Создание информационной образовательной среды в ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
Сырникова Ж.В.
г. Челябинск
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ДОУ
Проблема информационной образовательной среды дошкольных образовательных учреждений связана с тем, что в современный информационный век информационно-компьютерные технологии (ИКТ) используются во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере образования. На сегодняшний день современное общество находится на стадии, когда любое образовательное учреждение немыслимо без современной компьютерной техники.
Внедрение ИКТ в управление ДОУ позволяет:
— повышать эффективность процесса управления ДОУ, его качества, конкурентоспособности (хранение и быстрая передача различной информации, использование банка данных, ведение сайта или блога);
— находить и внедрять информационные технологии, формы и методы работы, влияющие на повышение работоспособности сотрудников ДОУ (компьютерные программы и тестирование, тренинговые системы, презентации, использование ИКТ на педсоветах и семинарах);
— создавать условия для саморазвития и самообразования сотрудников ДОУ (электронные библиотеки, поиск информации в Internet);
— автоматизировать обработку различных данных (здоровье воспитанников, их диагностику, сведения о семье и прочее);
— организовывать сетевые взаимодействия с различными структурами (РУО, МОУ, детскими поликлиниками, клубами).
Выше обозначенное требует создания в образовательной сфере условий для организации информационного пространства и информационной образовательной среды, влияющих на повышение качества образовательного процесса.
Создание и развитие единой информационно-образовательной среды является основной целью Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)».
Выполнение данной программы лежит в основе реализации стратегических направлений деятельности в области информатизации образования, т.к. тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды.
Создание информационно-образовательной среды (ИОС) стало предметом целого ряда исследований (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, С.В.Панюкова, С.Н.Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына и др.). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды.
В различных источниках по-разному трактуется понятие информационно-образовательной среды.
В широком смысле, это — подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций, которая выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности;
В дидактике — система влияний и условий формирования личности, а так же возможной для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
В концепции создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ ИОС понимается как программно-телекоммуникационная система, направленная на ведение учебного процесса едиными технологическими средствами и обеспечивающая его информационную поддержку.
А.А. Андреев под информационной образовательной средой понимает педагогическую систему нового уровня, включающую ее материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое и маркетинговое обеспечение, И.Г. Захарова — открытую систему, объединяющую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы, а Н.Н. Курова — информационно-коммуникационную предметную среду, обеспечивающую компьютерную поддержку процесса обучения и средство управления процессом информатизации в образовании.
В.А. Красильникова, П.В. Веденеев, А.С. Заварихин, Т.Н. Казарина рассматривают ИОС как социально-психологическую реальность, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий.
А.А. Андреев, С.Л. Каплан, Г.А. Краснова, С.Л. Лобачев, К.Ю. Лупанов, А.А. Поляков, А.А. Скамницкий и В.И. Солдаткин сходятся во мнении, представляя ИОС как единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных носителях, так и электронных; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; дидактические средства.
Е.В. Мельникова и П.В. Веденеев понимают ИОС как систему психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса.
Вслед за С.А. Назаровым мы определяем информационную образовательную среду как педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.
Таким образом, информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система. Следовательно, при разработке ИОС должны решаться не только информационно-программно-технические, но и психолого-педагогические проблемы (Н-2).
В настоящее время руководители дошкольных образовательных учреждений в достаточной мере заинтересованы в современных способах управления информационной образовательной средой ДОУ, поэтому ставят и решают различные задачи:
— приобретают современное компьютерное и периферийное оборудование, программное обеспечение;
— проводят локальные сети, соединяя рабочие компьютеризированные места;
— подключают ДОУ к Internet-провайдерам;
— обучают на курсах ИКТ педагогов и другой персонал;
— создают web-сайты и web-блоги для привлечения родителей и общественности к деятельности ДОУ;
— организуют различные аудио- и видеотеки и прочее.
Однако эта деятельность зачастую сводится к решению технических проблем взаимоувязывания отдельных средств и технологий информатизации, но не решает вопросы унификации содержания и методов, характеризующих использование средств ИКТ. Так же в ДОУ отмечается очевидное отсутствие какой-либо системы в разработке, накоплении и практическом использовании разрозненных информационных ресурсов педагогического назначения. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и дублируют одну и ту же информацию.
Таким образом, средства информатизации, используемые в рамках ДОУ, требуют принципиально различных методических и технологических подходов. Необходимо объединение в одну унифицированную систему информационных ресурсов и технологий, используемые во всех сферах деятельности ДОУ, которая должна быть дополнена общими однотипными методологическими требованиями и рекомендациями. На роль подобной системы может претендовать информационная образовательная среда ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы педагоги, педагоги - дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Н...
Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".
Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО....
Создание информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении
развитие соверменного общества неразрывно связано с техническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация....
«Создание информационно образовательной среды с использованием мультимедиа в музейной педагогике в ДОУ»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
Использование проектного подхода в создании информационной образовательной среды в ДОУ
Информационно-образовательная среда - сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых — информационный — выделяется как базовый...
Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В современном обществе развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...
Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
В статье раскрыты аспекты создания информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....