Методические рекомендации по организации игр с детьми в ДОУ
методическая разработка
Игры дошкольников: виды, планирование, организация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_seminaru_po_igre.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизирующее общение воспитателя с детьми во время игрового процесса:
Прямое руководство: называние воспитателем ребенку его роли (младший возраст), уточнение содержания роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в сговоре на игру (средняя группа), участие в предварительном планировании игры (старшая группа).
Косвенные приемы руководства игрой:
- Проблемно-игровые ситуации, провоцирующие поиск новых вариантов решения игровых задач;
- Включение педагога в игру детей как партнера и участника игры;
- Вопросы: «И что он сказал?», «Что будем делать?», «Что я дальше делаю или говорю?»
Источником содержания детских игр являются ситуации, где:
- Ребенок активно действует вместе со взрослыми (выбирает продукты в магазине…)
- Ребенок выступает как объект действия взрослого (его лечит врач, стрижет парикмахер…)
- Ребенок наблюдает деятельность взрослых, либо узнает о ней опосредованным путем (из фильмов, книг, рассказов)
Сюжетно-ролевая игра
- Замысел игры, постановка игровых целей и задач (начинают играть, не задумываясь – дети совместно обсуждают замысел игры);
- Содержание игр (действие с предметами – модели разнообразных взаимоотношений между людьми);
- Сюжет игры (бытовые – общественные, сказочные, их комбинация)
- Выполнение роли и взаимодействие детей в игре (начинают обозначать роль словом, игрушка, как партнер по игре, игры вдвоем – роли обозначаются с помощью выразительных средств, через речь раскрывается сущность ролевых отношений, игры по 5-6 человек, любимые роли)
- Игровые действия, игровые предметы (принятые от взрослого игровые действия, в том числе с предметами-заместителями – игровое действие заменяется словом, использование предметов-заместителей самостоятельно, природного материала, игрушек, самостоятельных поделок)
- Правила игры (детей привлекает само действие – дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли)
Семь обязательных игр для дошкольников
Сюжетно-ролевая, Строительная, Театральная (драматизация или
театрализованная), Дидактическая, Подвижная, Музыкальная, Игра-забава
Виды игр с правилами
- Игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);
- Игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты, подвижные игры соревновательного типа);
- Игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или физической компетентности (например, серсо, кегли, «Путаница» и др.).
Особенности дидактической игры
- В дидактических играх кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например, речевых.
- Является своеобразной формой обучения.
- Дидактической игре нужно учить – лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер, становится содержательной и приводит к эффективному результату
ИГРЫ-ЗАБАВЫ
- Игры с народными игрушками: Ходячий бычок, Клюющие птички
- Пляшущие куклы
- Шарики
- Мыльные пузыри
- Заводные игрушки
- Электронные игрушки….
Значение игровой деятельности
- Развитие воображения - возможность действовать в плане образов и представлений; создание нового, оригинального, того, что раньше в опыте не было.
- Возникновение произвольного поведения – ориентируется на нормы и правила поведения. Осознание своего поведения.
- Формирование произвольности всех психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение). Установление простых причинно-следственных отношений между событиями и явлениями
- Начала личностного самосознания – что умею/не умею, место среди людей, внешние действия и внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения …
- Общение дошкольника со сверстниками – учет желаний и действий другого ребенка, умение отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Как планировать игровую деятельность?
- Определите, какие образовательные задачи вам необходимо решить в течение недели. Запишите их.
- Исходя из задач подберите разные виды игровой деятельности, в которых дети смогут овладеть навыками и умениями, усвоить определенное содержание.
- Подумайте, сколько времени вам потребуется на проведение той или ной игры
- Порассуждайте, с чем нужно познакомить детей сначала, а с чем – потом. Расположите игры последовательно.
- Внесите игры в план работы, не забыв оставить время для самостоятельной деятельности детей и предварительной работы по организации игровой деятельности.
Организация игровой деятельности в детском саду
Что такое игра?
Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни (Г.А Урунтаева).
Игра – это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детского мира (Е.О. Смирнова).
Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия.
Для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать….
Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения (А.Г. Гогоберидзе).
КАКИЕ БЫВАЮТ ИГРЫ?
Виды игры | Описание |
Подражательные игры | |
Сюжетно-отобразительная игра | |
Игра-драматизация | |
Театрализованная игра | |
Сюжетно-ролевые игры | |
Режиссерские игры | |
Игры-этюды | |
Подвижные игры | |
Спортивные игры | |
Развивающие (интеллектуальные) игры | |
Музыкальные игры (хороводные, танцевальные, ритмические) | |
Коррекционные игры | |
Шуточные игры (игра-забава) | |
Строительные игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...
Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.
Важное место в системе накопления ребенком личного опыта, правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...
Методические рекомендации к организации беседы с детьми 5-6 лет Образовательная область: «Познание» Тема: «Прогулка по Верхнему саду города Петергофа».
Цели и задачи беседы:· расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях;· показ...
Методические рекомендации к организации беседы с детьми 5-6 лет Образовательная область: «Познание» «Семидесятилетию снятия блокады посвящается!»
Задачи образовательной деятельности с детьми:1. систематизировать и обобщить знания детей о блокаде нашего города;2....
Методические рекомендации К организации НОД С детьми старшей группы Тема: «Свойства воды» (образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей)
Методическая рекомендация может быть использована в эксперементально-исследовательской деятельности...
Методические рекомендации к организации НОД с детьми старшей группы Тема: «Мамин день»
Используется для формирования представлений детей об истории возникновения праздника 8 мартаю, воспитание нравственных качеств....