Использование проектного подхода в создании информационной образовательной среды в ДОУ
статья
Информационно-образовательная среда - сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых — информационный — выделяется как базовый в достижении субъектом поставленной образовательной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ob_ios_3.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сырникова Ж.В.
МБДОУ «ДС № 426 г. Челябинска»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ДОУ
В контексте развития современного информационного общества, необходимо говорить об информационной образовательной среде, как о специальной конструкции освоения информационного образовательного пространства.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение информационной образовательной среде: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».
Целью конструирования и функционирования такой среды в образовательном учреждении является создание условий для формирования информационной культуры и информационной компетентности специалиста как общественно и личностно значимых ценностей. Важнейшими свойствами информационно-образовательной среды являются: открытость другим средам и информационным образовательным пространствам, целостность, адаптивно-преобразовательные возможности, динамичность, возможность проектирования со стороны всех субъектов, перспективность.
Информационно-образовательная среда предстает как сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых — информационный — выделяется как базовый в достижении субъектом поставленной образовательной цели. Информационно-образовательная среда — это проектируемая и создаваемая субъектами образования система, способная к саморазвитию, в которой между субъектами и компонентами устанавливаются связи и отношения на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей. Информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система, следовательно, при проектировании, моделировании и развитии среды должны ставиться и решаться не только «информационно-программно-технического» характера, но и «социально-психолого-педагогические» вопросы.
Опираясь на исследования в области организации и управления информационной образовательной средой, в конце 2011 года мы провели анализ состояния ИОС в нашем дошкольном образовательном учреждении для проектирования его дальнейшего развития.
Вследствие того, что методический кабинет в каждом ДОУ для педагогов является центром поиска и получения информации по работе с воспитанниками и их родителями, то и оснащение его должно соответствовать современным требованиям.
В методическом кабинете нашего ДОУ имелись следующие технологические средства: три стационарных компьютера, два ноутбука для работы вне кабинета, МФУ, цветной принтер, переносной проектор, экран на штативе, ламинатор, брошюратор; а также комплекс информационных образовательных ресурсов: библиотека научной, периодической и методической литературы, информационная база для работы с воспитанниками и их родителями, электронные книги и журналы.
Старшим воспитателем велась работа с родителями воспитанников и общественностью через интернет-представительство (web-блог), на котором были созданы странички узких специалистов.
Кроме того, в нашем учреждении за последние несколько лет было создано несколько локальных сетей, объединяющих рабочие компьютеризированные места. Так, например, в методическом кабинете два, а в бухгалтерии три компьютера были объединены в отдельные локальные сети, позволяющие использовать Internet, передавать данные с одного компьютера на другой, а так же пользоваться общим принтером. Компьютер в кабинете заведующего также был подключен к локальной сети методического кабинета. Отдельная сеть использовалась инструктором по гигиене и кладовщиком для работы в программе «Организация питания в ДОУ» и передаче заявок и отчетов через Internet.
Компьютер в кабинете педагога-психолога не был подключен к локальной сети из-за неудобства его расположения (второй этаж здания), поэтому документы распечатывали и передавали при необходимости по электронной почте в методическом кабинете.
Для работы педагогов (воспитателей и узких специалистов) использовался отдельно стоящий компьютер в методическом кабинете, в котором хранилась информация по работе отдельных сотрудников и их взаимодействии. Неподключенным к единой локальной сети остался и компьютер в кабинете делопроизводителя. С электронной почтой работали старший воспитатель и сотрудники бухгалтерии.
Однако, не смотря на достаточное техническое оснащение ДОУ, использование различных информационных и электронных образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР) в силу некоторых причин (отсутствие старшего воспитателя в методическом кабинете, лимит свободного времени у педагогов и рабочих мест при работе за компьютером и др.) не всегда было возможным и удобным для большинства педагогического персонала. Созданные для ведения образовательного процесса ресурсы оставались невостребованными.
На основании анализа состояния ИОС в ДОУ, нами был разработан проект по развитию информационной образовательной среды нашего учреждения с последующим ее управлением.
Цель проекта: создание информационной образовательной среды в МБДОУ «ДС № 426 г. Челябинска».
Задачи проекта:
1. Формирование у педагогов навыков использования ресурсов ИОС в образовательной деятельности, умения получать и преобразовывать информацию, многообразную по содержанию и формам представления, поступающую из различных источников.
2. Реализация творческого педагогического потенциала.
3. Разработка современного научно-методического обеспечения процесса формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных обучающих действий на основе использования ресурсов ИОС, апробация новых форм организации самостоятельной и совместной деятельности с детьми с использованием ресурсов ИОС.
Этапы реализации проекта:
I. Организация программно-технического комплекса.
1. Приобретение технических средств: сервер, ноутбуки, принтеры, МФУ, музыкальные центры, магнитофоны, диктофон, проектор для стационарного использования, экран на штативе для использования в группах.
2. Приобретение лицензионных программных продуктов для работы сервера, ноутбуков, лицензионных дисков с программами 1С: Дошкольная психодиагностика», «1С: Образовательная коллекция», «1С: Познавательная коллекция».
3. Монтаж и настройка проводной и беспроводной сети Wi-Fi по учреждению, установка программных продуктов и технических средств.
II. Обучение персонала информационно-коммуникационным технологиям, адекватным их рабочему месту.
1. Обучение педагогов базовым ИКТ (на базе УМЦ).
2. Обучение психолога работе с программой «1С: Дошкольная психодиагностика» (на базе ДОУ).
3. Обучение сотрудников работе с сервером (на базе ДОУ).
4. Обучение педагогов работе с блогом (на базе УМЦ).
III. Создание комплекса информационных образовательных ресурсов.
1. Загрузка и упорядочивание ЭОР на сервере.
2. Установка программных продуктов для работы с детьми на персональных компьютерах.
3. Создание базы гиперссылок Internet-ресурсов, необходимых для работы педагогов.
4. Создание отдельных web-блогов узкими специалистами и воспитателями для работы с семьями воспитанников.
На сегодняшний день в реализации проекта нами достигнуты следующие результаты: приобретен весь необходимый программно-технический комплекс; произведен монтаж новой локальной сети, происходит подключение каждого АРМ к серверу, периферийных устройств; ведется обучение сотрудников (курсы: «Базовые ИКТ в деятельности специалиста», «Работа с электронными таблицами», «Блог как форма личного и корпоративного интернет-представительства»).
Библиографический список
1. Коротенков, Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы» – www.academy.it.ru
2. Малиатаки, В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. - № 38. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.
3. Трубицына, Е.В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды. – http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/I/I-0-13.html
4. Шилова, О.Н. Сущность и взаимосвязь понятий «информационно-образовательное пространство» и «информационно-образовательная среда» / ХIII Всероссийская объединенная конференция. «Интернет и современное общество» (IMS-2010).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БИНАРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте нача...
Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.
Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды...
Создание информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении
развитие соверменного общества неразрывно связано с техническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация....
«Создание информационно образовательной среды с использованием мультимедиа в музейной педагогике в ДОУ»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
Создание информационной образовательной среды в ДОУ
Статья о внедрении средств ИКТ в ДОУ....
Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В современном обществе развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...
Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
В статье раскрыты аспекты создания информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....