Педагогический проект «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Технология «квест игры» с целью активизации взаимодействия МБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад № 27» и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_kvest_igry_v_realizatsii_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx | 85.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Муниципальный конкурс
«Современные системы взаимодействия образовательных учреждений и семьи»
Номинация: Методические разработки педагогических работников
(различные формы работы с семьями обучающихся и воспитанников)
Педагогический проект
«Квест игры в реализации взаимодействия
с родителями воспитанников»
Автор-разработчик:
Мыскова Татьяна Николаевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 27»
Северск
2019
Содержание
Аннотация | 3 |
Актуальность реализации педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников» | 3 |
Цели и задачи педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников» | 5 |
Основное содержание проекта. Пути и методы достижения поставленной цели. Механизм реализации педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников» | 6 |
Распространение информации о проекте | 7 |
Партнеры реализации проекта | 7 |
Целевая аудитория | 7 |
Роль и степень вовлеченности родителей в реализацию проекта | 7 |
Преимущества игровой технологии «квест-игры» | 8 |
Сущность детского квеста. Принципы организации квестов. Виды квестов. | 8 |
Задания для квестов. Значение квест игр | 11 |
Задачи квест игр. Приёмы проведения квест игр | 12 |
Методика организации и проведения квест игр для дошкольников. Типология квестов | 13 14 |
Этапы прохождения квеста | 14 |
Примеры оформления игрового маршрута | 15 |
Примеры заданий | 16 |
Рекомендации по проведению и организации квест игр. Алгоритм работы над программным содержанием игры | 16 |
Требования к сценарию квеста | 17 |
О чём нужно помнить при подготовке квеста | 17 |
План-график реализации этапов проекта | 18 |
Этапы и сроки реализации проекта | 18 |
Тематическое планирование проведения квест игр | 19 |
Ожидаемые результаты | 20 |
Перспективы развития проекта | 20 |
Ресурсы для продолжения проекта | 20 |
Используемая литература | 21 |
Приложение | |
Оценка эффективности взаимодействия МБДОУ и семьи в рамках реализации проекта |
Педагогический проект
«Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»
Аннотация
Одним из ведущих видов детской деятельности в дошкольном возрасте является игра. В связи требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании изменился подход в организации образовательной деятельности дошкольников. ФГОС также делает акцент на расширение взаимодействия с родителями и активное вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ. Учитывая предъявляемые требования ФГОС, было принято решение апробации игровой технологии «квест игры» с целью активизации взаимодействия МБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад № 27» и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Актуальность
реализации педагогического проекта «Квест игры
в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»
В связи с социальными изменениями в обществе, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми. Данный педагогический проект призван вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой ребёнок взрослеет.
Главное, что может сделать взрослый – это научить ребенка играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. На основе совместных игровых действий возникает эмоциональное общение ребенка с взрослыми и сверстниками, происходит освоение разных способов взаимодействия, формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания, готовности помочь
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самовыражения и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию. Квесты - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Преимущество квестов заключается в том, что их можно организовать в любой тематической направленности.
Но самое главное, это то, что квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект всех участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья, родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ.
Квест игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Цели и задачи педагогического проекта
«Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»
В настоящее время направление квест игра набирает всё большую популярность. Квест -это увлекательная «живая» игра. Она пришла к нам из компьютерных игр. Современного ребенка с самого детства окружают компьютеры, игровые приставки, электронные игрушки. Их сложно чем- либо удивить. И педагог, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм в практике дошкольного образования можно считать квест игру
Уже давно доказано, что в игре ребенок не только познает мир, но и, самопроявляет себя и саморазвивается. Как известно, образовательный процесс детьми часто воспринимается, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Чтобы заинтересовать детей, и было предложено использовать квест игру, в которой одновременно совмещены и элементы обучения и отдыха. Обучение происходит как бы незаметно, ненавязчиво, и при решении поставленных игровых задач узнается много нового.
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять «живые» квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.
Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!
Основное содержание проекта. Пути и методы достижения поставленной цели
Механизм реализации педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»
Задачи | Основные мероприятия | Ожидаемый результат |
Определение направлений и содержания работы по реализации взаимодействия с родителями воспитанников | Изучение и анализ специальной литературы, педагогического опыта по проблеме проекта. | Основное содержание проекта. План реализации проекта. |
Разработка модели реализации педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников» | Интеграция адаптированной образовательной программы МБДОУ с содержанием педагогического проекта. | Разработка тематического планирования. |
Практически проверить эффективность использования квест игр в повышении эффективности взаимодействия с родителями | Проведение стартовой диагностики. Корректировка плана реализации проекта. | Определение стартовых результатов. |
Распространение информации о проекте
- публикации на личном сайте воспитателя;
- выступление и презентация проекта на заседании Педагогического совета МБДОУ;
- выступление на заседании методического объединения воспитателей МБДОУ;
- выступление на заседании городского методического объединения воспитателей ДОУ;
- выступление и презентация проекта на родительском собрании МБДОУ;
- публикации на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 27»;
- публикации в сборниках материалов педагогических конференций, семинаров и т.п.
Партнеры
МБУ ДО «Центр «Поиск» (г. Северск, ул. Крупской, д.16а)
МБУ «Центральная детская библиотека» (г. Северск, ул. 40 лет Октября,15)
Северский театр для детей и юношества (г. Северск, пр. Коммунистический, 48)
МУ «Музей г. Северска» (г. Северск, пр-т Коммунистический, 117а)
Целевая аудитория
Принципы отбора участников проекта: добровольность, активность, ответственность, заинтересованность.
Целевая группа: воспитанники и родители (законные представители) воспитанников группы № 2 МБДОУ «Детский сад № 27».
Предполагаемое количество участников проекта: 15 воспитанников, 30 родителей воспитанников, 20 бабушек и дедушек.
Возраст участников проекта: от 5 до 70 лет
Социальный статус участников проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, бабушки и дедушки (пенсионеры).
Роль и степень вовлеченности родителей в реализацию проекта
Целью в реализации проекта было применение возможностей квест игр для вовлечения родителей в образовательную деятельность. Задача воспитателя заключалась в том, чтобы выделить из родительской группы энергичных родителей, которые станут активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу старались опираться в подготовке различных мероприятий, как с детьми, так и с родителями.
Вместе работая над проектом, педагоги, родители и дети образовали детско-взрослое сообщество, которое предполагало партнерскую позицию взрослого.
Совместный проект помог сплотить коллектив родителей, дал возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых - и педагогов, и родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в значительной степени способствует проектный метод.
Данный проект, с одной стороны, направлен на раскрытие индивидуальности каждого, с другой - дал возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Проект расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их энергией, способствовал позитивным изменениям в семье, всестороннему развитию детей, помог выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения на новом уровне.
Преимущества игровой технологии «квест игры»
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:
реализовать проектную и игровую деятельность,
познакомить с новой информацией,
закрепить имеющиеся знания,
отработать на практике умения детей.
Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Роль педагога-наставника в квест игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Сущность детского квеста
Детские игры квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
Принципы организации квестов
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
- роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.
Квест с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
При разработке и проведении квестов важно учитывать следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Виды квестов
1. Поиск по запискам. Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но тем не менее неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для праздников без гостей и частого использования.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).
Задания для квестов
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
- загадки;
-ребусы;
- игры «Найди отличия»,
- «Что лишнее?»;
- пазлы;
- творческие задания;
- игры с песком;
- лабиринты;
- спортивные эстафеты.
Обучение в форме игры - замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.
Квест - это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное - искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.
В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.
Значение квест игр
- обучают умению планирования и прогнозирования;
-закладывают основы самоанализа;
-воспитывают навыки коллективного сотрудничества;
-развивают волевые качества и целеустремлённость;
-создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения;
- способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.
Задачи квест игр
- активизировать интерес к познанию окружающего мира;
- помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;
-создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
-воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
-способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
-стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
-игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
- социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
-художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);
-познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);
-театрально-музыкальной;
-восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.
Приёмы реализации квест игр
С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:
-дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
- арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
-интеллектуальные викторины;
-задания творческого характера;
-загадки, кроссворды, ребусы;
-конструирование, моделирование;
-экспериментирование.
Методика организации и проведения квест игр для дошкольников
Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.
Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:
20–25 минут для младших дошкольников;
25–30 минут для воспитанников средней группы;
30–35 минут для старших дошкольников.
Типология квестов
Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
Кольцевые - круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д.
Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста - команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.
Этапы прохождения квеста
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
Пролог - вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.
Организационная часть квеста также включает:
- распределение детей на команды;
- знакомство с правилами;
- раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
Экспозиция - прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
Эпилог - подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
Что вызвало наибольший интерес?
Что узнали нового?
Что показалось трудным?
Довольны ли вы своими результатами?
Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?
Примеры оформления игрового маршрута
- Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
- «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
- Карта - изображение маршрута в схематической форме.
- «Волшебный экран» - планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
- «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
- «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
заморозить в кубике льда;
написать «секретное письмо» - ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;
положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;
искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;
спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.
Примеры заданий
- «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
- «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.
- «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
- «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.
- «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
- «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
- «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
- «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.
Квесты бывают разной направленности: экологические, туристические, нравственные, познавательные и т.д.
Рекомендации по проведению и организации квест игр.
Алгоритм работы над программным содержанием игры
1. Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
Какие задачи наиболее важны для детей?
Какие темы были бы действительно актуальными?
Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
Какой результат хотелось бы видеть?
2. Сформулировать цели и задачи.
3. Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
4. Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций).
Требования к сценарию квеста
- первое задание не должно быть слишком сложным, его задача - заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
-поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
- зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
-игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
-целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию);
- задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
5. Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
-продумать методику проведения игровых испытаний;
-подготовить презентацию для вводной части;
-продумать музыкальное оформление;
-подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.
О чём нужно помнить при подготовке квеста
-Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
-Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
-Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
-Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
-Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
-Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
-Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
-Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
-В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
План-график реализации этапов проекта
Этапы | Подэтапы | август | сентябрь | сентябрь | октябрь - май | май | июнь |
Подготовительный | Теоретический | ||||||
Прогностический | |||||||
Организационный | |||||||
Основной | Практико-внедренческий | ||||||
Заключительный | Обобщающий | ||||||
Аналитико-прогностический |
Этапы и сроки реализации проекта
Этапы | Подэтапы | Пакеты работ | Сроки выполнения | Планируемый результат |
Подготовительный Подготовительный | Теоретический | Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по проблеме | август | Список литературы. Выявление условий реализации проекта, методов, форм и средств. |
Прогностический | Разработка содержания и плана реализации проекта | сентябрь | Определение цели, задач, модели реализации проекта, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности | |
Организационный | Разработка методического обеспечения проекта. | сентябрь | Методический инструментарий проекта. | |
Основной | Практико-внедренческий | Изучение социального статуса семей и особенностей семейного воспитания | октябрь-май | Определение стартовых результатов мотивации родителей к взаимодействию с МБДОУ |
Реализация проекта | Оформленный педагогический проект | |||
Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка плана реализации проекта | Определение изменений во взаимоотношениях с родителями. | |||
Мониторинг (оценка эффективности взаимодействия с родителями) | Результаты мониторинга. | |||
Заключительный | Обобщающий | Обработка данных. Соотнесение результатов с поставленной целью. Анализ полученных данных. | май | Выявление эффективности реализации проекта. Оформление и описание хода и результатов проекта. Разработка рекомендаций по реализации квест игр. |
Аналитико-прогностический | Распространение результатов проекта. Перспективы реализации проекта. | Внешняя оценка результативности проекта. |
Тематическое планирование проведения квест игр
Тема квеста | Сроки проведения | Сетевое взаимодействие | |
1 | Отправляемся в поход | август | Родители воспитанников |
2 | В поисках новых знаний | сентябрь | Родители воспитанников |
3 | В поисках бабушки и дедушки | октябрь | Родители воспитанников |
4 | Самая любимая мамочка моя | ноябрь | Родители воспитанников |
5 | Новогодний переполох | декабрь | Родители воспитанников |
6 | Путешествие по Центру «Поиск» | январь | МБУ ДО «Центр «Поиск» (г. Северск, ул. Крупской, д.16а) |
7 | Экокешинг «Спасение Земли» | февраль | Родители воспитанников |
8 | Секретный пакет. | февраль | Родители воспитанников |
9 | Поиски Масленицы. | март | Родители воспитанников |
10 | Закулисье | апрель | Северский театр для детей и юношества (г. Северск, пр. Коммунистический, 48) |
11 | Сказочные помощники | апрель | МБУ «Центральная детская библиотека» (г. Северск, ул. 40 лет Октября,15) |
12 | Пройдем дорогами войны | май | МУ «Музей г. Северска» (г. Северск, пр-т Коммунистический, 117а) |
13 | Все профессии нужны – все профессии важны. | июнь | Родители воспитанников |
14 | Ребятам о зверятах | июль | Северский зоопарк |
15 | Заседание родительского клуба (гостиная) по итогам реализации проекта | май | Родители воспитанников, администрация МБДОУ |
Ожидаемые результаты
Социальный эффект: расширение взаимодействия с родителями воспитанников, расширение сетевого взаимодействия с внешними партнерами, вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ.
Результаты-продукты: видеофильмы, методические разработки, сценарии квестов, педагогический проект.
Результаты-эффекты: положительные психологические изменения во взаимоотношениях с родителями, повышение педагогической грамотности родителей, повышение культурного уровня всех участников проекта.
Перспективы развития проекта
Продолжение реализации проекта с расширением и развитием тематического содержания.
Усиление интерактивности в формах реализации проекта.
Расширение территории проведения квест игр.
Увеличение количества участников квест игр.
Ресурсы для продолжения проекта
Заинтересованность участников проекта в продолжении работы.
Наличие новых идей реализации проекта.
Методическая поддержка организаторов квест игр со стороны администрации МБДОУ.
Управленческие решения администрации МБДОУ с целью совершенствования системы стимулирования педагогической деятельности, направленной на развитие профессиональной компетентности
Используемая литература
1. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
3. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ». «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
4. Лечкина Т.О. Технология «Квест – проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование – 2014. -№ 4.-с.45-47.
5. Николаева Н.В. Образовательный квест – проект как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся// Вопросы Интернет – образования, 2002, № 7.
6. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
8. Сокол И.Н. Классификация квестов // - 2014. - Вып. №6 (09). – С.138-140
9. Шеина Л.И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441.
10. Щелина Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1. - С.146-149
Интернет-источники:
https://www.maam.ru Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр.
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kvest-v-detskom-sadu.html Как провести квест-игру в детском саду
Приложение
Оценка эффективности взаимодействия МБДОУ и семьи
(оценка подготовлена заместителем заведующего по ВМР Автуховой Р.В.)
В данном педагогическом проекте представлен опыт работы педагогов группы № 2 компенсирующей направленности по разработке различных содержательных вариантов взаимодействия МБДОУ и семьи как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса.
Приоритетным направлением работы МБДОУ является коррекция нарушений речевого развития детей. Включение семьи в поле коррекционного взаимодействия мы считаем основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь детям с речевой патологией.
Целью работы по обеспечению взаимодействия с семьями воспитанников является создание условий для формирования активной позиции каждого родителя как участника коррекционно-образовательного процесса, интеграции и социализации ребенка; создание благоприятного психо-эмоционального климата в семьях детей с особенностями в развитии, положительных установок в сознании родителей.
В ходе реализации педагогического проекта «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников» решены задачи:
- Установлен контакт с родителями детей, посещающих группу компенсирующей направленности.
- Выявлены образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- Разработана и апробирована система мероприятий активизации взаимодействия с родителями средствами квест игр.
Работа строилась в соответствии с планом.Одним из направлений реализации поставленной цели было внедрение новой формы работы с семьями детей – реализация технологии квест игры.
Одним из важных условий реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 27» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
При апробации квест игр в условиях группы компенсирующей направленности был проведен мониторинг эффективности взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников, в котором участвовали родители воспитанников группы № 2 и педагоги группы.
Были определены основные направления взаимодействия с родителями:
- выявление особенностей семей воспитанников и семейного воспитания;
- выделение областей особого внимания;
- совместное планирование работы;
- выполнение плана действий:
- наблюдение педагогов за детско-родительскими отношениями;
- оценка полученных результатов, оценка эффективности процесса взаимодействия с родителями в ходе проекта.
В начале учебного года администрация МБДОУ выявила степень готовности воспитателей и специалиста, работающих на группе, к взаимодействию с родителями и уровень компетентности в данном направлении деятельности. В то же время педагоги провели самооценку профессиональной деятельности. Затем для преодоления субъективности оценки были соотнесены результаты самодиагностики педагога и его оценки заместителем заведующего по ВМР и старшим воспитателем. Для объективности оценки учитывалось мнение родителей.
Мониторинг проведен поэтапно:
1 этап мониторинга - первичный мониторинг, он был направлен на получение данных о семье, особенностях воспитания, об интересах, потребностях родителей в сотрудничестве, едином видении задач воспитания и развития детей.
2 этап мониторинга – промежуточный, он позволил оценить представления и умения родителей в конкретных областях, определил выбор квестов, при корректировке были внесены изменения в содержание процесса взаимодействия с родителями. Промежуточный мониторинг проводился и как дополнительный с теми семьями, дети которых проявляли сложности в развитии.
3 этап - итоговый мониторинг, который помог определить эффективность проделанной работы, оценить удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, поставить задачи на будущее.
Процедура мониторинга позволила педагогам оценить степень заинтересованности родителей и их стремление активно участвовать в образовательном процессе МБДОУ, но и родителям осознать собственные интересы, определиться в воспитательной позиции, лучше узнать собственного ребенка, установить желаемую потребность во взаимодействии с педагогами.
В результате были выделены группы родителей: активные родители, ситуативно-активные, равнодушные.Изучение особенностей семей позволило спланировать индивидуальную работу с разными группами родителей.
Заинтересованные родители активно участвовали в деятельности МБДОУ, группы, вносили свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигали идеи, оказывали существенное влияние на организацию образовательного процесса, разрабатывали совместно с педагогами мероприятия и активно в них участвовали. Эта группа составила 53%.
Ситуативно-активные родители были социально активны, по просьбе педагогов приходили на помощь и педагогам, и детям. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров их настроение могло резко меняться. В связи с этим возникали определенные трудности во взаимодействии. Эта группа составила 27%.
Равнодушные родители – не чувствующие ответственности за воспитание детей, не занимающиеся организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий, не участвующие в деятельности МБДОУ, группы, не выполняющие отдельные поручения – отмечена тенденция уменьшения их количества от 20% в начале года и их отсутствие в конце года.
Эффективность проводимой работы с семьями воспитанников определена активностью педагогического персонала группы, которые не допускают в работе формализма; учитывают социальный запрос (интересы, нужды, потребности) родителей в планировании работы группы, проводят социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учитывают её особенности в планировании работы; используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные), внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы с семьей; стремятся к диалогу при организации работы с родителями; создают условия «открытости» группы и дошкольного учреждения для родителей.
В начале учебного года крайне важно было выявить трудности, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. Одна из трудностей заключалась недостаточности у педагогов необходимых знаний и навыков в организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей, средний коммуникативный уровень. Поэтому педагоги определили для себя содержание работы по самообразованию и прошли дистанционное обучение по дополнительной профессиональной программе «Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО» в НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» (г.Москва) в объеме 120 часов.
В качестве критериев эффективного включения семей в образовательное пространство МБДОУ были взяты следующие:
1. Изменение уровня компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
2. Оптимизация условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство МБДОУ.
3. Рост уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в МБДОУ.
4. Повышение эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Важно добавить к перечисленным выше такой критерий, как
5. Разработка методической продукции по вопросам взаимодействия МБДОУ с семьями разных категорий.
Для анализа данного вопроса было сделано следующее:
1) проведен в МБДОУ социологический срез для получения данных о семьях;
2) изучен уровень педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
3) изучена эффективность использования разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;
4) изучены запросы, нужды, интересы родителей;
5) выявлен лучший опыт семейного воспитания;
6) изучены мнения родителей о работе МБДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Для осуществления полноценной оценки был определен уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг через анкетирование. Полученные результаты станут основанием для дальнейшего планирования работы.
Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки.
Были использованы индивидуальные листы оценки успешности реализации взаимодействия с родителями в ходе реализации педагогического проекта (таблица 1 Приложения), затем подготовлен сводный отчет по всем полученным данным и составлена обобщающая таблица (таблица 2 Приложения).
Вывод: Результаты, полученные в ходе реализации педагогического проекта, свидетельствуют о том, что используемая игровая технология ксест игр действительно способствовала повышению эффективности взаимодействия МБДОУ с родителями воспитанников.
Таблица 1
Оценка успешности реализации взаимодействия
с родителями в ходе реализации педагогического проекта
(для индивидуального опроса участников проекта)
Критерии оценки | Оценка по шкале от 1 до 10 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Охрана и укрепление здоровья детей | ||||||||||
Развивающая (воспитывающая) роль взаимоотношений | ||||||||||
Диагностическая и коррекционная роль взаимоотношений | ||||||||||
Коммуникативная роль взаимоотношений | ||||||||||
Профессиональное самосовершенствование | ||||||||||
Педагогическая компетентность родителей |
Таблица 2
Результаты успешности реализации взаимодействия
с родителями в ходе реализации педагогического проекта
ФИО педагога | Охрана и укрепление здоровья детей | Развивающая (воспитывающая) роль взаимоотношений | Диагностическая и коррекционная роль взаимоотношений | Коммуникативная роль взаимоотношений | Профессиональное самосовершенствование | Педагогическая компетентность родителей | Средний результат |
Мыскова Татьяна Николаевна | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 | 8 | 9,2 |
Попадейкина Людмила Александровна | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 | 8 | 9,2 |
Соколова Светлана Анатольевна | 10 | 10 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8,7 |
Средний результат | 10 | 10 | 8,7 | 8,7 | 8,7 | 8 | 9 |
Оценка успешности реализации взаимодействия
с родителями в ходе реализации педагогического проекта
(сводные данные по итогам опроса участников проекта)
Критерии оценки | Оценка по шкале от 1 до 10 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Охрана и укрепление здоровья детей | ||||||||||
Развивающая (воспитывающая) роль взаимоотношений | ||||||||||
Диагностическая и коррекционная роль взаимоотношений | ||||||||||
Коммуникативная роль взаимоотношений | ||||||||||
Профессиональное самосовершенствование | ||||||||||
Педагогическая компетентность родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по работе с детьми и родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Сад и огород – витамины круглый год»
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей. Приобщение детей к здоровому образу ...
Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в рамках введения и реализации ФГОС ДО»
Активизация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребенка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО;Оптимизация системы взаимодействия с семьей через исп...
Обобщение собственного педагогического опыта: Мастер -класс "Организация взаимодействия с родителями воспитанников в детском саду"
Формирование представлений у родителей о значимости детско – родительских отношений....
Проект "Квест -современная игра" в ДОУ
Проект "Квест -современная игра"...
Педагогический опыт: «Народная игра, как средство здоровьесбережения у воспитанников ДОУ
План -конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:«Народные игры –путь к здоровью»...
Выступление на педагогическом совете. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада»
Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях....
Педагогический проект «Квест игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников» во второй группе раннего развития № 8 «Звездочки»
Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностн...