Методическая работа в МБДОУ д/с «Журавлик» Зерноградского района
статья

Романченко Людмила Николаевна

 

Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса,  повышение качества эффективности учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_v_mbdou_ds_zhuravlik.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа в МБДОУ д/с «Журавлик» Зерноградского района

Подготовила: старший воспитатель

Романченко Людмила Николаевна

Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества эффективности учебно-воспитательного процесса.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы работы, благодаря которым педагоги стали активными, заинтересованными участниками образовательного процесса:

Традиционные:                                                  

- проблемные семинары

- семинары-практикумы

- дни открытых дверей

- творческие микро-группы

- наставничество

- эстафеты педагогического

 мастерства

- педагогические советы

- повышение квалификации

- консультации

Инновационные: 

- мастер-классы;

- проектная деятельность;

- творческие конкурсы;

- ИКТ - технологии;

- SWOT – анализ;

SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).

SWOT-анализ необходим для составления программы развития ДОУ, т.к. помогает оценить внутренние и внешние слабые и сильные стороны дошкольного учреждения и создать систему управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения. В начале учебного года SWOT-анализ можно использовать педагогам для определения выбора темы по самообразованию, а также внедрения инноваций в деятельность ДОУ.

Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий, позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое методическое пособие – «Лэпбук». Его можно использовать как в детском саду, так и дома. «Лэпбук» интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

1. Выбор темы. Тема может быть любая – деревья, насекомые, техника, времена года, праздники и т.д. можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем.

2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е., какие темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание мини-книжечек. Здесь никаких ограничений нет. 

3.Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Затем заняться поиском подходящего по возрасту игрового, литературного, художественного  материала. Для каждой темы выбрать подходящую мини-книжку.

4. Вклеить вместе с детьми в папку – раскладушку.

А теперь начинайте играть. Предложите одному ребенку или подгруппе детей посмотреть интересную книжку. Рассмотрите ее внешний вид. Пусть дети попробуют отгадать о чем эта книга. А теперь открывайте книжку за книжкой, кармашек за кармашком. Читайте стихи, загадки. Играйте в игры

  • Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно, если ребенок визуал) .
  • Это отличный способ для повторения пройденного.  В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку.
  • Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
  • Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Данная форма работы позволяет создать доверительные отношения с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

При анализе работы были выявлены следующие проблемы:

- Ограниченный запас знаний по тематике Лэпбуков;

- Отсутствие объектов наблюдения в нашем селе;

- Необходимость пополнения наглядного материала  и методического сопровождения;

- Нехватка времени и нежелание некоторых родителей сотрудничать с ДОУ.

В результате такой работы у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Улучшились качественные показатели развития детей, наблюдается устойчивый интерес к знаниям;

Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности вызывают особый интерес, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Нами были созданы памятки – схемы для проведения разных видов занятий по развитию речи. Они позволили вспомнить и закрепить методику развития речи детей дошкольного возраста, грамотно составить конспект занятия (особенно для начинающих педагогов) и в результате мы получили высокие показатели работы с детьми по данному направлению.

На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.

Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, пересказать сказку или отгадать загадку.  Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Работать с мнемотаблицами лучше начать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и др.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Давайте убедимся на собственном примере!

Осень

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Рябине,

Фартук розовый –

Осине,

Зонтик желтый –

Тополям,

Фрукты осень

Дарит нам.

                      (И. Винокуров)

Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Используйте этот замечательный приём в работе с детьми, и вы добьётесь эффективных результатов!

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень.

Использование нетрадиционных методов и приемов в организации воспитания и обучения детей, новых форм образовательной деятельности с дошкольниками,  современных образовательных технологий  позволяет обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также гарантирует высокие результаты работы с детьми.

Наши достижения за 2016 год:

Воспитатели Островерхова Н.В. и Дронова Т.А. – 3 место в районном этапе конкурса методических материалов социально – экологической направленности «Экодетство»;

Воспитатель Санько О.А. – участие в областном партийном проекте «Детские сады – детям» «Книга в детский сад»;

Корнев Сергей, воспитанник подготовительной группы – 2 место в областном конкурсе «Мир безОпасности» в номинации «Рисунок»;

Балакин Матвей, воспитанник подготовительной группы – 1 место в районном этапе конкурса «Тепло твоих рук» по изготовлению кормушек;

Савчук Матвей и Алпаткина Дарья, воспитанники старшей группы, получили дипломы участников всероссийских конкурсов «Правила Робокара Поли» и «Хранителям дорог посвящается» в честь 80-летия Госавтоинспекции России.

Согласно приказу №681 от 24.10.2016 года Управления образования администрации Зерноградского района  «Об утверждении справки об итогах мониторинга состояния методической работы в ДОО» дана оценка организации методической работы в ДОО Зерноградского района. Состояние методической работы в МБДОУ д/с «Журавлик» отмечено высоким уровнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Корпусовой Варвары Алексеевны

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Корпусовой Варвары Алексеевны  КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮТЕМА: "ЕЖИКИ"Ц...

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Палий Анны Ивановны

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку»....

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОУ д/с «МАЛЫШ» Зерноградского района на 2016/2017 учебный год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  МБДОУ  д/с «МАЛЫШ» Зерноградского района  на 2016/2017  учебный год...

Образовательная программа МБДОУ д/с "Малыш" Зерноградского района

Образовательная программа – определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие умственных ...

Анализ методической и образовательной работы МБДОУ д/с "Малыш" Зерноградского района за 2016/2017 учебный год

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования методическая и образовательная деятельность ДОУ за  2016-2017 уч. год осуществлялась в разрезе  обеспечения профессиональной готовности пед...

Доклад на районном семинаре логопедов. Тема: «Волшебный песок» Учитель-логопед МБДОУ д/с «Теремок» Зерноградского района Т.В.Чепель

Доклад на районном семинаре логопедов. Тема"Волшебный песок" Учитель - логопед МБДОУ д\с "Теремок" Зерноградского района Т,В, Чепель...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....