Эссе « Родители – основные помощники педагога в реализации ФГОС ДО»
статья (старшая группа)

Олейник Елена Ивановна

Изучая ФГОС, слушая выступления на педагогических советах, семинарах, обучаясь на курсах повышения квалификации, я всё больше убеждаюсь, насколько важно  внедрение ФГОС ДО. Но какой бы не был  образованный и талантливый воспитатель, без наших помощников  -  родителей, нам не справиться. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна из самых актуальных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе « Родители – основные помощники педагога в  реализации

ФГОС ДО»

Изучая ФГОС, слушая выступления на педагогических советах, семинарах, обучаясь на курсах повышения квалификации, я всё больше убеждаюсь, насколько важно  внедрение ФГОС ДО. Но какой бы не был  образованный и талантливый воспитатель, без наших помощников  -  родителей, нам не справиться. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна из самых актуальных проблем.

 Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа воспитателя  с родителями. Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.  Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей.  Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой.  Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители  на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

  • Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  • Как сделать их участниками воспитательного процесса?

  Ведь положительный результат, может  быть  достигнут только в рамках единого образовательного  пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.    

  Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».         

  Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ    14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).

      Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.  

   Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.  

   Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

   И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и  индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

   Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. 

    К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и  работать сообща.      

   В работе с родителями я использую такие формы работы:

 I. Познавательное направление.

 Цель: направлено на  ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических  навыков воспитания детей.

 Это направление включает:

- общие, групповые собрания (КВН, круглый стол)

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, конкурсы поделок, изготовленные  вместе с  родителями ( «Лучшая новогодняя игрушка», «Осенние чудеса», фото выставка «Этот день Победы»….).Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов,  занятий «Птицы Забайкальского края», «Весна – красна», сюжетно – ролевая игра «Цирк».

- совместные экскурсии «Осенняя сказка», «Наблюдение за зимующим и птицами в лесу».

- открытые НОД (Путешествие на ферму», «Моя семья»). «Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды («Центр природы и экспериментальной деятельности», сюжетно – ролевые игры «ПДД», «Больница, «Цирк»).

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей)

- утренние приветствия;

- почта доверия;

- семейные проекты.                                          

Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.

II. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению  проводится:

- анкетирование «Хорошо ли ребёнку в детском саду», «Знаете ли вы своего ребёнка?».

- тестирование.

  Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно -педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

III. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была  уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

  Данное направление включает:

Оформление родительского уголка:  «Времена года», «Подготовка ребёнка к школе», «Выходные с семьёй», «ФГОС в ДО»…..

Помещаем  на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания, нормативные    документы, объявления, продуктивная деятельность детей: рисунки, поделки, папки - передвижки.

   Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для  работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей.  Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки: «Лучший летний день», «Этот день Победы»

- выпуск газет: «8 Марта – женский день», «КВН»

IV. Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные  отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

  Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во  взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества .Спортивный праздник: «Папа, мама и я – спортивная семья».

  Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают  наши будни ярче, от  этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовываем:

- праздники, которые можно закончить чаепитие;

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции;

- акции «Живи, лес!» (посадка саженцев), «Покормите птиц зимой!» (изготовление кормушек, заготовка корма).

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

 В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками  педагогов в любом деле. Вместе с родителями созданы проекты «Весна – красна», «Зимующие птицы Забайкальского края, «Огород на окне».

 Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Список использованной литературы:

  1. «ФГОС ДО». ООО «ТЦ Сфера»,2014.
  2. Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  3. 3.Давыдова, О.И.  «Компетентный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О.И. Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  4. 4.Осипова, Л.Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.

                                              Составила: воспитатель Олейник Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

"Игра – основной помощник в адаптационном периоде"

В данном докладе рассписаны игры которые помогут педагогу  организовать жизнь ребенка в группе так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни....

Консультация для родителей: " Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице".

Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности....

Консультация: «Речевое развитие детей – основной помощник в социализации дошкольников.»

Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. В современном мире практически первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в обра...