Методическая работа в МБДОУ д/с «Журавлик» Зерноградского района
статья
Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса, повышение качества эффективности учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_v_mbdou_ds_zhuravlik.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа в МБДОУ д/с «Журавлик» Зерноградского района
Подготовила: старший воспитатель
Романченко Людмила Николаевна
Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества эффективности учебно-воспитательного процесса.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы работы, благодаря которым педагоги стали активными, заинтересованными участниками образовательного процесса:
Традиционные:
- проблемные семинары
- семинары-практикумы
- дни открытых дверей
- творческие микро-группы
- наставничество
- эстафеты педагогического
мастерства
- педагогические советы
- повышение квалификации
- консультации
Инновационные:
- мастер-классы;
- проектная деятельность;
- творческие конкурсы;
- ИКТ - технологии;
- SWOT – анализ;
SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).
SWOT-анализ необходим для составления программы развития ДОУ, т.к. помогает оценить внутренние и внешние слабые и сильные стороны дошкольного учреждения и создать систему управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения. В начале учебного года SWOT-анализ можно использовать педагогам для определения выбора темы по самообразованию, а также внедрения инноваций в деятельность ДОУ.
Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий, позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое методическое пособие – «Лэпбук». Его можно использовать как в детском саду, так и дома. «Лэпбук» интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
1. Выбор темы. Тема может быть любая – деревья, насекомые, техника, времена года, праздники и т.д. можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е., какие темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание мини-книжечек. Здесь никаких ограничений нет.
3.Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Затем заняться поиском подходящего по возрасту игрового, литературного, художественного материала. Для каждой темы выбрать подходящую мини-книжку.
4. Вклеить вместе с детьми в папку – раскладушку.
А теперь начинайте играть. Предложите одному ребенку или подгруппе детей посмотреть интересную книжку. Рассмотрите ее внешний вид. Пусть дети попробуют отгадать о чем эта книга. А теперь открывайте книжку за книжкой, кармашек за кармашком. Читайте стихи, загадки. Играйте в игры
- Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно, если ребенок визуал) .
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку.
- Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Данная форма работы позволяет создать доверительные отношения с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
При анализе работы были выявлены следующие проблемы:
- Ограниченный запас знаний по тематике Лэпбуков;
- Отсутствие объектов наблюдения в нашем селе;
- Необходимость пополнения наглядного материала и методического сопровождения;
- Нехватка времени и нежелание некоторых родителей сотрудничать с ДОУ.
В результате такой работы у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Улучшились качественные показатели развития детей, наблюдается устойчивый интерес к знаниям;
Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности вызывают особый интерес, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Нами были созданы памятки – схемы для проведения разных видов занятий по развитию речи. Они позволили вспомнить и закрепить методику развития речи детей дошкольного возраста, грамотно составить конспект занятия (особенно для начинающих педагогов) и в результате мы получили высокие показатели работы с детьми по данному направлению.
На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.
Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, пересказать сказку или отгадать загадку. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.
Работать с мнемотаблицами лучше начать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и др.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Давайте убедимся на собственном примере!
Осень
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
(И. Винокуров)
Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Используйте этот замечательный приём в работе с детьми, и вы добьётесь эффективных результатов!
Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень.
Использование нетрадиционных методов и приемов в организации воспитания и обучения детей, новых форм образовательной деятельности с дошкольниками, современных образовательных технологий позволяет обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также гарантирует высокие результаты работы с детьми.
Наши достижения за 2016 год:
Воспитатели Островерхова Н.В. и Дронова Т.А. – 3 место в районном этапе конкурса методических материалов социально – экологической направленности «Экодетство»;
Воспитатель Санько О.А. – участие в областном партийном проекте «Детские сады – детям» «Книга в детский сад»;
Корнев Сергей, воспитанник подготовительной группы – 2 место в областном конкурсе «Мир безОпасности» в номинации «Рисунок»;
Балакин Матвей, воспитанник подготовительной группы – 1 место в районном этапе конкурса «Тепло твоих рук» по изготовлению кормушек;
Савчук Матвей и Алпаткина Дарья, воспитанники старшей группы, получили дипломы участников всероссийских конкурсов «Правила Робокара Поли» и «Хранителям дорог посвящается» в честь 80-летия Госавтоинспекции России.
Согласно приказу №681 от 24.10.2016 года Управления образования администрации Зерноградского района «Об утверждении справки об итогах мониторинга состояния методической работы в ДОО» дана оценка организации методической работы в ДОО Зерноградского района. Состояние методической работы в МБДОУ д/с «Журавлик» отмечено высоким уровнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Корпусовой Варвары Алексеевны
Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Корпусовой Варвары Алексеевны КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮТЕМА: "ЕЖИКИ"Ц...
Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Палий Анны Ивановны
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку»....
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОУ д/с «МАЛЫШ» Зерноградского района на 2016/2017 учебный год
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОУ д/с «МАЛЫШ» Зерноградского района на 2016/2017 учебный год...
Образовательная программа МБДОУ д/с "Малыш" Зерноградского района
Образовательная программа – определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие умственных ...
Анализ методической и образовательной работы МБДОУ д/с "Малыш" Зерноградского района за 2016/2017 учебный год
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования методическая и образовательная деятельность ДОУ за 2016-2017 уч. год осуществлялась в разрезе обеспечения профессиональной готовности пед...
Доклад на районном семинаре логопедов. Тема: «Волшебный песок» Учитель-логопед МБДОУ д/с «Теремок» Зерноградского района Т.В.Чепель
Доклад на районном семинаре логопедов. Тема"Волшебный песок" Учитель - логопед МБДОУ д\с "Теремок" Зерноградского района Т,В, Чепель...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....