«Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности ипрофессионального развития педагога»
презентация
Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и
профессионального развития педагога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глобализация образования - процесс все большего приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики. Модернизации профессионального образования - политическая и общенациональная задача, цель которой состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего формирование целостной естественно - научной картины мира, высокое качество образования, которое соответствует вызовам XXI века
Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н; зарегистрирован Министерством юстиции 6 декабря 2013 г. вводится в массовое применение с 1 сентября 2019 г.; но с 2014 г.– режим апробации
Область применения Применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда
Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт – документ, содержащий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности ( ст.195.1 ТК РФ). Содержит перечисление трудовых действий, которые должен выполнять специалист в рамках своих профессиональных функций, и определяет требования к необходимым для этого умениям и знаниям .
Трудовой кодекс РФ (в новой редакции) Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ПС) Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. ПС - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ТФ) Статья 195.3. Если настоящим Кодексом, другими ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной ТФ, ПС в части указанных требований - обязательны для применения работодателями. ...
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам . Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
ПРИМЕНЕНИЕ ПС по ВЭД «Образование» ВЭД – виды экономической деятельности Работодатели: обеспечение соответствия квалификации работников требованиям ПС, подбор и расстановка педагогов и руководителей образовательных организаций, стимулирование качества труда работников (в т.ч. через «эффективный контракт», организация подготовки и ПК ПС Работники: определение своего профессионального уровня, планирование повышения квалификации и карьерного роста Органы власти:: формирование и реализация кадровой политики в сфере образования Службы по надзору в образовании : Оценка соответствия педагогов и руководителей требованиям ПС Система непрерывного профессионального образования: формирование и обновление ФГОС, образовательных программ, оценка соответствия подготовки выпускников требованиям ПС ТК РФ: ст. 195.1 – 195.3 ФЗ «Об образовании в РФ»: ст. 11, 46, 51, 52 и пр. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения ПС… государственными или муниципальными учреждениями…»
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя, это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Выполняет функции, призванные : Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога. Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда. Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка и помогает педагогу в решении новых, стоящих перед ним проблем.
Профессиональный стандарт педагога, который пришел на смену морально устаревшим документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда , предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Профессиональный стандарт определяет все виды педагогической деятельности воспитателя детского сада и раскрывает необходимые педагогические компетенции, способствует выстраиванию педагогической деятельности воспитателя в свете новых требований ФГОС и в логике специфики дошкольного образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" статья 60: уровень проф. образования и(или) квалификация, указываемые в документах об образовании и(или) о квалификации, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации , если иное не установлено ФЗ
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Структура профессиональных стандартов 1. Общие сведения ( наименование видов профессиональной и экономической деятельности, на которые распространяется стандарт и т.д. 2. Перечень трудовых функций, входящих в стандарт с указанием соответствующих им уровней; 3. Характеристика обобщенных трудовых функций, включающая: возможные наименования должностей, связанных с осуществлением данной функции; требования к образованию; требования к наличию опыта практической работы; особые условия допуска работы. Для каждой трудовой функции: трудовые действия; необходимые знания; необходимые умения; другие характеристики ( в этом разделе для всех трудовых действий названо «Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики » ).
Структура профессиональных стандартов Виды профессиональной деятельности, на которые распространяется профстандарт педагога: дошкольное образование; начальное общее; основное общее; среднее общее образование. Цель профессиональной деятельности( в рамках, регламентируемых стандартом): Организация образовательных услуг по основным общеобразовательным программам. Возможные наименования должностей, на которые распространяется профессиональный стандарт педагога: «Учитель», «Воспитатель».
ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ Трудовая функция (ТФ) - система трудовых действий в рамках ОТФ
Профессиональный стандарт педагога Обобщенные трудовые функции Трудовые функции Т к образованию Т к опыту У допуска к работе Знания Умения Действия
Обобщенные трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации ОП в ОО ДО Педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП Общепедагогическая функция Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Дошкольного образования Начального общего образования Среднего общего образования Высшего З У Д З У Д
В ПС определены требования к квалификации, необходимой для выполнения ОТФ, а, следовательно, и ТФ, ее составляющих. Требования к квалификации = требования к образованию + требования к опыту работы
Требования к образованию Требования к опыту работы Условия допуска к работе Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются. К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Общепедагогическая функция Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП Осуществление проф. деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Планирование и проведение учебных занятий. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Формирование универсальных учебных действий. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) Формирование мотивации к обучению. Владеть формами и методами обучения, оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Владеть ИКТ-компетентностями Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения. Основы методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство
Воспитательная функция Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Проектирование и реализация воспитательных программ. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие экскурсий, походы.
Развивающая деятельность Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Разработка (совместно с другими специалистами) индивидуального развития ребенка. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. . Понимать документацию специалистов . Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Знать педагогические закономерности организации образовательного процесса. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
Педагогическая деятельность по реализации программ ДО Трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения Участие в разработке ОП образовательной организации в соответствии с ФГОС. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды ОУ. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ОП. Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей дошкольного возраста . Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный. Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Современные тенденции развития дошкольного образования Организовывать виды деятельности, осуществляемые в дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная. Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской). Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями . Владеть ИКТ-компетентностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога
В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....
Методическая разработка. Педагогический совет на тему: "Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога"
Материал для педагогов и старших воспитателей...
Тема самообразования: «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
ФИО педагога Перемитина Марина ВячеславовнаНа период с 01.10.2017 по 01.05.2018 годаАнализ проблем профессионально – педагогической деятельности:- отсутствие квалифицированных кадров для реализации пр...
"Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО" предназначена для работы с педагога...
«Педагогический совет «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
Обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессионального стандарта...
методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы
в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...