Способы поддержки детской инициативы
методическая разработка
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
Напомню что ФГОС ДО поддержке детской инициативы отводит особое внимание. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.
Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста?
Игра «Ассоциация»
Сейчас я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру «Ассоциации». Мы будем передавать по кругу мяч и называть ассоциации, которые возникают, когда вы слышите словосочетание «Инициативный ребенок».
Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью
Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Тема нашего ГМО звучит как поддержка детской инициативы в художественно-эстетическом развитии. Давайте вспомним какие направления входят в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»
- изобразительная деятельность;
- аппликация
- лепка
Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые диктует взрослый без проявления собственной инициативы и самостоятельности. По принципу «сказал - сделал». То есть вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем.
Согласитесь, не всем педагогам легко перестроиться на новые требования. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку. Многие педагоги совершают ряд ошибок воспитния.
- излишняя регламентация деятельности,
- постоянный контроль и опека,
- преобладание прямых приемов руководства действиями детей,
- обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.
Баланс взрослого и детской инициативы:
Достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»
На экране обозначены те способы и направления, которые связаны с инициативой, необходимо убрать лишнее.
- Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
- Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- Создание условий для укрепления и охраны здоровья;
- Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
- Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
- Поощрение высказывания оригинальных идей;
- Самостоятельное нахождение для детей интересных занятий;
- Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом;
- Содержать различные игры, дидактические материалы и игрушки в недоступном для детей месте во избежании опасных ситуаций
- Оказывать первую помощь при возникших затруднениях;
- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
- Авторитарный стиль общения;
При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:
Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;
Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.
Игра «ХИМС»
Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.
Ведущий передает мяч по кругу и говорит: «Наша встреча подошла к
концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу
прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:
- Хорошо, что…
- Интересно…
- Мешало…
- С собой возьму…»
Рекомендации по поддержке детской инициативы:
1.Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
2. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поощряете интерес ребенка.
3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка.
4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами.
5. Научите ребёнка ценить себя как творческую личность.
6. Собственный пример взрослых заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).
7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.
8. Не скупитесь на знаки внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_initsiativa.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Целевые ориентиры, определенные ФГОС ДО Ребенок: проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.
Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста?
Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка
Художественно-эстетическое развитие
преобладание прямых приемов руководства действиями детей, - обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. Ошибки педагогов: излишняя регламентация деятельности, - постоянный контроль и опека,
Баланс взрослого и детской инициативы Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; Создание условий для укрепления и охраны здоровья; Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
Баланс взрослого и детской инициативы Поощрение высказывания оригинальных идей; Самостоятельное нахождение для детей интересных занятий; Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом; Содержать различные игры, дидактические материалы и игрушки в недоступном для детей месте во избежании опасных ситуаций
Баланс взрослого и детской инициативы Оказывать первую помощь при возникших затруднениях; Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности; Предоставление детям возможности активно задавать вопросы; Авторитарный стиль общения;
При организации работы педагогу необходимо придерживаться следующих принципов: Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности; Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации; Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Опыт работы: Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности; Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации; Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Интересно… Хорошо, что… С собой возьму…» Мне мешало…
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занятия по выбору как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Сообщение из опыта работы...
Презентация способы поддержки детской инициативы.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказало...
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности творчески одарённых детей.
Отчёт о проделанной работе с музыкально одарёнными детьми музыкального руководителя. Представлены разные формы работы: творческие объединения по интересам, конкурсы различного уровня, участие в концер...
Организация конкурсов для детей в детском саду как способ поддержки детской инициативы.
В статье описывается работа детского сада по поддержке детской инициативы через организацию конкурсов....
Из опыта работы "Мультипликация, как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике детского сада"
Анимационная студия в нашем детском саду существует с ноября 2020 года. За это время у нас создано более 10 мультфильмов. Мультипликационная студия предоставляет неограниченные возможности для развити...
«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»
Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в анимационной студии «Анимашка» в р...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...