Консультация для педагогов «Эффективные формы организации совместной деятельности детей и педагогов».
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Эффективные формы организации совместной деятельности детей и педагогов».
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.
В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжк с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие:
1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.
2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.
Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками — 5 лет.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В первую очередь хотелось сказать, что совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей становятся эффективными формами организации совместной деятельности взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада. Совместная деятельность взрослого и детей на данный момент – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
-активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
-позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
-развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
-помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
-помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
-позволяет сохранить собранный материал;
-объединяет педагогов, детей и родителей;
-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
-обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
-способствует творческой самореализации педагога.
Лэпбук — это самодельная интерактивная папка.
В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется.
Лэпбук – отличный помощник в работе воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и с подгруппой работы с детьми разного дошкольного возраста.
Нам хотелось бы поделиться своим опытом работы в старшей группе в нашем детском саду. Совместная деятельность детей нашей группы и педагогов проходит в виде работы с изготовленными, педагогами нашей группе совместно с детьми, лэпбуками по разным актуальным темам по природе, по пожарной безопасности, по правилам дорожного движения, по театральной деятельности. Мэмори- бокс «Безопасность для детей».
Проблема формирования познавательной мотивации детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении уровня познавательной активности. Делая упор на формирование познавательной мотивации, поисковую активность и мыслительную деятельность ребенка, целенаправленно мотивируя на познавательную активность, можно добиться положительных результатов в различных видах деятельности и осуществления работы в соответствии с ФГОС.
Одним из инновационных методов, способствующих формированию познавательной мотивации, является лэпбук. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время воспитатель и дети просто открывают лэпбук и с интересом рассматривают, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
Подключая дошкольников к созданию лэпбука, вы помогаете детям сделать первые шаги к формированию навыка собирать и организовывать информацию. Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Это отличный способ для совместной деятельности детей и воспитателя. Рассматривая лэпбук, который изготовили вместе с воспитателями по выбранной теме, у ребенка возникает чувство доверия и уважения ко взрослому.
Данное пособие является средством совместного развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей
Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...
Консультация "Утренний сбор как форма организации совместной деятельности детей"
Групповой сбор – это время, когда мы обучаем детей жизненно необходимым навыкам. Опыт показывает, что проблемы детей связаны с отсутствием определённого навыка в его поведенческом репертуаре. Соответс...
Семинар-практикум «Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых»
Сценарий семинара - практикума для педагогов ДОУ ....
Буклет "Проект как форма организации совместной деятельности детей и взрослых"
материал для воспитателей...
Речевое развитие дошкольника через различные формы и организации совместной деятельности детей и педагога
Речевое развитие дошкольника через различные формы и организации совместной деятельности детей и педагога...
Консультация для педагогов «Эффективные формы организации совместной деятельности детей и педагогов».
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Лэпбук, как форма организации совместной деятельности детей и педагогов»
консультация для педагогов...