"Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО"
методическая разработка на тему
Консультация "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО" предназначена для работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений. ФГОС ДО предъявляет новые требования к профессиональной компетентности педагога. В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Таковым является приказ Минобртруда РФ № 544-н от 18.10.2013г "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) - воспитатель, учитель. Материал консультации раскрывает профессиональные консультации воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_professionalnye_kompetentsii_pedagogov_dou.pptx | 470.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА? ФГОС ДО предъявляет новые требования к профессиональной компетентности педагога. В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности . Таковым является приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта « Педагог ( педагогическая деятельность в сфере дошкольного , начального общего, основного общего, среднего общего образования ) ( воспитатель , учитель)»
Профессиональный стандарт определяет единый подход к профессиональным компетенциям педагога ДОУ; Профессиональный стандарт – это документ, включающий перечень профессиональных и личных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации; Профессиональный стандарт – это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень; Профессиональный стандарт – это средство отбора педагогических кадров в учреждения образования; Профессиональный стандарт – это основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем; Профессиональный стандарт педагога включает трудовую функцию «педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», которая, как и другие функции, рассмотрена через перечень трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний. Ряд действий и умений педагога дошкольного образования напрямую связан с реализацией педагогом ФГОС ДО.
Профессиональный стандарт о тражает структуру профессиональной деятельности педагога - общепедагогическая функция: обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность; трудовые функции: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания.
Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ - Иметь высшее или среднее педагогическое (дошкольное) образование - Знать программы обучения - Уметь планировать и анализировать работу - Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными. - Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей - Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля - Владеть ИКТ-компетенциями.
Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ: - владеть формами и методами воспитательной работы; - владеть организационными формами и методами; - уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство; - поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад. Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ - готовность принять всех детей; - выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь; - готовность к взаимодействию с другими специалистами; - у меть отслеживать динамику развития ребенка;
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В словаре С.И. Ожегова, пон ятие « компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания , которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни . Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности .
К основным составляющим ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ относятся: • интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности; • коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, эмпатию. • информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах. • регулятивнивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА - СПОСОБНОСТЬ УСПЕШНО ДЕЙСТВОВАТЬ НА ОСНОВЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА, УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ: Знание специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной деятельности с детьми : - основываться в своей работе на нормативно-правовую базу 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 7. Методические рекомендации для ДОО по составлению ООП ДО на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО 8. Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО
- В связи с введением ФГОС изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная ( партнерская) деятельность взрослого и ребенка детстве. Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми: 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения). 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства). 4. Открытый временной конец занятия ( каждый работает в своем темпе).
Знание закономерностей развития ребенка (возрастные особенности) , особенности становления и развития детских деятельностей (в соответствии с ФГОС ДО их девять) : 1. Игровая деятельность ( включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры) 2. Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) 3. Познавательно-исследовательская деятельность ( исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) 4. Восприятие художественной литературы и фольклора 5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) 6. Конструирование из разного материала (конструктор, бумага, модули, природный материал и др.) 7. Изобразительная деятельность ( рисование , лепка, аппликация) 8. Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла муз. произведений, пение, муз.-ритмические движения, игры на детских муз.инструментах ) 9. Двигательная деятельность ( овладение основными движениями, формы активности ребенка)
Умение организовывать ведущие виды деятельности (предметно- манипулятивная – в раннем возрасте и игровая – в дошкольном возрасте) ; Умение организовывать совместную (партнерскую) деятельность дошкольников. Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми: - в ключенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; - д обровольное присоединение детей к деятельности ( без психологического и дисциплинарного принуждения). - с вободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства). - о ткрытый временной конец непрерывной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Умение организовывать самостоятельную деятельность дошкольников ( необходимые условия: правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и владение необходимыми умениями и навыками ); Владение технологиями, методами, средствами, формами деятельности и условиями их применения ; Умение проектировать, реализовывать и анализировать эффективность и результаты своей деятельности в соответствии с ФГОС ДО ( Включает в себя владение методами и средствами проведения педагогической диагностики, результаты которой могут использоваться для решения следующих задач: индивидуализации образования, оптимизации работы с группой)
Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. Владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач (использование активных форм и методов взаимодействия)
Владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми . Использование ИКТ позволяют сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной Презентации вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом Интерактивное оборудование необходимо использовать в работе с детьми при безусловном соблюдении ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, соблюдать продолжительность работы техники, обязательно использовать комплексы упражнений для глаз, проветривать помещение.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО....
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...
Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО»
Профстандарта педагога опережает изменения системы профессиональной подготовки воспитателя и процедуры аттестации педагогических кадров. Для того чтобы педагогу было легче систематизировать свой уже и...
Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для педагогов "Индивидуальный маршрут педагога в соответствиями с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО"...