики, изучает мозговую организацию психологических процессов. В целом, нейропсихология выявляет нейроп...
«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»
laquo;Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»...
Материал к методическому объединению «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 23.11.2022 г.
Материал к методическому объединению «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 23.11.2022 г.Интегрированная непосредственно образовательная деятельность...
"Применение индивидуального подхода при обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ФОП ДО"
Доклад на методическом объединении для педагогов в ДОУ...