"Игра – основной помощник в адаптационном периоде"
материал (младшая группа) на тему
В данном докладе рассписаны игры которые помогут педагогу организовать жизнь ребенка в группе так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_pedsovet_noyabr_.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
город Покачи
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад
Тема:«Игра – основной помощник в адаптационном периоде»
Составила:
Воспитатель: Фрумузаки Валентина Валерьевна.
Игра – основной помощник в адаптационном периоде.
Традиционно под адаптацией понимается привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Одной из первостепенных задач перед нами воспитателями, организовать жизнь ребенка в группе так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.
Главная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека ( как мама) и интересного партнера в игре.
Основные принципы организации и проведения игр:
Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувства протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.
Мы воспитатели должны стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми мы вовлекаем их в игровую деятельность, делаем её важной и значимой для них. В тоже время мы организовываем и направляем игру.
Все игры условно поделены на группы:
1 группа – Игры, направлены на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.
Игра « Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: « Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Лёвушка пришел!»
Игра повторяется.
Игра « Солнышко и дождик»
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от площади, и смотрят в «окошко» ( в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: « На небе солнышко! Можно иди гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется. (Чтобы не было травм, мы используем не стульчики, а обозначаем место, где они прячутся от дождика веревкой, легкой тканью)
Игра « Доброе животное»
Ход игры. Дети садятся в круг, воспитатель передаёт по кругу любой игровой персонаж ( кошечка, собачка и т.д.), предлагая следующие действия. Сейчас кошечка, мягкая, пушистая, добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам. Обращение к детям по имени, ласковой форме.
Игра « Солнечные зайчики»
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.Игру можно повторить 2 – 3 раза.
2 группа – Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенка
Игра « Прячем мишку»
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую детям игрушку так, чтобы она немного была видна. Говоря: « Где мишка?», ищет его вместе с детьми.После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: « Наш мишка спрятался на полочке, где стоят машинки», или « мишка спрятался в коробке с конструктором».
Игра « Собираем игрушки»
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите её на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складывайте игрушки напевайте: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра- ля- ля, их на место убираем».
3 группа – Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения ( релаксационные игры)
Игра « Мяч в кругу»
Ход игры. Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Игра « Мы топаем ногами»
Ход игры. Дети стают в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы придвижении не задевать друг друга. Воспитатель поизносит текст медленно с расстановкой, давая возможность детям сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем (дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит « Стоп»все останавливаются. Игра повторяется.
А также мы используем такие игры,как расскажи стихи руками.
« Мишка», « Сорока – белобока», «Дождик» и т.д.
4 группа – Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.
Игра « Дуть во что – нибудь или на что – нибудь»
Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Ребенок повторяет действия взрослого.
Игра « Прятки»
Ход игры: Ребенок прячется под платком.Взрослый может не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места со словами:
- Где же наш мальчик (девочка) спрятался? Муса, ау! Иду искать!
Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции – напряжение и возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается – ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.
Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешной адаптации детей раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Утром малышей я встречаю игровыми сюрпризами с использованием потешек, которые помогают установить с ними контакт, вызвать положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя его содержания.
«Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Димочка хороший! Ванечка пригожий!»
«Не плач детка, прискачет белка,Принесет орешки, тебе для потешки!»
Во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Ай, лады, лады, лады «Кран, откройся Не боимся мы воды…». Нос умойся…».
Помогает потешка и в процессе кормления: «Умница Катенька «Ай ту-ту-ту-ту Ешь кашку сладеньку…». Не вари кашу круту…».
Периодически включаем негромкую, спокойную музыку.
ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ (для воспитателей)
- В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учётом рекомендаций врача, педагога-психолога, воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
- Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребѐнка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
- Необходимо подготовить «полочку любимой игрушки», где будут располагаться вещи, принесѐнные из дома.
- Взрослому следует чаще ласкать ребѐнка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку. Хороший эффект даѐт поглаживание головы ребёнка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
- Не мешает уже в первые дни показать ребѐнку детское учреждение с тем, чтобы дать понять малышу: его здесь любят.
- В психологически напряжѐнной, стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребѐнку попить, погрызть печенье.
- Отрицательные эмоции затормаживаются монотонными движениями рук или сжиманием кистей, поэтому ребѐнку предлагаются соответствующие игры.
- Периодически следует включать негромкую, спокойную музыку.
- Лучшее лекарство от стресса — смех. Необходимо создать как можно больше ситуаций, в которых бы ребѐнок смеялся. Использовать игрушки забавы, мультфильмы, приглашать необычных гостей — зайчиков, клоунов, лисичек...
- Необходимо исключить однообразие жизни детей, т.е. определить тематические дни.
- Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
12.Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
13.Не осуждать опыт ребѐнка, никогда не жаловаться на него родителям.
14. Необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребёнка.
Советы родителям — делать или не делать? Делайте!
- Радуйтесь Вашему малышу.
- Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что- нибудь.
- Когда малыш сможет Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
- Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
- Говорите с малышом короткими фразами.
- В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Говорите медленно.
- Будьте терпеливы.
- Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите, когда малыш подрастет.
- Каждый день читайте ребенку.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
- Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Заботьтесь о том, чтобы v ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
- Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
- Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
- Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
- Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним: вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
- Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
- Регулярно водите ребенка в библиотеку.
- Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
- Не теряйте чувства юмора.
- Играйте с ребенком в разные игры.
- Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация адаптационного периода. Адаптационные игры.
Создание предметно - развивающей среды (использование нетрадиционных форм). Создание благоприятных условий способствует облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учере...
Игры развлечения в адаптационный период с детьми 2-3 лет
очень полезный матерал для педагогов раннего дошкольного возраста...
Игры-развлечения в адаптационный период.
В данной консультации для воспитателей представлены ряд игр-развлечений, которые можно использовать в адаптационный период....
Конспект игры-развлечения в адаптационный период «Бабочка прилетела»(ранний возраст)
Конспект игры-развлечения в адаптационный период «Бабочка прилетела»(ранний возраст)...
Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»
Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....
Игры детей в адаптационный период (вторая группа раннего возраста).
Задачи:формирование эмоционального контакта;формирование доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересн...
Игры 1мл в адаптационный период с детьми.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....