"Игра – основной помощник в адаптационном периоде"
материал (младшая группа) на тему

Фрумузаки Валентина Валериевна

В данном докладе рассписаны игры которые помогут педагогу  организовать жизнь ребенка в группе так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedsovet_noyabr_.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Тема:«Игра – основной  помощник в адаптационном периоде»

Составила:

Воспитатель:  Фрумузаки  Валентина Валерьевна.

Игра – основной  помощник в адаптационном периоде.

Традиционно под адаптацией понимается привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Одной из первостепенных задач перед нами воспитателями, организовать жизнь ребенка в группе так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.

Главная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека ( как мама) и интересного партнера в игре.

Основные принципы организации и проведения игр:

Добровольность  участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувства протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.

Мы воспитатели должны стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми мы вовлекаем их в игровую деятельность, делаем её важной и значимой для них. В тоже  время мы организовываем  и направляем  игру.

Все игры условно поделены на группы:

1 группа – Игры, направлены на создание эмоционально  благоприятной атмосферы  в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

Игра « Иди ко мне»

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: « Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший  Лёвушка пришел!»

Игра повторяется.

Игра « Солнышко и дождик»

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных  на некотором расстоянии от площади, и смотрят в «окошко» ( в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: « На небе солнышко! Можно иди гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется. (Чтобы не было травм, мы используем не стульчики, а обозначаем место, где они  прячутся от дождика веревкой, легкой тканью)

Игра « Доброе животное»

Ход игры. Дети садятся в круг, воспитатель передаёт по кругу любой игровой персонаж ( кошечка, собачка и т.д.), предлагая следующие действия. Сейчас кошечка, мягкая,  пушистая,  добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам. Обращение к детям по имени, ласковой форме.

Игра « Солнечные зайчики»

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.Игру можно повторить 2 – 3 раза.

2 группа – Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенка

Игра « Прячем мишку»

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую детям игрушку так, чтобы она немного была видна. Говоря: « Где мишка?», ищет его вместе с детьми.После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: « Наш мишка спрятался на полочке, где стоят машинки», или « мишка спрятался в коробке с конструктором».

Игра « Собираем игрушки»

Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе  с ним положите её на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складывайте игрушки напевайте: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра- ля- ля, их на место убираем».

3 группа – Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения ( релаксационные игры)

Игра « Мяч в кругу»

Ход игры. Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Игра  « Мы топаем ногами»

Ход игры. Дети  стают в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы придвижении не задевать друг друга. Воспитатель поизносит текст медленно с расстановкой, давая возможность  детям сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (дети берутся за руки, образуя круг)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит « Стоп»все останавливаются. Игра повторяется.

А также мы используем  такие игры,как расскажи стихи руками.

« Мишка», « Сорока – белобока»,  «Дождик» и т.д.

4 группа – Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.

Игра « Дуть во что – нибудь  или на что – нибудь»

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Ребенок  повторяет действия взрослого.

Игра « Прятки»

Ход игры: Ребенок прячется под платком.Взрослый может не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места со словами:

 - Где же наш мальчик (девочка) спрятался? Муса, ау! Иду искать!

Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции – напряжение и возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается – ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешной адаптации детей раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Утром малышей я  встречаю  игровыми сюрпризами с использованием потешек, которые помогают установить с ними контакт, вызвать положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя его содержания.

 «Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Димочка хороший! Ванечка пригожий!»

«Не плач детка, прискачет белка,Принесет орешки, тебе для потешки!»

Во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

 «Ай, лады, лады, лады «Кран, откройся Не боимся мы воды…». Нос умойся…».

Помогает потешка и в процессе кормления: «Умница Катенька «Ай ту-ту-ту-ту Ешь кашку сладеньку…». Не вари кашу круту…».

Периодически  включаем  негромкую, спокойную музыку.

ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ (для воспитателей)

  1. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учётом рекомендаций врача, педагога-психолога, воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.

  1. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребѐнка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

  1. Необходимо подготовить «полочку любимой игрушки», где будут располагаться вещи, принесѐнные из дома.

  1. Взрослому следует чаще ласкать ребѐнка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку. Хороший эффект даѐт поглаживание головы ребёнка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

  1. Не мешает уже в первые дни показать ребѐнку детское учреждение с тем, чтобы дать понять малышу: его здесь любят.

  1. В психологически напряжѐнной, стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребѐнку попить, погрызть печенье.

  1. Отрицательные эмоции затормаживаются монотонными движениями рук или сжиманием кистей, поэтому ребѐнку предлагаются соответствующие игры.

  1. Периодически следует включать негромкую, спокойную музыку.

  1. Лучшее лекарство от стресса — смех. Необходимо создать как можно больше ситуаций, в которых бы ребѐнок смеялся. Использовать игрушки забавы, мультфильмы, приглашать необычных гостей — зайчиков, клоунов, лисичек...

  1. Необходимо исключить однообразие жизни детей, т.е. определить тематические дни.

  1. Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

12.Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

13.Не осуждать опыт ребѐнка, никогда не жаловаться на него родителям.

14. Необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребёнка.


Советы родителям — делать или не делать? Делайте!

  1. Радуйтесь Вашему малышу.

  1. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что- нибудь.

  1. Когда малыш сможет Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

  1. Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

  1. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

  1. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

  1. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

  1. Говорите с малышом короткими фразами.

  1. В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.

  1. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

  1. Говорите медленно.

  1. Будьте терпеливы.

  1. Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите, когда малыш подрастет.

  1. Каждый день читайте ребенку.

  1. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

  1. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

  1. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

  1. Поощряйте игры с другими детьми.

  1. Заботьтесь о том, чтобы v ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

  1. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

  1. Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

  1. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

  1. Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним: вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

  1. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

  1. Регулярно водите ребенка в библиотеку.

  1. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

  1. Не теряйте чувства юмора.

  1. Играйте с ребенком в разные игры.

  1. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры адаптационного периода, игры для налаживания контакта

Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,  сопровождаемых улыбкой...

Организация адаптационного периода. Адаптационные игры.

Создание предметно - развивающей среды (использование нетрадиционных форм). Создание благоприятных условий способствует облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учере...

Игры развлечения в адаптационный период с детьми 2-3 лет

очень полезный матерал для педагогов раннего дошкольного возраста...

Игры-развлечения в адаптационный период.

В данной консультации для воспитателей представлены ряд игр-развлечений, которые можно использовать в адаптационный период....

Конспект игры-развлечения в адаптационный период «Бабочка прилетела»(ранний возраст)

Конспект игры-развлечения в адаптационный период «Бабочка прилетела»(ранний возраст)...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....

Игры детей в адаптационный период (вторая группа раннего возраста).

Задачи:формирование эмоционального контакта;формирование доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересн...