Консультация: «Речевое развитие детей – основной помощник в социализации дошкольников.»
консультация по развитию речи
Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. В современном мире практически первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28.04.21.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Одесский ДС»
Консультация:
«Речевое развитие детей – основной помощник в социализации дошкольников.»
Материал подготовила
учитель – логопед:
Носова Е.А.,
2024 год
Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. В современном мире практически первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности взрослого и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя и других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка. А именно, социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками;
- умение спокойно отстаивать своё мнение;
- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.);
- умение уважительно относиться к окружающим людям;
- умение принимать и оказывать помощь;
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Социализация дошкольника предусматривает социальное взаимодействие с окружающим его обществом. Взаимодействие, то есть общение происходит при помощи разговорной речи. Поэтому обучение дошкольников родному языку можно рассматривать как одну из важных педагогических задач дошкольных учреждений. Речь является средством общения и познания детей дошкольного возраста, а также важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Любая деятельность ребенка сопровождается речью. Речь является очень весомым фактором в развитии дошкольника, формирует взгляды и убеждения. Благодаря умению говорить ребенок получает возможность общения с окружающими людьми, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.
Рассматривая понятие "социализация" нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Особенность социализации в дошкольном возрасте - развитие связной речи, формирование умений речевого взаимодействия не только с взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.
Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа, а именно это: - создание для детей равных стартовых возможностей для дальнейшей социализации в обществе.
Для достижения этой цели, нужно решить следующие задачи:
- Развивать социально-коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста:
- понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);
- получать необходимую информацию в общении;
- выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- вести диалог с взрослыми и сверстниками;
- спокойно отстаивать свое мнение;
- принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.);
- Формировать у детей навыки положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
- Определять пути продуктивного взаимодействия с родителями, оказывать помощь в понимании своеобразия развития речи ребенка - дошкольника.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Для эффективности работы использую различные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников:
- пальчиковые игры
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице,
Даже “здравствуй” говорю
Я соседской курице (показывает “крылышки”).
Здравствуй, солнце золотое! (показывает “солнце”)
Здравствуй, небо голубое! (показывает “небо”)
Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”)
Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”)
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
Не лень. (разводит руки в стороны)"
- эмоциональная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика разной тематики;
- совместная деятельность с детьми, с применением игр, направленных на социально-коммуникативное развитие (Вежливые слова, Добрые слова, Назови ласково по имени, Назови себя и т.д.);
- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные), творческие игры (театрализованные);
- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, совместные с детьми проекты (проект «С чего начинается Родина?») и др.
- интерактивные игры разной тематики, направленные на развитие социально коммуникативной функции.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...
Консультация "Речевое развитие детей 4-5 лет"
Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается....
Консультация речевое развитие детей 3-4 лет
РЕЧЬ – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.Своевременное и правильное речевое развитие формирует личность ребенка.Усвоение речи в дошкольном возрасте — н...
Консультация: "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста....
Консультация «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития р...
Консультация "Речевое развитие детей 3 - 4лет: норма и отклонения".
Консультация "Речевое развитие детей 3 - 4 лет: норма и отклонения" предназначена для родителей. Она знакомит их с характерными особенностями речевого развития детей 3-4 лет, на которые долж...
Консультация. Речевое развитие детей 5-6 лет
Консультация. Речевое развитие детей 5-6 лет...