Взаимодействие педагогов ДОО в рамках реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
статья

Баранова Надежда Георгиевна

В статье представлен опыт взаимодействия педагогов  ДОО по  реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов ДОО в рамках реализации образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»

Н. Г. Баранова, старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 12

«Счастливый островок»,

г. Мариинск, Кемеровская обл.

        Каждому из нас хочется быть позитивным и спокойным, чувствовать удовлетворение от своей работы и в полной мере ощущать радость бытия. Однако, в профессии воспитателя детского сада есть свои особенности, которые способствуют некоторому психологическому напряжению. Это груз ответственности за жизнь и здоровье воспитанников, большой объём текущей документации, специфика общения с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников, которые порой недооценивают труд педагога. Психологические нагрузки увеличиваются, если в учреждении неэффективный стиль руководства, сотрудники работают в условиях дефицита времени или отсутствует  сплочённость коллектива.

Сегодня к педагогу предъявляются высокие требования - любовь к детям, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания, педагогическая интуиция, высокий уровень общей культуры и нравственности.

Учитывая всё вышеперечисленное, мы для себя определили   первостепенной задачей в нашем коллективе создание микроклимата. Должен быть коллектив единомышленников, способный решать поставленные задачи.

Приоритетное направление детского сада - художественно-эстетическое развитие воспитанников. Подбор кадров позволил нам выбрать именно это направление.  Эта работа проходит через все разделы основной образовательной программы дошкольного образования, способствует обеспечению эмоционального благополучия каждого ребенка, развитию его духовного, творческого потенциала, условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое развитие (согласно ФГОС ДО) предусматривает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Работа по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • Обновление содержания образования (выбор программ и технологий).
  • Создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, программно-методическое, создание развивающей предметно-пространственной среды).
  • Уважительное отношение к результатам творчества воспитанников.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с воспитанниками по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Организация образовательной деятельности.
  • Обеспечение преемственности по данному направлению между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом, школой, другими учреждениями.
  • Тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

Эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педработников детского сада (заведующего, старшего воспитателя, воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре).

Действуя в своем направлении, каждый сотрудник берет на себя определенные обязанности в этой области, работает на общую цель, выполняя федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Всем известно, какой труд вкладывает каждый педагог в написание своей рабочей программы. На сегодняшний день три педагога нашего детского сада успешно  прошли общественно-профессиональную экспертизу рабочих программ на уровне КРИПКиПРО, получили экспертное заключение.

Ежегодно наши педагоги и специалисты  при составлении своих рабочих программ работают в тесной взаимосвязи, понимая, что от того насколько грамотно каждый спрогнозирует, спроектирует образовательный процесс зависит результат воспитательно-образовательной работы в целом.  Особое внимание уделяется нашему приоритетному направлению.

Сегодня для нас с вами, очевидно, что развивающая предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на развитие детей, способствует социальному взаимодействию друг с другом и с взрослыми, педагогов и родителей. Поэтому мы стараемся предоставлять детям возможность активно осваивать пространство, самостоятельно изменять окружающую среду, испытывать радость от физических нагрузок, знакомиться с природой, экспериментировать. Оформление развивающей предметно-пространственной среды детского сада, групповых комнат решается в комплексе, в  соответствии с требованиями  ФГОС ДО. Наши педагоги организуют развивающую предметно-пространственную среду как культурное пространство, способствующие развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Активное участие воспитанников в создании среды способствует формированию инициативности и творчества, порождает чувство радости, создает эмоционально-положительное отношение к дошкольному  учреждению, вызывает желание посещать его.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями, которые, как правило, находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Наши педагоги стараются создать ситуации успеха для каждого ребенка. Воспитатели организуют  уголки детского творчества в группах, подбирают литературу, материал для самостоятельных игр и творчества,  используют элементы фольклора (потешки, пословицы, поговорки), включают в структуру занятий рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества, участвуют с детьми  в творческих конкурсах, активно привлекая родителей.

Эстетическое воспитание невозможно без овладения детьми элементарными нормами поведения, которые впоследствии позволяют подвести к более глубоким нравственным переживаниям. С этой целью составлена дополнительная общеразвивающая программа «Этическая грамматика», которая способствует формированию этической направленность развития личности, её будущего самоопределения в мире людей. Программа предусматривает не столько обучение, сколько воспитание культуры поведения. Правила этикета определяют оптимальные нормы человеческого общения, которые ребёнок  узнаёт, знакомясь с  «Толковым словарём этикета».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с формированием художественного восприятия делается акцент на развитие собственного творчества воспитанников. Дети – прирождённые художники, изобретатели – видят мир во всем его своеобразии, любят фантазировать. Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов в области искусства. В детском саду имеется изостудия. Воспитатели и педагог дополнительного образования, помогая  ребёнку не превратиться из «маленького гения» в заурядного человека,  строят работу на эмоциональном воздействии –  удивлении, потрясении, любовании. Это значительно облегчает развитие и обучение детей. Особенно в этом помогает работа с  глиной. Если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми.

В изостудии дети лепят игрушки по образцам народных мастеров, но больше всего  им нравятся свистульки нашего Мариинского мастера - Платицына В.А. Работы детей  неоднократно выставлялись в краеведческом  музее, ежегодно участвуют в ярмарках на праздниках города, звучат на музыкальных утренниках, служат хорошим подарком ко дню рождения детей, презентом гостям детского сада.

Дети видят значимость своего труда. Регулярно организуем в детском саду выставки детских рисунков под рубриками «Наше творчество», «Прекрасное рядом», «С любовью к городу». Творческие работы воспитанников  выставляются в группах, коридорах, музыкальном зале. Дети, увидев свои рисунки (лепку, аппликацию) среди работ своих сверстников, получают возможность сравнить их. Кроме этого, они чувствуют себя комфортнее от того, что их работа выставлена среди других, ощущают продукт своей деятельности, одним словом реализуют себя как творческая личность. На это нас нацеливает ФГОС ДО, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни. Наши выпускники продолжают обучение в художественной школе. На каникулах забегают в детский сад, приходят в изостудию, делятся своими творческими успехами.

Большую помощь в приобщении детей к лучшим традициям народного творчества оказывает  педагог дополнительного образования. Активное участие в межрегиональных фольклорных фестивалях (Алтай, Кемерово, Крапивинский район, Новосибирск (Русский дом народных традиций «КрАсота») позволяет ей обмениваться опытом с другими педагогами, мастерами, учиться  технологиям изготовления новых  игрушек,  а также делиться своими секретами в изготовлении народных кукол–оберегов, передавать накопленный опыт детям. Как специалист-теоретик по народной художественной культуре она знакомит воспитанников  с  календарными праздниками и обрядами, народными играми и обычаями, декоративно-прикладным искусством. Дети приходят в изостудию теоретически подготовленными. Дополнительная общеразвивающая программа «Жар-птица», составленная ею, эффективно содействует духовному и интеллектуальному развитию. В основу программы положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств.  Предполагается тесная связь содержания программы с изодеятельностью и музыкальными занятиями.

В  нашем детском саду 2 музыкальных руководителя. Талантливые педагоги с высшей квалификационной категорией, занимаются также дополнительным образованием детей в вокальных студиях, фольклорном ансамбле «Подсолнух». Для создания условий по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников музыкальные руководители работают над определённой темой в тесной взаимосвязи  со всеми специалистами детского сада. Все занятия строятся на основе разнообразных творческих игр, направленных на самостоятельное изобретение, варьирование. «Игра в музыку», музыкальная игра-импровизация готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению. В подборе музыкально-ритмических движений, отдается предпочтение коммуникативно-двигательным играм. Использование игр с индивидуальным включением детей в роли, например, дирижера оркестром, помогает ребенку почувствовать свою значимость на музыкальных занятиях. Это уважение к творчеству каждого проецируется и на межличностные отношения в группе. Огромную помощь в работе над пением оказывают воспитатели. Они не просто присутствуют на музыкальных занятиях, стараются вникнуть в суть работы над текстом песен и разучивают в группе слова так, что вопросы артикуляции, дыхания, ритма  решаются намного легче. Воспитатели помогают детям закрепить  новые слова и понятия, с которыми знакомятся на музыкальных занятиях, обсуждают праздничные мероприятия, в которых дети были участниками и зрителями.

Использование музыкально-игровых методик позволило повысить в первую очередь интерес детей к процессу музыкально-творческой деятельности. Совместно с педагогами дополнительного образования проводятся интегрированные занятия.  Дети становятся более активными, уверенно чувствуют себя в разных видах творческой деятельности.

Музыка и театр в детском саду – источник особой детской радости, возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Наш коллектив заразился театром, творческая группа готова без  перерыва на отдых и обед готовить сценарии, декорации. Такая деятельность, безусловно, сплачивает коллектив и раскрывает в нём богатый творческий потенциал. Театрально-игровая деятельность поставлена в детском саду на высокий уровень. Театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Дети с удовольствием занимаются в театральной студии «Солнечные лучики».

Мы пришли к твёрдому убеждению, что неталантливых детей нет, каждый ребёнок может себя попробовать в любой роли. Подготовка к спектаклю также требует взаимодействия со всеми педагогами ДОУ, и конечно, родителями.  Кульминацией работы являются праздники, театральные постановки, на которые дети приходят готовыми к импровизациям и творчеству. Результат активной совместной деятельности с семьями воспитанников приводит к тому, что родители приходят на праздники не только посмотреть на своего ребенка, но и включиться в исполнение многих музыкальных номеров.

Всем известно, как влияет плавание на ребёнка, помогая ему стать здоровым, сильным, ловким.  Воспитанники быстро адаптируются  к водному пространству через специальные игры на развитие чувства воды и времени («Достань со дна сокровище», «Поговори с рыбкой»), что способствует развитию морально-волевых качеств личности воспитанников. Инструктор по плаванию добилась  успехов в этом направлении. Но она не стоит на месте, всегда полна творческих идей. Если музыкальные руководители развивают красоту и пластику движений в  музыкальном зале, то она занимается обучением танцам на воде. Синхронное плавание включает элементы художественной гимнастики, развивает гибкость, правильную осанку, создаёт условия для личностного роста ребёнка, эмоционального и двигательного раскрепощения, появления чувства радости и удовольствия от движений на воде. Инструктор побуждает каждого ребёнка к осознанному выполнению упражнений, творчеству, проявлению инициативы и активности.

ФГОС ДО  уделяет особое внимание тесному взаимодействию с родителями и вовлечению их в образовательную деятельность. Мы стараемся донести до них, как важно для формирования духовно богатой личности ребёнка семейное воспитание, основа  которого - уважительное отношение друг к другу  всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей. Говорим с ними о том, что ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Многие папы задумываются о великой роли отца в подготовке детей к семейной жизни, когда в исполнении наших воспитанников на  встречах в  «Семейной академии» звучат такие строки:

                                               Мы вечером с папой            

                                               Играли  вдвоем –

                                               Я был космонавтом,

                                               А он - кораблем.

                                               Готовясь к полету,

                                               Скафандр я надел

                                               И в космос на папе

                                               Умчаться хотел.

                                               Хотел... Но корабль повел

                                               Себя странно-

                                               Не смог одолеть

                                               Притяженье дивана!...

Работа с семьёй носит целенаправленный, планомерный характер. Мы используем  различные  формы взаимодействия с родителями, привлекаем  к участию в праздниках,  изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Но для этого, конечно, нужно быть примером во всём. Поэтому со своим коллективом мы круглый год активно участвуем во всех районных мероприятиях: «Кросс нации», «Парламентские игры», «Велопробег», «Лыжня России». А сейчас мы все дружно выполняем нормы ГТО с 6-ой  по 10-ую ступени.  И  родители наших воспитанников от нас не отстают, буквально атаковывают инструктора по физкультуре, приходят на консультации. Даже наши маленькие воспитанники  выполняют нормы ГТО первой ступени. Всё это способствует не только приобщению к спорту и здоровому образу жизни, но и укреплению семейных отношений, воспитанию любви и уважения к старшим.

Ведь дошкольникам, особенно детям старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родным и близким, родному городу, природе, Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Направленность  ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей. Неоценимое значение в воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно входит в жизнь детей с раннего возраста с  опорой на региональный материал, его специфику.

В детском саду создан мини-музей «Кукольный сундучок», который  способствует введению ребёнка в мир искусства, развитию художественной культуры, возникновению интереса к музеям и выставкам.  Но нам, живущим в городе-музее под открытым небом, было бы непростительно знакомить воспитанников с народным искусством  только в стенах детского сада. Коллектив активно сотрудничает со всеми культурными островками нашего города. Социальное окружение в образовании создает новые возможности для улучшения его качества, создания единого воспитательного, образовательного и культурного пространства.  

В каждом регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, свои природа, традиции, быт, история, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка.  Есть они и у нас. Наши дети всегда ждут в гости «дядю Юру Михайлова», нашего давнего друга, народного мастера, почётного гражданина города, автора герба Мариинска. У Юрия Михайловича всегда много творческих идей. Ребятишки узнают об интересных фактах из истории нашего города из серии раскрасок о городе Мариинске, автором рисунков  которых  является «дядя Юра». Не имея необходимого количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. А ведь, как любит повторять Юрий Михайлович «Родинознание порождает Родинолюбие».

Приобщение к красоте и народной  мудрости, тесно связано с формированием культуры личности, воспитанием лучших качеств: трудолюбия, доброты, сочувствия, взаимопомощи. Вернуться к вековым традициям народа, вызвать у дошкольников интерес к истории и культуре — задачи первостепенной важности.

Успеха в воспитании можно добиться, если воспитатель любит родные места, постоянно пополняет свои знания о них. Окружающая среда  даёт богатый материал для воспитания базовой культуры личности ребенка.

Опыт педагогов нашей ДОО направлен на последовательное воспитание культуры, содействие формированию целостной картины мира, гармонизации мировосприятия, открытия своего творческого «Я».

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: воспитанники проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности. За участие в различных конкурсах и фестивалях наши воспитанники  награждены грамотами, дипломами,  продолжают обучение на занятиях по дополнительному образованию, в музыкальной и художественной школах.

В.А Сухомлинский утверждал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

   В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО     Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"...

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...

Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....

Проект «Вместе - дружная семья!» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (старший дошкольный возраст)

Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Задачи.1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обы...