Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов
статья на тему

Усынина Татьяна Александровна

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и максимально адаптировать ее к современным условиям.

Ключевые слова: образовательная среда, экспертиза, модальность, когерентность, доминантность, эмоциональность образовательной среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усынина Татьяна Александровна

воспитатель                                                                                                                  МБДОУ-детский сад                                                                                 комбинированного вида № 54

г. Екатеринбург

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и максимально адаптировать ее к современным условиям.

Ключевые слова: образовательная среда, экспертиза, модальность, когерентность, доминантность, эмоциональность образовательной среды

В настоящее время в науке возрос интерес к исследованию образовательной среды дошкольных учреждений. Во многом это связано с потребностями современного общества, в котором, ценность приобретает не просто социальное развитие ребёнка, как это было в детских образовательных учреждениях долгое время, а раскрытие потенциала дошкольника, его потребности в познании мира, его мироощущение.

Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) выступает важнейшим фактором, определяющим условия успешности воспитания и обучения дошкольников в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подхода. Основная цель образовательной среды - максимально развить в ребенке заложенный творческий потенциал.

 Основное, на что необходимо обращать внимание при проектировании образовательной среды дошкольного учреждения - это развитие социальных и личностных компетенций дошкольников, что является неизменным условием развития и становления гармоничной и целостной личности, а также становится приоритетной задачей, закрепленной в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. (ФГОС ДО)

Вместе с тем, необходимо отметить особую важность правильной организации образовательной среды, выступающей в  качестве того генерального фактора, который бы способствовал становлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, саморазвитию личности в целом. Для ДОУ наибольшее значение представляет эколого-личностная модель образовательной среды, которая представлена как совокупность всех возможностей  обучения, воспитания и развития личности, причем не только позитивных, но и негативных. Другими словами, образовательная среда предполагает формирование личности по заданному образцу с учетом всех возможностей ее развития, находящиеся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом образовательная среда должна обладать развивающим эффектом, а для этого необходим комплекс возможностей  для развития и саморазвития обучающихся.

 Не менее значимым является проводимая с определенной периодичностью экспертиза образовательной среды, которая позволит выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды ДОУ и максимально адаптировать ее к современным условиям, а следовательно поможет сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования и обеспечить качественно новый уровень образованности дошкольников.

Для экспертизы образовательной среды должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды используется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (Мясищев, 1960; Ломов, 1984; Дерябо, Ясвин, 1994). Данный комплекс измерений базируется на общеметрических категориях и, соответственно, может быть использован для характеристики различных систем, в том числе и такой сложной системы, как образовательная среда [1, с.114]

 Выделяются пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность, а также дополнительно введен новый параметр — «мобильность образовательной среды».

После расчета  количественных параметров экспертизы результат можно представить графически в виде комплексной оценки показателей (рис.1)

Комплексная оценка показателей экспертизы образовательной среды Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения – детский сад комбинированного вида № 54 г. Екатеринбурга

 

Рис.1 Графическое представление результатов экспертизы

          Комплексная оценка параметров экспертизы позволяет сказать, о том, что показатели находятся в основном на одинаковом уровне, это определяет стабильность, надежность и адекватность образовательной среды ДОУ в целом. Вместе с тем, относительно недостаточный количественный уровень отдельных показателей (широта, интенсивность, активность) позволяет искать пути дальнейшего их наращивания в перспективе.

По результатам экспертизы образовательной среды ДОУ можно сделать следующие выводы:

1.Выбранная модель образовательной среды оптимально соответствует современным требованиям и целям, предъявляемым к дошкольному образованию.

2.Представленные графически результаты экспертизы говорят о том, что можно сосредоточить имеющиеся ресурсы развития на радикальном повышении уровня количественных параметров, имеющих на циклограмме наиболее низкие значения, то есть увеличить параметры: широта, интенсивность и активность.

Таким образом, для выработки оптимального пути развития ДОУ необходимо в дальнейшем:

-включать в данную образовательную среду новые дополнительные субъекты, объекты и явления (повышение уровня показателя «широта»);

-насыщать образовательную среду современными условиями, возможностями, а также повышать концентрированность их проявления (повышения уровня показателя: «интенсивность»);

-смелее увеличивать потенциал социальной активности и экспансии образовательной среды ДОУ в среду обитания (повышения уровня показателя: «социальная активность»)

Вместе с тем не стоит забывать о необходимости поддерживать на соответственном уровне остальные показатели и искать дальнейшие пути для их повышения. Для этого данную экспертизу рекомендуется проводить раз в год.

Ежегодно проводя экспертизу своей образовательной среды (на уровне всего ДОУ или отдельных групп) «внутренними» силами, то есть так называемым методом включенной экспертизы, администрация (или отдельный воспитатель) может обеспечить четкий контроль за динамикой ее развития, целенаправленно корректировать это развитие путем перераспределения ресурсов, если представляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра.

Таким образом, образовательная среда ДОУ выступает важнейшим фактором, определяющим условия успешности воспитания и обучения дошкольников в рамках личностно-ориентированного подхода.

Проводимая с определенной периодичностью экспертиза образовательной среды может выступить условием качественно организованной среды, что в свою очередь позволит сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Использованная литература

  1. Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.
  2. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред //

Психологический журнал.- 2000. -№ 4. -С. 79–88.

  1. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. -2000. -№ 6. -С. 16–22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.

Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...

Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы

В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6  мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой реч...

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня -инновационная технология, позволяющая образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня -инновационная технология, позволяющая образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государстве...

дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...

Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...