Проект «Вместе - дружная семья!» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (старший дошкольный возраст)
проект (подготовительная группа)
Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи.
1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vmeste_druzhnaya_semya.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска "Детский сад №26 "Радость"
Проект
«Вместе - дружная семья!»
(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).
(старший дошкольный возраст)
Воспитатели:
Киргинцева Алена Викторовна
2022-2023год
Тип проекта.
Информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта.
Групповой.
Участники.
Дети 6 - 7 лет, воспитатель группы, специалисты, родители.
Продолжительность. Долгосрочный (9 месяцев, с сентября по май).
Актуальность. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Вместе дружная семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Объект исследования.
Семья. Семейные ценности.
Предмет исследования.
Семья.
Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи.
1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Принципы построения общей дидактики
Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).
Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).
Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).
Гипотеза.
В условиях ДОУ возможно сформировать патриотические качества личности детей через приобщение их к семейным традициям и ценностям.
Проблемная ситуация.
Что такое семья? Какими бывают семейные традиции и ценности в каждой семье?
Принципы работы.
- Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
- Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.
Фрукт лимон (2 штуки), бинт, салфетки, ватные тампоны для проращивания корешка у семени во влажной среде, горшок и земля для посадки, лейка.
Предполагаемый результат.
Детей, с большим интересом занимаются выращиванием экзотического растения.
Дети применяют на практике свои теоретические знания.
Дети самостоятельно отображают свои наблюдения, регулярно зарисовывая изменения, происходящие с косточкой лимона и ростком.
Родители активно принимают участие в проектной деятельности.
Связь с другими видами деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие).
Беседы, наблюдения, экспериментирование (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).
Этапы реализации проекта.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
I. Подготовительный этап | Проведение родительского собрания на тему «Я и моя семья». Ознакомление с проектом. 1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье. 2. Беседы о семье, маме, папе, бабушке и дедушке.
3. Занятия:
Мамами быть нелегко,
4. Анкетирование родителей «Нравственные ценности» 5. Тест для родителей « Умеете ли вы воспитывать своих детей?» 6. Памятка родителям:
7. Социологическая анкета семьи. 8. Консультации
9. Тестирование детей «Семейное отношение». 10. Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику:
11. Пословицы и поговорки о семье.
12. Рассматривание иллюстраций «Права ребенка», «Семья» и др. ( см. приложение). 13. Опрос детей «Что я знаю о семье?» 14. Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов. 15. Дидактические игр «Назови правильно» — формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук и др.. Учить правильно назвать своих ближайших родственников. « Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей» | 1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье. 2. Активное участие в беседе о семье, маме, папе, бабушке и дедушке.
3. Активное участие на занятиях:
Мамами быть нелегко,
4 Участие в тестировании «Семейное отношение». 5. Прослушивание стихотворений, разучивание песен на тематику:
6. Прослушивание и заучивание пословиц и поговорки о семье.
7. Рассматривание иллюстраций «Права ребенка», «Семья» и др. ( см. приложение). 8. Участие в просе «Что я знаю о семье?» 9. Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов. 10. Занятие и игры с дидактическими играми «Назови правильно» — формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук и др.. Учить правильно назвать своих ближайших родственников. « Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей» | 1.Помощь в сборе информации. 2. Анкетирование родителей «Нравственные ценности» Тест для родителей « Умеете ли вы воспитывать своих детей?» 3.Памятка родителям:
4. Социологическая анкета семьи. 5. Консультации
|
II. Практический этап | 1. Рисование с элементами аппликации.
2. Аппликация.
3. Выпуск каждой семьи газеты «Моя семья» — расширить сведения о семье, способствовать воспитанию нравственных устоев семьи. 4. Сюжетно-ролевая игра « Семья», « Дочки матери». 5. Конструирование « Мой дом». 6. Оформление стенда « Защита прав и достоинства ребёнка в семье»
| 1. Активное участие на занятии рисования с элементами аппликации.
2. Активное участие на занятии аппликации.
3. Создание совместно с родителями газеты семьи «Моя семья» — расширить сведения о семье, способствовать воспитанию нравственных устоев семьи. 4. Активное участие в сюжетно-ролевой игре « Семья», « Дочки матери». 5. Активное участие на занятии конструирования « Мой дом». 6. Оформление стенда совместно с родителями « Защита прав и достоинства ребёнка в семье» | 1.Создание совместно с детьми газеты семьи «Моя семья» — расширить сведения о семье, способствовать воспитанию нравственных устоев семьи. 2.Оформление стенда совместно с детьми « Защита прав и достоинства ребёнка в семье» |
III. Заключительный этап | 1. Родительское собрание «Воспитание любовью» помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления любви к нему. 2. Семинар – практикум «Типы семейного воспитания» — определить психологические причины отклонений в семейном воспитании. 3. Выставка детских работ, совместного творчества родителей и детей. 4. Конкурс «Генеалогическое древо с презентацией» — расширить представление детей о родственных отношениях, о своих родителях. 5. Оформление альбома «Семья – это мама, папа,Я» — заинтересовать родителей в продолжении сотрудничества. 6. Праздник «Вместе весело шагать» -укреплять семейные традиции, налаживать преемственность между поколениями. 7. Видеофильм об итогах реализации проекта: «Семья – это важно! 8. Видеоинтервью детей о своих семьях в рассказах « Семья глазами ребёнка». 9. Родительское собрание « Как хорошо , что есть семья, которая от бед везде хранит меня» — представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций. | 1. Выставка детских работ, совместного творчества родителей и детей. 2. Конкурс детских работ совместно с родителями «Генеалогическое древо с презентацией» — расширить представление детей о родственных отношениях, о своих родителях. 3. Оформление альбома совместно с родителями «Семья – это мама, папа,Я» — заинтересовать родителей в продолжении сотрудничества. 4. Активное участие на празднике «Вместе весело шагать» -укреплять семейные традиции, налаживать преемственность между поколениями. 5. Просмотр видеофильма об итогах реализации проекта: «Семья – это важно! 6. Видеоинтервью детей о своих семьях в рассказах « Семья глазами ребёнка».
| 1. Родительское собрание «Воспитание любовью» помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления любви к нему. 2. Семинар – практикум «Типы семейного воспитания» — определить психологические причины отклонений в семейном воспитании. 3. Родительское собрание « Как хорошо , что есть семья, которая от бед везде хранит меня» — представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций. 4. Помощь в выставке детских работ, совместного творчества родителей и детей. 5. Активное участие в конкурсе детских работ совместно с родителями «Генеалогическое древо с презентацией» — расширить представление детей о родственных отношениях, о своих родителях. 6. Оформление альбома совместно с детьми «Семья – это мама, папа, Я» — заинтересовать родителей в продолжении сотрудничества. 7. Активное участие на празднике «Вместе весело шагать» -укреплять семейные традиции, налаживать преемственность между поколениями. 8. Просмотр видеофильма об итогах реализации проекта: «Семья – это важно!
|
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. В своей работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Список литературы
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.
2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
3.Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169с.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова - М.: 2006 г.
5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.
6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва - М.: 2004 г.
9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. /В.Макарова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
10. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загик, В.М. Иванова – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада./ Л.Ф. Островская – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.
12. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения./Л.Ф. островская – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8. – С. 9 – 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"
Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...
Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"
Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"...
Развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области«Познавательное развитие»старший дошкольный возраст
«Познавательное развитие старших дошкольников» Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольн...
Презентация Развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области«Познавательное развитие»старший дошкольный возраст
Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка....
Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)
Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...
интерактивная педагогическая мастерская «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»
Повышение компетентности педагогов ДОО по вопросам организации совместной проектной деятельности с родителями воспитанников с наиболее полным вовлечением всех педагогов в рабочее заседание. Активизаци...
Конспект методической разработки в форме модерации "Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов"
Форма проведения: модерация на уровне взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в общей группе, а также в малых группах).Методы: кейс-метод, метод SWOT-анализа, творческая лаборатория, метод &laqu...