К вопросу о проблеме управления конфликтами в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения
статья
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
К. И. Шишкина
Т. В. Маркова
Кандидат педагогических наук, доцент,
магистрант,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Россия
Summary. The article considers theoretical issues of conflicts in a pedagogical collective.
Describes the importance of teachers training to work on conflict resolution and the role of the
head of the preschool educational institutions in conflict management between teachers.
Keywords: conflict; head of preschool educational institution; management of conflicts.
В коллективе любой организации существуют межличностные отношения, которые опосредуются содержанием труда, создают определенный социально-психологический климат. Благоприятный социальнопсихологический климат в коллективе является фактором положительной
трудовой мотивации каждого сотрудника, его социально-психологического
равновесия. Неблагоприятный – ведет к повышенной конфликтности в организационном поведении [5].
Экспертами подсчитано, что около 15 % рабочего времени сотрудника уходит на конфликты. Еще больше времени тратят на урегулирование
конфликтов и управление ими руководители – в некоторых организациях
до половины рабочего времени [2].
В частности, жизнь педагогического коллектива зачастую просто
пронизана конфликтными ситуациями, возникающими в отношениях с
обучающимися, коллегами по работе, администрацией образовательного
учреждения [3]. Конфликты занимают одно из основных мест в управлении персоналом в связи со значительными временными затратами, а так же
их разрушительных последствий [2].
В структуре педагогической деятельности, коммуникативный компонент является основой, движущей силой взаимодействия. К педагогу как
специалисту в сфере профессиональной деятельности «человек-человек»
предъявляются повышенные требования в плане информированности,
осведомленности, компетентности по широкому кругу социальных, психологических, педагогических проблем. В Законе Российской Федерации
«Об образовании» [1] сформулирован социальный заказ на личность педагога, успешного в социальном взаимодействии. Реализация этой задачи
определяется уровнем профессиональной компетентности будущего педагога, оперативностью, гибкостью, самостоятельностью, творческим харак-
40
тером его педагогического мышления в процессе разрешения конфликтных ситуаций.
Педагогический конфликт имеет свои особенности. Но, пожалуй, основной отличительной чертой является то, что интересы участников конфликта, могут накладывать отпечаток и сказываться на интересах ребенка,
на его развитии как личности. Исследователи, занимающиеся вопросами
становления ребенка-дошкольника как личности установили, что в воспитании детей ведущую роль играют значимые взрослые, к числу которых
относятся педагоги детского сада. К любым проявлениям конфликтного
поведения воспитателя дети относятся как к образцу. Конфликтогенная
среда, общая озлобленность, тревожность, напряженность в отношениях
проецируются на воспитанников, что составляет угрозу для их благополучного психического развития, для становления их коммуникативных
навыков и ценностных ориентаций [4].
В связи потребностью общества в педагогах, способных грамотно
руководить сложным процессом воспитания подрастающего поколения,
возникает потребность в повышении требований к подготовке педагогов
дошкольных образовательных учреждений, в том числе и в сфере предупреждения и управления конфликтами.
В организациях управление конфликтами осуществляется посредством:
– вышестоящего руководства, которое определяет общее положение
данного подразделения во всей системе учреждения;
– руководителя подразделения, задача которого обозначить план поведения в конфликтных ситуациях и осуществлять управление ими;
– трудового коллектива, выполняющего воспитательные, регулятивные функции, сплачивающие людей, формирующие сотруднические отношения.
Все субъекты регулирования конфликтов играют значительную роль
в данном процессе, однако, основным действующим лицом, должен быть
руководитель подразделения, в котором назревает или уже имеет место
быть конфликт. Для эффективного разрешения и управления конфликтами
от руководителя требуются такие знания и умения как:
– умение анализировать и диагностировать сложившуюся социальную конфликтную ситуацию;
– знание психологии личности и закономерностей ее поведения;
– умение быть беспристрастным и последовательным по отношению
к участникам конфликта;
– умение вести деловые индивидуальные беседы и переговоры;
– наличие достаточного авторитета и власти [2].
В дошкольном образовательном учреждении высшую функцию
управления реализует заведующий. Он в силу занимаемой должности призван управлять конфликтами в коллективе. Успех его как субъекта, регулирующего конфликтность педагогической среды, будет определяться сте-
41
пенью развития его деловых и личностных качеств, умения достигать компромиссов, способности самому избегать межличностных конфликтов.
Успех коллектива, эффективность его работы зависят от умения заведующего общаться с подчиненными, от силы его авторитета и воздействия на
них, от его личных этических принципов и установок.
Таким образом, перед заведующим дошкольным образовательным
учреждением стоит задача создания в коллективе оптимальных межличностных взаимоотношений, которая может быть реализована через развитие у руководителя таких качеств, как дипломатичность, принципиальность, гибкость в методах управления, умение идти на компромисс.
Поскольку руководитель выступает в качестве наиболее влиятельного и авторитетного лица, способного управлять неизбежно возникающими
в коллективе конфликтами, то задачей образования становится подготовка
специалиста, готового осуществлять данную деятельность.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-
ФЗ (по сост. на 31.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – 31 декабря. –
№53 (ч. 1). – Ст. 7598.
2. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Учебник / В. П. Пугачев. – М.: Аспект
Пресс, 2006. – 416 с.
3. Саралиева Т. Р. Развитие конфликтологической компетентности учителя в системе
дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. … канд. пед.
наук: 13.00.08 / Т. Р. Саралиева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2011. – 24 с.
4. Сафронова И. В. Управление конфликтами в коллективе дошкольного образовательного учреждения: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Сафронова. – М.: РГБ,
2000. – 128 с.
5. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.:
ИНФРА-М, 2008. – 638 с.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29322471
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
В данной статье раскрыто понятие предметно-развивающая среда в ДОУ....
Эффективное управление как фактор успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения
Управление дошкольным образовательным учреждением в связи с принятием нового Закона «Об образовании», принятием ФГТ, а также со значительным увеличением контингента детей становится все более сл...
Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования
Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......
Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...
Сценарий районного конкурса педагогического мастерства «Моя профессия – воспитатель» среди дошкольных образовательных учреждений.
Сценарий районного конкурса педагогического мастерства «Моя профессия – воспитатель» среди дошкольных образовательных учреждений. ...
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...